«Диалог»  
РОССИЙСКО-ИЗРАИЛЬСКИЙ АЛЬМАНАХ ЕВРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
 

ГЛАВНАЯ > ДИАЛОГ-ИЗБРАННОЕ > ПОЭЗИЯ

 

Иегуда АМИХАЙ (Израиль)

Я ВСЕМ ОБЯЗАН ПРЕДЫДУЩИМ ПОКОЛЕНИЯМ


Из книги «СЕЙЧАС И В ИНЫЕ ДНИ»
(1955)


ДОЖДЬ НA ПОЛЕ БОЯ
Памяти Дики
Падает дождь на лица друзей,
На лица друзей живых — они
Накрывают голову одеялом —
И на лица мертвых друзей — они
Больше не накрывают.

* * *
Вода, которая с высот
По трубам темным медленно течет
И ожидает, терпеливо стоя,
Внутри стены, покуда кран откроют,
Таков и я, придя издалека,
Теперь поблизости, в тени своей пока
Я жду, что ты меня захочешь. Рядом быть,
По зову твоему служить,
Любить по-своему, когда захочешь ты,
Приду к тебе из темноты.


Из книги «НА РАССТОЯНЬЕ ДВУХ НАДЕЖД»
(1958)


БОГ МИЛОСЕРДИЯ ПОЛОН
Бог милосердия полон,
Не будь этот Бог милосердия полон,
Милосердие было бы в мире, а не лишь у него.
Я, срывавший цветы на холме
И на все долины глядевший,
Я, носивший трупы с высот,
Могу сказать, что нет милосердия в мире.


Я, что был воеводой воды у моря,
Стоявший беспомощно у окна,
Ангелов считая шаги,
И чье сердце гири страданья вздымало
На немыслимых состязаниях.


Я, берущий лишь малую часть
Слов из словаря.
Я, который обязан загадки решать поневоле,
Знаю, не будь этот Бог милосердия полон,
Милосердие было бы в мире,
А не лишь у него.


Стихи о Иерусалиме
(1958–1980)


ИЕРУСАЛИМ
На крышах Старого города
Белье закатным светом освещено:
Белая простыня врагини,
Полотенце врага —
Утирать его пот со лба.


А в небе Старого города
Змей.
И на конце у нити —


Мальчишка,
Которого мне не видно
Из-за стены.


Мы подняли много знамен,
Они подняли много знамен.
Пусть нам кажется, что весело им.
Пусть им кажется, что весело нам.


ПОЛОН ИЕРУСАЛИМ ЕВРЕЕВ...
Полон Иерусалим евреев, бывших в употребленье истории,
Евреев поношенных, евреев с легким изъяном, со скидкой.
И Сион постоянно перед глазами, и все глаза
Живых и умерших разбиваются, словно яйца
О край сковородки, чтобы сделать город
Богатым, раздутым и толстым.


Полон Иерусалим усталых евреев,
Их вечно — кнутом по спине и в праздник, и в пост,
Как медведей, что пляшут до боли в ногах.


Что нужно Иерусалиму? Мэра не надо,
Нужен директор цирка с кнутом в руке.


Пророчества усмирять и пророков тренировать
Для скачек по кругу, и глыбы камней обучать
Выстраиваться пирамидой, дерзновенною и опасной,
В заключительном номере нашей программы.


После чего они спрыгивают на землю
При звуках оваций и войн.


И Сион постоянно перед глазами. Со слезами.


Из книги «ЗА ВСЕМ ЭТИМ СКРЫВАЕТСЯ СЧАСТЬЕ БОЛЬШОЕ»
(1974)


СИНАГОГА ВО ФЛОРЕНЦИИ

Весна и нежность на дворе,
Дерево в цвету, четыре девочки играют
На перемене меж уроками иврита,
У памятного мрамора доски:
Леви, Сонино, Касуто и другие
В строчках ровных, как в газете


Иль в Пятикнижии.
И дерево стоит не в честь чего-то,
А просто в честь весны,
Ариведерчи, Отче наш,
Бона нотте, Господи.


Слезы на глазах,
Будто в кармане сухие крошки
Съеденного пирога.


Бона нотте, Сонино,
Ариведерчи, шесть миллионов,
И девочки, и дерево, и крошки.


БЕСКОНЕЧНЫЙ СТИХ
В современном музее
Внутри
Старая синагога.
Внутри синагоги
Я.
Во мне
Мое сердце.
В сердце
Музей.
В Музее
Старая синагога,
Внутри нее
Я,
Во мне
Мое сердце,
В сердце
Музей.


