Главная > МКСР "ДИАЛОГ" > Илья Крупник (Россия)
НАИСКОСОК
Было светло, день, он сидел у бабки в старом кресле. Да. Да!
Он прятался тут от жены! Бабка-хозяйка давно ушла, а он задремал, похоже.
Во дворе зимой
эта бабка упала, он помог, довел сюда, в соседский дом. С тех пор -
единственному -
она кивала ему, улыбаясь чуть-чуть в морщинах. Тут жена его не найдет.
Имя у бабки
было простое Дуся, на улице у них, Железнодорожной, она торговала семечками.
Сидела на стуле неподвижно в черном платье до пят, большая, грузная, как темная
копна. Перед ней на табуретке раскрытый мешок полный, стакан граненый утоплен в
семечки, рядом другой, поменьше.
Только фамилия
у нее была, пожалуй, не очень простая, хотя это было абсолютной правдой, точно:
фамилия была Вертеп.
Конечно, есть
разные значения: в старину как будто так называли притон, но и другое есть -
прежние деревенские объяснили - давным-давно ходили по селам люди с куклами
раскрашенными самоделками, устраивали представления.
Дуся была во
всем городская; может, деды когда-то были деревенские?
Во дворе
рассказывали: сколько-то лет назад, и еще жив был ее третий или четвертый муж,
они занимались прибыльным, очень профессиональным делом - к ним приводили
породистых собак, и она с мужем помогали выводить породистое потомство.
У одного из
соседей, большого умельца, была собачка-девочка, к ней подобрали, наконец,
потенциального папашу будущих породистых детей.
Да только
красавец-мальчик на беду оказался неумелым девственником, и никак понять не
мог, чего от него хотят.
Дуся
становилась уже на колени и снизу ладонью поддерживала будущую мамашу, а Дусин
муж прикладывал будущего папашу. Но не получалось ничего.
И вдруг у
папаши от изумления и радости стали невероятно круглыми глаза, и он застыл.
Короче,
пришлось Дусиному мужу действовать дальше самому, раскачивать папашу. Результат
превзошел все ожидания: детей оказалось десять.
Понятно, сейчас
вдовой Дусе осталось разве что поджаривать семечки.
- Но, -
высказала ему бабка Дуся, когда пояснил, почему хочет прятаться, - ты
просто найди жену себе поумней да и покрасивей. Вот я в жизни свою красоту
реализовала.
Он запер
бабкину дверь снаружи, пошел мимо семечек и отдал ключ.
-
Спасибо.
- Угу,
-
кивнула бабка Дуся. -
Понадобится? Заходи.
Он стоял теперь
у перекрестка. Прямо и справа все еще копали, тогда он перешел на левую сторону
наискосок по широкой доске.
В маршрутке
было тесно, мимо мчались назад уже незнакомые дома. Отпуск его кончался,
впереди явно была пустота, найдут помоложе. «Ищи работу! -
кричала ему Лизка. -
Сколько можно!»
А можно…а можно
разве что прищурить глаза. Рядом, как всегда, был его папа, держал за руку. Они
сидят вдвоем, вместе на скамейке в районном парке у воды. Сбоку какие-то
отцветшие кусты иван-чая, белые пуховые их головы колыхаются от ветра. От ветра
одна оторвалась и полетела в пруд, и поплыла. Она плывет быстро, быстро-быстро,
как маленькая утка. Да.
А ему уже почти
шестнадцать, и без папы прежде он не мог ходить - остаточный полиневрит.
Как больно было в детстве, и лекарства, массаж, зарядка… Но папа был рядом и
давно, часто, особенно когда папа ушел на пенсию, они ходили вместе, ходили и
ходили, ходили и ходили, ходили и ходили. Оттого постепенно он смог сам, еще
осторожно, пусть косолапо, раскачиваясь, но ходил. И снова брал папу под руку.
Это теперь,
через годы трудно поверить, осталась хромота немножко - больше ничего.
Маршрутка
тормозила, люди вылезали, согнувшись, вылезали, и она мчалась опять.
Он сидел
позади. Еще остановка, но долгая почему-то, кругом пустые сиденья. Вроде вообще
он один? Нет, кто-то стоит, наклонившись к водителю, разговаривает. Видны
отсюда джинсовая куртка, джинсы, волосы светлые до плеч.
А здесь за
стеклами угол магазинчика с вывеской дурацкой «Подошва» - выходит, ремонт обуви.
Никогда, похоже, тут не бывал. Проехал свою остановку! К папе… Даа.
От угла магазинчика
уходила вниз гладкая дорога. Только на столбе висит «кирпич».
Но они уже едут
и быстро! По этой дороге, где «кирпич». Женщина, что уговаривала водителя,
сидит впереди, вполоборота; слева, и, вплотную прислоняясь к стеклу, глядит на
дорогу.
Куда мы едем?
