Владислав ИВАНОВ
ПЕТРОГРАДСКИЕ СЕЗОНЫ ЕВРЕЙСКОГО КАМЕРНОГО ТЕАТРА
Еврейское культурное возрождение первой трети ХХ века явилось вызовом и прошлому, и будущему. Ему предшествовали века скитаний, погромов, бесправного прозябания в гетто. Впереди были белые и красные погромы, Холокост, двойной удар при сталинском режиме: первый - борьба с национализмом, второй - борьба с космополитизмом.
К исходу 900-х годов прошлого века национальная культурная активность, преодолевая вековые препоны, вырвалась на поверхность жизни, захватывая все новые сферы художественной, просветительской и научной деятельности. Эти препоны были не только внешними, государственными установлениями, бытовыми предрассудками, но и внутренними, укорененными в традиционном укладе местечковой жизни, сложившейся на протяжение столетий. Возникла парадоксальная ситуация, когда традиционный уклад был одновременно и препятствием, и опорой новой культурной активности.
Неуклонное разрушение этого уклада под действием многих экономических и политических факторов одновременно и открывало новые пути, и лишало еврейскую культуру почвы.
Еще сохраняли силу все царские запреты и ограничения, еще черта оседлости вновь и вновь заставляла евреев ощущать свое место, а жизнь местечка уже превращалась в уходящую натуру. Деятели еврейского возрождения начинают с того, что пытаются ее удержать. Составляются коллекции еврейских древностей, изделий народных художников и ремесленников, начинается серьезное изучение еврейского фольклора.
Еще в 1901 году Семен Гинзбург и Петр Марек выпустили сборник "Еврейские народные песни в России". Их призыв записывать музыкальный фольклор, которому без фиксации грозит исчезновение, был подхвачен в ноябре 1908 года группой энтузиастов, из петербургской консерваторией, большей частью учеников Н. А. Римского-Корсакова, создавших Общество еврейской народной музыки. Среди основателей были Соломон Розовский, Лазарь Саминский, Михаил Гнесин, Зусман Кисельгоф, Александр Житомирский. Целями общества провозглашались: содействие изучению и распространению еврейской народной музыки (религиозной и светской); собирание народных песен и их аранжировка; издание нот и музыковедческих исследований; устройство музыкальных вечеров, лекций концертов, оперных спектаклей; открытие публичных библиотек.
В том же 1908 году по инициативе историка Семена Дубнова на основе Историко-этнографической комиссии при Обществе для распространения просвещения между евреями в России было создано Еврейское историко-этнографическое общество. Этнографические экспедиции, организованные поэтом, писателем и этнографом С. Ан-ским (1911-1914) на средства барона Д. Гинцбурга, по местечкам Волыни и Подолии спасли еврейский фольклор от забвения и гибели накануне мировых войн, массовых погромов и Холокоста. В 1916 году в Петрограде на основе коллекций собранных С. Ан-ским был создан Еврейский историко-этнографический музей.
Большим событием общественной и культурной жизни евреев стал выпуск шестнадцати томной "Еврейской энциклопедии" (СПб, 1908-1913) на русском языке под общей редакцией Давида Гинцбурга, Авраама Гаркави, Семена Дубнова.
Рост образовательного уровня российского еврейства способствовал подъему, а затем и расцвету (несмотря на жестокие цензурные ограничения) еврейской периодической печати. Тираж ежедневной газеты на идише "Фрайнд" достигал нескольких десятков тысяч экземпляров. Популярны были и издания на иврите: альманах "Ха-асиф" выходил тиражом семь тысяч экземпляров. Крупнейшими изданиями были "Ахиасаф" и "Тушия" (на иврите), "Идише библиотек" (на идише) Ицхока Лейбуша Переца в Варшаве, "Мория" (на иврите в Одессе). Наибольшую культурную ценность имели литературно-исторические журналы и сборники, выходившие на русском языке: "Восход", "Еврейская старина" (ред. С. Дубнов, 1909-1930, Петербург-Петроград-Ленинград), "Рассвет" (ред. Авраам Идельсон, 1907-1914, Петербург) и другие издания.
