Иосиф УТКИН
О ГОРЬКОМ
В детстве о писателях узнаешь через школу. Через домашние разговоры взрослых. Имя Горького пришло в паше детство, минуя обычные пути писательской славы: имя Горького пришло в народной молве. Как легенда.
По железнодорожным захолустьям царской России медленно ползет желто-зеленый поезд. Едут разоренные неурожаем самарские крестьяне. Едут, с пилами и топорами в деревянных ящиках, рыжебородые плотники-сезонники. Едут Микиты Кожемяки в другие концы России искать работы и счастья. Едет поющая и плачущая рекрутчина. Поезд гремит железом, позвякивает жестяными чайниками, звучит плачущими песнями. Поезд этот называется «Максимом Горьким».
Так первый раз узнал я это имя.
Еще задолго до Великой Октябрьской революции Горький становится символом народной жизни, его страданьем и чаяньем, народной легендой. Горький был для народа не только талантливым писателем, но, может быть, а большей степени, народным героем. Ибо в малограмотной России для этого мало было быть талантливым писателем, для этого надо было в самой своей судьбе нести нечто героическое. В самой судьбе этого человека из народа, пролетария, для страдающих людей, трудящихся дореволюционной России, было что-то обнадеживающее и героическое. Горький и в литературе возник как начало народное, которому суждено было восторжествовать в 1917 году.
Мне, как поэту, хотелось бы особенно отметить одно обстоятельство в судьбе Горького, о котором, пожалуй, не все советские читатели, да и, между нами говоря, не все советские писатели знают и помнят: о том, что одновременно с началом литературной деятельности Горького совпадает возникновение и появление целого литературного движения - символизма, поэзии упадка, - русского декаданса.
Сама «природа этого искусства была - неверие с окружающий мир, в будущее народа. Равнодушие ко всему окружающему и гипертрофированное внимание к себе. Эти люди не видели ничего замечательного вокруг себя. И хотя они и создавали талантливые стихи, все же это было искусство горстки, а не искусство народа.
Горький искал, увидел и нашел замечательных людей в той среде, из которой он сам вышел. Этот диогеновский труд - «поиски человека» - оставался характерной чертой Горького и во всю его последующую жизнь. Только Максим Горький не залезал в бочку, как Диоген, а прошел пешком чуть не всю Россию.
Это же было и типично для Горького как вождя литературы: все живое, талантливое он замечал и поддерживал. Молодой Маяковский находит в лице Горького первого смелого редактора, рискнувшего напечатать первое крупное произведение великого поэта. И это тогда, когда не только литературные мракобесы, но и даже горьковское окружение смотрит на Владимира Маяковского чуть ли не как на литературного хулигана.
Гораздо позже, несмотря на нездоровую славу, окружавшую Сергея Есенина, Алексей Максимович угадывает в нем большого русского лирика и в пику разным политическим левакам и авантюристам громко называет Есенина тонким лириком, рожденным поэтом.
Своим орлиным оком гения Алексей Максимович замечал не только равных или близких себе по полету. Сколько просто талантливых людей было поддержано и своевременно оценено им! Прочтите переписку Горького с советскими писателями! Сколько имен, внимания, тепла, суровой критики, заботы о советской литературе.
Среди многих других и я не прошел не замеченным. Об этом, пожалуй, не стоило бы рассказывать, если бы речь не шла скорее о Горьком, чем обо мне.
В 1926 году, после выхода моей поэмы «Повесть о рыжем Мотэле», я заболел и попал в южный санаторий, в Крым... Надо полагать, что молодой парень, после первой литературной удачи, в Крыму, на юге - я не занимался проблемами космоса и даже литературными проблемами. Поэтому, когда однажды под вечер, на волейбольной площадке, мне сказали, что на мое имя пришло письмо из-за границы, я отнесся к этому известию как к обычному курортному юмору. Письмо из-за границы?! В Крым?! В санаторий?! Мне?!
Каково же было мое удивление, когда перед ужином я, все-таки заглянув в письменный ящик, действительно на букву «у» обнаружил письмо.
Голубой конверт. Много иностранных марок. От кого же?!
Торопливо открываю конверт и, во-первых, смотрю на подпись: «Ваш А.Пешков». Теперь я не постыжусь признаться: я не сразу понял, о ком идет речь. Культурный уровень мой был таков, «то потребовалось прочесть письмо, чтобы убедиться в том, что «А.Пешков» и М.Горький почти одно и то же. Радость помножалась на удивление...
...Письмо было очень теплым. Горький прочел мою поэму. Поэма, видимо, понравилась. Хвалит. Предупреждает, что первый успех затрудняет будущую работу и в конце неожиданно пишет, что хотел бы посмотреть, «какой Вы есть», если будете за границей, приезжайте в Сорренто...