Да все равно. Кто писал? - Родишься и прикрепишься. Придешь на службу, так и
живешь.
А едем куда-то
в балку, овраг громадный, вокруг короткая зеленая трава. И памятник посередине
там невероятный, большой, черный.
- Ну
все, -
оборачивается водитель, немолодой, угрюмый человек. - Дальше пешком пойдете.
Они шли по
асфальтовой пологой дорожке. Женщина впереди, худенькая, в джинсовой куртке,
брючках, сумка через плечо на ремне. Белокурые волосы ее вовсе не крашенные…
Красивые.
Памятник был
густого чугунного цвета: огромные, плотно сгрудившиеся люди. Первый вытягивал
черные длинные руки вперед, сжатые в кулаки. Сбоку прижимался к нему стоявший
на коленях маленький человек. Позади еще кто-то поднял вверх высоко черную
ладонь.
Они стояли оба,
задрав головы. Наконец молча пошли кругом. Нигде ни надписи никакой, ничего.
Невдалеке нечто
похожее на дом с окнами, но плоской крышей, и длинный он, продолговатый.
Все окна были с
решетками, а перед окнами вроде бетонные подоконники, широкие.
- Я
залезу, посмотрю. -
Она оборачивается. Они стоят рядом у последнего от торца окна. Какие у нее
большие вопрошающие глаза. Только совсем не такие, как у Лизки, хотя они
голубые, но Лизкины словно без зрачков, словно ничего не выражают.
Он, вцепляясь в
решетки, влезает тоже на подоконник, а она очень ловкая. Сколько ей лет? Когда
рядом, он даже чувствует тонкий такой запах - кажется, что вовсе не
косметики.
Они глядят
сквозь решетки.
-
Ничего не видно, -
говорит она, прижимаясь лбом. - Вот, что-то лежит. Плиты, кажется, одна на другой. И
кирпичи светлые. А вы видите?
- Да.
Но это, по-моему, не склад. На задней стенке, - он всматривается вбок,
вдавливаясь щекой в решетку, - там что-то написано, большие буквы, но отсюда не
прочтешь.
Спрыгнув, они
идут вдоль стены. На белой стенке фломастером нарисован контур красного
большого сердца, и надписи разные вкривь, вкось «Петя лох», «Я тебя люблю», «За
что ты обиделась на меня?» Мальчишки и девчонки развлекались.
Двери в
переднем торце, как ворота, и тоже решетчатые, заперты на висячий замок.
Отсюда видны
там словно пустые витрины, ближе к стене, и те же светлые кирпичи, плиты. То ли
не закончена еще работа, то ли брошена.
На задней
стенке можно уже прочесть белые буквы, часть фразы «…оккупантами здесь
расстреляны 120 тысяч…»
-
Господи! -
говорит она. -
Это ж музей! Хотели, наверно… Господи!..
Снова они у
памятника. Рывком она раскрывает сумку и вынимает оттуда камни.
Нагибаясь,
начинает раскладывать, прикладывать их к подножью один, другой, третий, еще,
еще, еще, еще камни.
- У
меня муж, -
задохнувшись, говорит она, - он умер, он меня старше, очень; он просил, я приехала,
здесь все родные его в земле, отец, мать, старики, все родственники, много,
много… Он сказал, у евреев полагается класть не цветы, камни. У меня муж был
еврей. -
И она заплакала вдруг, всхлипывая, обеими руками стискивая, прижимая к себе
сумку.
Маршрутки на
прежнем месте не было. И нигде ее не было. По всему судя, тут есть еще другой
выход. Вернее, вход. Вдалеке, и правда, виднелась, похоже, арка. А он ведь
слышал раньше про этот памятник, но война была так давно; когда он родился, с
той войны прошло больше двадцати лет.
Они молча шли
рядом в сторону арки по асфальтовой дороге.
Нужно хоть
что-то сказать… Ну хоть что-то... А слов не было. Ну хоть как ее зовут. Что
сказать. Как. Все не то. Откуда приехала?.. Все не то. Он не мог, боялся
взглянуть ей в лицо.
-
Прощайте, -
не поворачиваясь к нему, она кивнула, когда вышли из арки, и быстро пошла,
свернула в переулок.
Кругом было
совсем пусто. Стояли низенькие, побеленные, с плетнями-заборами почти уже
деревенские дома.
Он шел мимо
этих низких домов, заборов, потом - то ли начинался лес, то ли пригородные посадки, он
повернул назад. Можно, наверное, прожить ну чуть не половину жизни, а остаться
вот таким… Почему?.. В детстве, в юности виновата, конечно, болезнь, но сейчас…
Когда было ему
лет пять, он сидел еще в специальной колясочке на детской площадке. «Папа! - звал
он его. -
Папа, почему никто со мной не играет?» «А ты… - Подходил быстро папа. - Ты
придумай чего-нибудь сам. А? Ты же выдумщик, выдумщик».