В 1915 году по инициативе скульптора Ильи Гинзбурга было учреждено Еврейское общество поощрения художеств под председательством деятеля кадетской партии, адвоката Максима Винавера, просуществовавшее до 1919 года. Наиболее значительной акцией Общества явилась выставка его членов, проходившая в апреле-мае 1916 года. Среди участников - Марк Шагал, Натан Альтман, Моисей Маймон, Петр Геллер, Исаак Бродский, Симха Симхович, Элеонора Блох, Арнольд Лаховский и другие. В России это был первый случай подобного рода.
После февральской революции на Украине было сформировано национальное демократическое правительство - Рада. С июля 1917 года в Раде имели свое представительство почти все еврейские политические партии и общественные течения.
8 января 1918 года Рада провозгласила национально-культурную автономию. По инициативе литератора Нахмана Майзеля учреждена Культур-Лига, призванная объединить национально мыслящих деятелей еврейской культуры. В Декларации 1919 года было провозглашено, что "Культур-Лига опирается на три столпа: 1) еврейское народное образование; 2) литература на идише; 3) еврейское искусство. Сделать наши массы народными. Сделать наших мыслителей еврейскими. В этом - цель Культур-Лиги"[i]
На таком бурном фоне не сразу стали заметны новые течения, зародившиеся в эти же годы в театральной жизни.
В конце 1905 года был фактически отменен запрет играть на идише, хотя по-прежнему разрешение на постановку еврейских спектаклей зависело от прихоти местного начальства. В 1908 году антрепренер и актер Авраам Каминский создал «Литерарише трупе» («Литературная труппа»), несколько позднее - "Фарейнигте трупе" («Объединенная труппа»), просуществовавшую до 1910 года. В том же году драматург Перец Гиршбейн при поддержке известного поэта Хаима Нахмана Бялика открыл "Гиршбейн-трупе". Образцами для Гиршбейна были московский Художественный театр и символистский театр западной Европы. Однако идеи еврейского художественного театра не нашли тогда поддержки ни у массового зрителя, ни у еврейской общественности. В 1910 году правительственный циркуляр подтвердил, что запрет на представления на идише остается в силе.
Однако остановить развитие еврейского театра было уже невозможно. В 1912 году в России функционировали шестнадцать трупп, из которых четыре были стационарные (две в Варшаве и по одной в Лодзи и Одессе). Но художественное качество спектаклей заставляли деятелей еврейской культуры считать, что еврейский театр приходится строить на пустом месте.
С началом мировой войны царское правительство ужесточило старые ограничения и ввело новые. В немилость попал идиш в виду его немецкого происхождения. Закрывались газеты и журналы. Были запрещены всякие представления на еврейском языке.
На исходе войны, весной 1916 года появились первые сообщения об организации в Петрограде Еврейского театрального общества, учредителями которого стала группа литераторов и присяжных поверенных во главе с известнейшим адвокатом и политическим деятелем Оскаром Осиповичем Грузенбергом: "Новое общество имеет целью содействовать всестороннему развитию еврейского театрального дела в России. Для достижения этой цели общество будет иметь попечение о нуждах еврейского театрального дела и об интересах еврейских театральных и сценических деятелей. Общество предполагает открывать отделения и в провинции"[ii]. Предполагалось, что представления будут даваться как на идише, так и на иврите.
5 июля 1916 года "определением Петроградского особого городского по делам об обществах присутствия" Еврейское театральное общество (ЕТО) "внесено в реестр обществ гор. Петрограда за №1006"[iii]. Тогда же был принят устав, в котором подчеркнуто, что "театральные представления, устраиваемые обществом, могут происходить исключительно на древнееврейском и разговорно-еврейском языках"[iv]. Деятельность нового общества должна была распространиться на всю Россию.