Мне! В Крым! В санаторий! Из Сорренто!
Таков был Горький.
Надо оказать, однако, что Горький ценил в писателях направленность их творчества, их честность, искренность, то есть опять то же, что делает поэзию действенной и нужной обществу. Отсюда постоянное требование к писателю - интересоваться жизнью народа, знать ее.
Гуляя как-то вдвоем с Горьким, в Сорренто, я пришел в юношески телячий восторг от вида лимонного дерева, густо увешанного зрелыми бронзовыми плодами.
- Не правда ли, Алексей Максимович, - сказал я, обращаясь к Горькому, - дерево - как бронзовая люстра?
Горький как-то по-особенному ласково, иронически прищурил глаз, посмотрел на меня и неожиданно на вопрос ответил вопросом:
- А Вы, Уткин, знаете, сколько раз в году итальянские крестьяне снимают урожай?
А вот этого-то я как раз и не знал. И поэтому - очень смутился. Но Горький, как бы не заметив моего смущенья, вывел меня из него подробным рассказом об итальянском сельском хозяйстве.
В другой раз, вернувшись из очень интересной автомобильной поездки с Максом, сыном Алексея Максимовича, я, возбужденно делясь своими впечатлениями с Горьким, сказал, между прочим, что южная часть соррентийского полуострова ужасно похожа на наш южный Крым. Горький, улыбаясь, посмотрел на меня и сказал:
- В особенности тем, что и здесь, в Италии, как и у нас в дореволюционном Крыму, процветает дикая эксплуатация женщины и паразитизм мужчины. Вы, наверное, об этом говорите?
Внимание к народной жизни, любовь к народу, вера в него - эти черты горьковского характера сквозили во всем у Алексея Максимовича.
Вы, наверное, знаете, что Максим Горький был изумительный рассказчик. Все это были интересные, очень остроумные рассказы. По существу, это была галерея прекрасных чудаков, в одиночку или в компании с кем-нибудь, так или иначе, а делавших что-то замечательное. За улыбкой - опять та же горьковская мысль: в России, мол, много интересных, талантливых людей, а чудаками я, мол, их сделал для того, чтобы вот слушать о них веселее было.
Даже в горьковских анекдотах было что-то народное. Вспоминаю один такой анекдот. Приехали в Нижний на ярмарку английские инженеры. И очень стали хвалиться своим искусством пить зелья всякие. Кто с ними ни пил, всех валили. Купцы садились, - валят. Попы садились, - валят. Чиновники, - валят. Заело нижегородцев. Забрали они инженеров, посадили их на пароход, нагрузили их всяческими сортами напитков н подсадили к ним группу приказчиков - прославленных мастеров дегустирования. И наказали: с каждой пристани телеграммы давать, как англичане держатся. Поплыл пароход по Волге. День плывут, - ничего. Два плывут, - ничего. Наконец, на третий день приходит лаконичная телеграмма: «Уложили на зеленом Шартрезе».
- Вот тебе и англичане, - весело смеется Алексей Максимович.
Галерея горьковских типов разнообразна. Смелый художник, он находил их повсюду. В среде рабочих, крестьян, купцов, интеллигентов, а, если надо, его героем может быть и поп...
Для хорошего человека, если этот человек народен, Горький не жалел места в своем творчестве.
Очень интересную вещь рассказал мне покойный народный артист Щукин.
После премьеры «Егора Булычева» на квартире Горького собрались обсудить постановку спектакля. И вот группа литературных архаровцев вздумала обвинить Щукина в том, что уж, мол, больно симпатичным выглядит в его исполнении купец Булычев. Щукин говорил, что он очень взволновался. Надо сказать, что в это время еще были очень сильны в искусстве всякие авербахи. Горький очень рассердился.
- Вы что же думаете, у русских сословий были только уроды? В России нет прошлого? И он тут же обратился к неисчерпаемому источнику своей памяти, приведя ряд примеров из среды купеческой, церковной, дворянской. Причем, с удивлением рассказывал Щукин, по имени, по отчеству и по месту жительства.
Горький ненавидел схематизм и любил людей.
Уважал их качества и страдания. Но он не был сентиментален. Он знал, что страдание страданию рознь. Это Горький сказал замечательную фразу о том, что «есть такого рода страдания, один вид которых вызывает отвращение».
Вот этот-то мудрый оптимизм, вот подобного рода вера в людей и в свой народ, уважение к его радостям и страданиям и должна унаследовать от Горького наша, зачастую не в меру бодрая, поэзия.
Далее>>
<< Назад к содержанию