Из книги «ЧАС МИЛОСЕРДИЯ»
(1982)


В ЖИЗНИ КАЖДОМУ НУЖЕН ПОКИНУТЫЙ САД

В жизни каждому нужен покинутый сад
Или дом, чьи стены давно облупились,
Каждому нужен иной, позабытый мир.
В глубокой печали люди глядят
На пейзаж и места, будто тело свое, называют:
Хребет, подножие, макушка горы.


И военные при массированном обстреле
Нежным словом обозначают цели:
Сосок, перекрестье, ямочка, пах.
Ибо в жизни каждому нужен покинутый сад
(Знали Адам и Ева, как сад этот нужен),
Или дом обветшалый,
Или хотя бы одна закрытая дверь,
Которую больше не отворить.


Из книги «ОТКРЫТО – ЗАКРЫТО – ОТКРЫТО»
(1998)

Из цикла «БОГИ СМЕНЯЮТСЯ, МОЛИТВЫ ОСТАЮТСЯ НАВЕК»


Бог христиан — еврей, слегка плаксив,
И Бог мусульман — арабский еврей из пустыни, слегка охрип,
Лишь Бог евреев — сам не еврей,
Как Ирод Идумеянин приведен царствовать у евреев,
Так доставили из бесконечного будущего
Абсолютное Божество, не статую и не картину, не дерево
и не камень.


Из цикла «ТАНАХ, ТАНАХ...»


Три сына было у Авраама, а вовсе не два.
Три сына было у Авраама — Ишмаэль, Ицхак да Ивке1.
Но никто не слыхал об Ивке, потому что младшим он был
И любимым, и в жертву был принесен на горе Мориа.
Ишмаэля Агарь, его мать, сберегла. Ангел Ицхака спас,
Ивке же не спас никто. Когда он был еще мал,
Отец с любовью его называл Ивке, Ивк, маленький Евк
И милый мой. Однако, связав, он на закланье его отдал,
А в Торе сказано, что барана. Был же это Ивке.
Ишмаэль никогда уж о Боге не слыхивал,
Ицхак не смеялся потом никогда,
Сарра засмеялась однажды, но больше не стала.
Три сына было у Авраама:
Ишма, Ицхак, Ивке,
Ишмаэль, Ицхакэль, Ивкеэль.

Перевод с иврита Якова ЛАХА

 

<< Назад - Далее >>

Вернуться к Выпуску "ДИАЛОГ-ИЗБРАННОЕ" >>

БЛАГОДАРИМ ЗА НЕОЦЕНИМУЮ ПОМОЩЬ В СОЗДАНИИ САЙТА ЕЛЕНУ БОРИСОВНУ ГУРВИЧ И ЕЛЕНУ АЛЕКСЕЕВНУ СОКОЛОВУ (ПОПОВУ)


НОВОСТИ

4 февраля главный редактор Альманаха Рада Полищук отметила свой ЮБИЛЕЙ! От всей души поздравляем!


Приглашаем на новую встречу МКСР. У нас в гостях писатели Николай ПРОПИРНЫЙ, Михаил ЯХИЛЕВИЧ, Галина ВОЛКОВА, Анна ВНУКОВА. Приятного чтения!


Новая Десятая встреча в Международном Клубе Современного Рассказа (МКСР). У нас в гостях писатели Елена МАКАРОВА (Израиль) и Александр КИРНОС (Россия).


Редакция альманаха "ДИАЛОГ" поздравляет всех с осенними праздниками! Желаем всем здоровья, успехов и достатка в наступившем 5779 году.


Новая встреча в Международном Клубе Современного Рассказа (МКСР). У нас в гостях писатели Алекс РАПОПОРТ (Россия), Борис УШЕРЕНКО (Германия), Александр КИРНОС (Россия), Борис СУСЛОВИЧ (Израиль).


Дорогие читатели и авторы! Спешим поделиться прекрасной новостью к новому году - новый выпуск альманаха "ДИАЛОГ-ИЗБРАННОЕ" уже на сайте!! Большая работа сделана командой ДИАЛОГА. Всем огромное спасибо за Ваш труд!


ИЗ НАШЕЙ ГАЛЕРЕИ

Джек ЛЕВИН

© Рада ПОЛИЩУК, литературный альманах "ДИАЛОГ": название, идея, подбор материалов, композиция, тексты, 1996-2024.
© Авторы, переводчики, художники альманаха, 1996-2024.
Использование всех материалов сайта в любой форме недопустимо без письменного разрешения владельцев авторских прав. При цитировании обязательна ссылка на соответствующий выпуск альманаха. По желанию автора его материал может быть снят с сайта.