К осени 1916 года подготовительные работы были закончены и 9 ноября в помещении петроградского адвокатского кружка состоялось учредительное собрание, на котором присутствовало около двухсот человек. Собрание открыл О. О. Грузенберг, который "был единогласно избран председателем". В своем докладе он так сформулировал главную задачу ЕТО: "Наше общество задается целью создать еврейский театр. Но не театр подобный американскому лубочному, а еврейский народный художественный театр с настоящей режиссурой и настоящим репертуаром. Создание этого театра есть еврейское народное дело первостепенной важности"[v]. Затем "о целях и задачах нового общества говорил Л. И. Левидов (член Еврейского театрального общества - В. И.) Мысль о создании Еврейского театрального общества возникла в минувшем году во время состоявшегося в Москве всероссийского съезда деятелей народного театра[vi] <...>Александр Рафаилович Кугель (театральный критик - В.И.) указал на необходимость театра как зеркала народа. Евреи - театральный народ, ибо чувствительный народ, причем многовековая история, заставляя еврейский народ приспособляться к разным условиям жизни, развила в нем способность перевоплощения"[vii]
Уже на первом же заседании драматической секции 1 декабря 1916 года: "после продолжительных прений г. Председатель поставил на голосование вопрос о желательности немедленного открытия драматической студии.
Большинством голосов признано необходимым немедленно же приступить к открытию еврейской драматической студии <... >
9 декабря 1916 года. Собрание решило вместе с тем немедленно приступить к разработке вопроса об открытии еврейской театральной школы <...>
Собрание просило также М. С. Ривесмана (Марк Семенович Ривесман - писатель, театральный деятель. - В.И.) и С. В. Нигера (Самуил Вольфович Нигер - литературный критик - В.И.) к 9 декабря составить доклад о состоянии еврейского репертуара в настоящее время"[viii]. Заседание 9 декабря началось с того, что была заслушана резолюция репертуарной комиссии, в которой в частности утверждалось: "...образцовый репертуар может быть установлен лишь при живом опыте, и потому она приветствует создание студии при Театральном обществе и считает своим долгом приступить сейчас же к разработке репертуара для этого".
Следующим по повестке было выступление М. М. Розена, который должен был представить выводы комиссии, рассматривавшей вопрос об организации драматической студии. Вот это выступление в протокольном изложении: "Еврейский художественный театр должен быть создан живым творчеством, а не изучением и, следовательно, задача театральной студии - двойная: она служит мостом к художественной работе и школой для молодых, незаконченных артистических сил. В работе необходима коллективность. Первая начинающая работать группа должна быть объединена в художественной идее. Успех студии прямо пропорционален степени единства воззрений и взглядов участников. Последние должны отдаться делу всецело, - любительству, дилетантизму не должно быть места.
Говоря об участниках студии, приходится иметь в виду новые силы, ибо старые традиции не соответствуют художественным задачам и с ними нужно порвать. <...>
В настоящее время весьма трудно подыскать руководителей студии и представляется возможным, в случае необходимости, обратиться к крупному режиссеру не еврею, который все же может указать общие формы художественного творчества. Для выявления национально-еврейских особенностей в театральном искусстве будут с режиссером в качестве его ближайших помощников работать 2-3 наиболее даровитых актера и таким образом образуется режиссерская коллегия. <...>
Успех начинания всецело зависит от людей, которые призваны будут стать во главе дела и поэтому выбор этих лиц должен быть особенно тщателен"[ix].
В связи с тем, что заседание затянулось допоздна, прения по докладу М. М. Розена были перенесены на следующее заседание, которое состоялось 10 января 1917 года. Однако прения окончательно запутали участников, далеких от практической театральной деятельности. Было решено: "Для детального рассмотрения указанного вопроса устроить следующее заседание с участием приглашенных режиссеров: гг. Ракитина, Мейерхольда и Гайдебурова"[x].