-
Здравствуйте. -
Бесшумно подошел кто-то сзади, поравнялся, поглядел и так же бесшумно пошел
дальше, обгоняя. Это был плотный, черноглазый, черноголовый, в черной куртке
непонятный человек. Из-под куртки у него свисала сбоку полукругом витая
блестящая цепочка. Вроде под курткой пистолет.
Человек уходил
быстро, дальше, бесшумно, и уже нет его - свернул за деревья.
Может, это лесник?..
Какой же
все-таки он был дурак, когда поверил, что она его полюбила, Лизка…пожалела
сердечно, ведь тогда, почти десять лет назад, он еще не так хорошо ходил, и
снова детские эти боли, и ему вообще было в тот год так тошно, так плохо на
душе, а она была тоже вроде несчастной, сирота, приехала из глуши какой-то. Она
смотрела на него снизу вверх: он ведь столько знает, даже институт окончил,
читал столько…
Он уверен был,
что если любовь, то все преодолимо: будет, не может не быть, единения душ! А
нельзя никогда, наверно, жизнь связывать с человеком другой среды. Конечно, все
бывает и получается хорошо. Но ведь это гораздо реже. Гораздо реже…
Когда он
подошел, наконец, к районному парку, остановился, потом медленно, оглядывая,
прошел через парк. Пруд, у которого раньше они сидели с папой, отдыхая, был
сейчас затянут на треть ярко-зеленой неподвижной ряской.
Человек в
оранжевом комбинезоне с силой поворачивал вентиль трубы возле лесенки, что
уходила в воду. Наконец, хлынул из трубы поток.
-
Чистим, -
оборачиваясь, сказал человек в комбинезоне и подмигнул. - Уже и рыбка водится. Тут,
видишь, недавно низовой пожар был.
И правда,
высокие кусты у пруда были снизу темно-рыжего цвета. Бурлила светлая вода,
отодвигая прочь зеленую ряску, а вокруг рыжие, наполовину рыжие кусты.
- Вон,
-
дотрагиваясь до его плеча, сказал кто-то худой, невысокий, в старенькой
штормовке с капюшоном, он смотрел вверх на дерево рядом. -
Ветки, вон, смотрите, будто убегали от огня.
Теперь они оба
смотрели. Действительно, все ветки на дереве прижаты были вверх к стволу.
-
Ну-ну, -
сказал капюшон и пошел неспеша вокруг пруда.
Если бы
остановился он, поговорили бы еще: может, он поэт или художник? Так хотелось с
таким человеком поговорить. А даже не обернулся, как та женщина у памятника,
молодая, белокурая, о которой все время, оказывается, думал.
Вот сам он
никого никогда не убивал, но внезапно, вдруг, вдруг представилось (может, это
чертов телевизор), что так взял и убил и не одного человека!.. Неповинных. Но
это был уже бред. Просто бред.
И мама умерла,
мама… А что осталось после нее… Лизка на помойку отнесла?..
На антресолях,
Лизка этого не знает, лежит сейчас дяди Яшин портфель. Дядя Яша был музыкант,
сосед. И это до сих пор: как он сидит у них в комнате, согнувшись у стола,
старый уже, и ему всегда было холодно. На нем подбитая ватой безрукавка, на
лысой голове берет, горбатый нос его похож на клюв, и под носом капля.
Раньше, когда
родители уходили на работу, считалось, дядя Яша присматривает за ним и в пять,
и в шесть, и в семь лет и позже присматривает за ним.
Только дядя Яша
за ним не присматривал. Он давал ему пластинки, чтобы сам ставил на проигрыватель
у своей кровати или уже у стула, но только, чтобы музыка играла тихо: дядя Яша
за столом писал книгу.
Больше всех
дядя Яша любил Шопена и написать хотел о его жизни, обо всем.
Закончил он
свою книжку, напечатал ли ее? Но она явно была забыта, потому что, возможно,
были книги о том же гораздо лучше.
А в портфеле
дяди Яши лежали лишь черновики, выписки откуда-то цитат, обрывки нотных листов.
Это было уже совсем ненужное никому. Да и много лет дяди Яши не было в живых.
Только не поднималась рука на портфель.
Но, а если
представить такое: годы и больше, больше пройдут и все забудут даже самые
хорошие, бумажные книги забудут. И откопают обрывки эти ненужные, и, как на
любых раскопках вместе с обломками простейших обеденных древних тарелок и
кусочков пустяковых, но старинных писем, посчитается - вот он, значит,
антиквариат.
Перед маминой
кончиной он сидел в ее квартире, в той, когда разошлись с папой, сидел у ее
кровати. Мама открыла вдруг глаза и вроде …вроде даже узнала его!
-
Знаешь, -
сказала она, -
он лежал на диванчике. Я ему ногти на ногах подстригла, он был так благодарен.
Ему, наверное, никто этого не делал.
И снова она
закрыла глаза.
1 | 2
Назад >>