Главная > Архив выпусков > Выпуск 7-8 (Том 1) > Поэзия
Герман ГЕЦЕВИЧ (Россия)
ЛУННЫЙ ШЕЛК
Роальд Мандельштам был одним из ярких представителей ленинградского андеграунда, подпольной богемы. Он входил в первую послевоенную группу независимых художников-нонконформистов, которые подвергались преследованиям гебистов, арестам, ссылкам, психиатрическим репрессиям. Это прежде всего: Александр Арефьев, замечательный художник, скончавшийся в 1980 году в Париже, арестованный, а позже высланный из страны скульптор Валерий Титов, а также живописцы Шалом Шварц, Рихард Васми, Владимир Шагин, В. Громов и Р. Гудзенко.
Роальд Мандельштам среди них был единственным литератором, мастером изящной словесности. Особенности его поэтики нередко сравнивают с поэзией «серебрянного века» - с символистами, с акмеистами. Но читая стихи Роальда Мандельштама, инстинктивно понимаешь, что имеешь дело с поэзией живой, которую трудно втиснуть в узкие рамки «измов» и классификаций и и почти невозможно определить никакими наукообразными терминами. Его звуковые и визуальные метафоры неожиданны, ход мыслей непредсказуем, эмоции физически ощутимы. Ведь то, что написано страстным поэтическим сердцем, нельзя перевести на другой язык, пересказать своими словами. В этом, на мой взгляд, коренное отличие поэзии от непоэзии, подлинного человеческого чувства от фальшивой имитации, подделки. Напиши поэт лишь одно единственное стихотворение «Лунные лимоны», он бы уже занял свою нишу в современной словесности.
Луна - магистральный символ поэтики Роальда Мандельштама. Он присутствует почти в каждом его стихотворении. И это не тавтология, а художественный метод. Его стихи своей утонченностью напоминают батики, фантастические картины, роспись по шелку. Но это не декоративные атрибуты прикладного искусства. А метафизическая реальность, побывав в которой, уже не хочется возвращаться.
В те времена, когда официальные советские писатели, литературные функционеры занимались откровенным прелюбодеянием с жизнью, с властью, шли на компромиссы, холуйски обслуживали прогнившую до мозга костей систему, об издании стихов Роальда не могло быть и речи. А ведь они абсолютно аполитичны. «Совков» больше всего раздражала не сама стилистика этих текстов, а непризнание общепринятых «норм». При жизни поэта ни одна строчка его стихов нигде не публиковалась. Они распространялись только в сфере «самиздата». Их переписывали, перепечатывали и запоминали люди.
Стихи Роальда Мандельштама я прочитал впервые в «Антологии Синей Лагуны», составленной Константином Кузьминским в США уже после смерти поэта и в альманахе «Аполлоне-77» с предисловием Михаила Шемякина. В 1982 году в Иерусалиме издательством «Лексикон» выпущена книга ранее не публиковавшихся стихов поэта, составленная Анри Волохонским. В нашей стране имя Роальда Мандельштама известно лишь узкому кругу ценителей поэзии.
Измученный нищетой и тяжелой хронической болезнью, Роальд Мандельштам осознавал одну простую вещь - лучше сдохнуть с голода, чем приторговывать душой и совестью, разменяв поэтическое слово, как расхожую монету. Мужественно и честно пройдя свой короткий жизненный путь, Роальд Чарльзович Мандельштам скончался зимой 1961 года в возрасте двадцати девяти лет, оставшись в литературной памяти современников не только как однофамилец «великого сталинского узника», но и как самобытный поэт со своим отчетливым лицом, сохранивший до последних дней литературное и человеческое достоинство.
Из рассказа художника АРЕФЬЕВА о поэте Роальде МАНДЕЛЬШТАМЕ
<< Назад к содержанию