На заседание 5 февраля из троих приглашенных явился только Юрий Ракитин, начинавший актером в Художественном театре, а с 1911 года служивший режиссером в Александринском театре. Но это собрание примечательно, прежде всего, тем, что в работе Еврейского театрального общества впервые принял участие и сразу привлек к себе внимание молодой, никому тогда не известный Алексей Михайлович Азарх, впоследствии занявший одно из ведущих мест в истории еврейского театра под фамилией Грановский [xi]. Первым был рассмотрен вопрос о вечере памяти великого еврейского писателя Ицхока Лейбуша Переца, умершего в Варшаве 3 апреля 1915 года. Эту вовсе некруглую дату и решило отметить Еврейское театральное общество. Единогласно было принято следующее решение: «Собрание постановило просить прочесть доклад о литературной деятельности И. Л Переца - С. В. Нигера), выбор произведений для чтения поручить репертуарной комиссии, а самое устройство вечера комиссии из следующих лиц: гг. Азарха, Нигера и Ривесмана"[xii].
У Грановского словно на лице было написано, что он делатель. Стоило ему появиться в Театральном обществе как на него сразу возложили и надежды, и обязательства. Любопытно, что первый и, быть может, случайный шаг Алексея Грановского в сторону еврейской культуры оказался связан с именем И. Л. Переца, трагического еврейского писателя, а уже в середине 20-х годов он поставит по Перецу, вероятно, лучший свой спектакль - "Ночь на старом рынке".
[i] Основные задачи Культур-Лиги. 1918-1919. Киев,1919. С.6. (идиш). Цит. по ст. Г.И.Казовский. Еврейское искусство в России. 1900-1948. Этапы истории// Советское искусствознание'27. М.,1991. С.246.
[ii] Хроника за неделю// Еврейская жизнь. М.,1916. №13. 27 марта. Стлб.34.
[iii] Устав Еврейского театрального общества. Август 1916 года. Типограф. // РГАЛИ. Ф.2307. Оп.2. Ед.хр.529. Л.1.
[iv] Театральное общество// Еврейская жизнь. М.,1916. №29. 17 июля. Стлб.27.
[v] Открытие Еврейского театрального общества// Еврейская жизнь. М..1916. №47. 20 ноября. Стлб.28-29.
[vi] Всероссийский съезд деятелей народного театра проходил в Москве с 25 декабря 1915 по 5 января 1916 года.1 января состоялось заседание, посвященное отдельным национальностям. Доклад о еврейском театре сделал С.Ан-ский.
[vii] Хроника// Театр и искусство. П.,1916. №53. 13 ноября. С.924.
[viii] Протокол общего собрания драматической секции Еврейского театрального общества. 1 декабря 1916 года. Заверенный маш. текст// РГАЛИ. Ф.2307. Оп.2. Ед.хр.530. Л.1-1об.
[ix] Протокол соединенного заседания совета Еврейского театрального общества и драматической секции. 9 декабря 1916 года. Заверенный маш. текст// РГАЛИ. Ф.2307. Оп.2. Ед.хр.530. Л.17-17об.
[x] Протокол заседания драматической секции и репертуарного комитета Еврейского театрального общества. 10 января 1917 года. Заверенный маш. текст// РГАЛИ. Ф.2307. Оп.2. Ед.хр.530. Л.45.
[xi] Грановский Алексей Михайлович (1890, Москва - 1937, Париж), режиссер. Учился в петербургской Школе сценического искусства (1910-1911). Во время учебы в Мюнхенском университете и Театральной Академии работал в качестве помощника режиссера, художника по свету, инженера сцены в различных театрах. Летний сезон 1912 работал в Мюнхенском Художественном театре, затем в театре Рейнгардта в Берлине. В 1914 возвращается в Россию и принимает псевдоним Грановский. Первая самостоятельная постановка "Филипп II" Э. Верхарна в Новом театре (Рига, 1914).
[xii] Протокол соединенного заседания драматической секции и репертуарной комиссии Еврейского театрального общества. 5 февраля 1917 года. Заверенный маш. текст// РГАЛИ. Ф.2307. Оп.2. Ед.хр.530. Л.47.
Далее >>
<< Назад к содержанию