Главная > МКСР "ДИАЛОГ" > Илья Крупник (Россия)
ГОРОД ДЕЛФТ
(Окончание)
15
Теперь я пишу все время и как-то не могу остановиться. Это
не украдкой, отрываюсь просто от электроэнергетических расчетов и пишу. Ведь по
вечерам сил нет, устаю. А утром голова свежая и вовсе не для канцелярии, и я
даже чувствую иной раз в потоке слов какой-то явный внутренний ритм. Именно
ритм.
А в электроэнергетических записях у меня уже наверняка
ошибки, поэтому надо иначе.
Я снимаю часы с руки и кладу на стол. С утра, пока такой вот
запал, я пишу не отрываясь. А потом что-то спотыкается, затухает, тогда и
перехожу на канцелярию. Конечно, в голове начинают постепенно снова сами собой
крутиться дорога, река, лес, разные такие люди, события, сколько ж я видел… На
оторванных клочках из тетрадки записываю бегло несколько слов для памяти, для
утра. И снова углубляюсь в канцелярскую круговерть.
Мой седобородый сосед по столу – я ж сижу с самого края –
смотрит иной раз украдкой – чем занимаюсь?.. Но мне-то, чего мне бояться.
Донесет? Но пока спокойно. И я продолжаю. И вокруг заняты все, у каждого свое
задание. Проверяющий не ходит вдоль столов, это вам не школа, другой у них явно
метод наблюдения, они видят все на экранах, конечно, которых мы не видим. Но
что тут хорошо – главное – выполнения норм, пока, во всяком случае, не требуют.
За этими столами почти всех я уже знаю в лицо.
К примеру, физика-теоретика, он тут единственный такой
ярко-рыжий (моя слабая рыжеватость не в счет), волосы у него растрепаны, очки
сползают, а глаза у него наверняка зеленые, потому что, как считается теперь, у
всех рыжих глаза зеленые. В чем вовсе я не убежден. И также не убежден, что
леворукие, о чем иронизирует мой седобородый сосед, – это, мол, у них все от
дьявола. У нас ведь есть левши.
А еще я прекрасно знаю, что за вторым от меня столом сидит и
трудится как все (кто б вы подумали?) тот самый следователь, что допрашивал нас
в квартире Паисьевича. Он явно делает вид, что не знает меня, не замечает. А он
похудел и как-то сник. Тоже, значит, попал за что-то – или им не нужен теперь
больше – в нашу категорию «Бесполезных».
Иногда для отдыха – это разрешается – выхожу в коридор,
пройтись туда, обратно, размять ноги. Сегодня ко мне присоединился и мой сосед,
седой, седобородый. Он идет со мной, словно в паре, не отставая (ишь
живчик!..), я ускоряю шаги, я один хочу, а он не отстает.
– Послушай. – Задерживая, стискивает он мое плечо. – Я же
вижу, я понимаю, что ты пишешь, ну прямо сочинение целое, а? Да не бойся. Не
боишься? Молодец! А я могу тебе помочь, потому что скоро меня тут не будет, и
меня они не найдут.
Мы стоим в самом дальнем коридорном закутке. Он оглядывается
быстро и начинает отцеплять приклеенные бороду и усы, а потом стаскивает седой
парик.
Мне в лицо, подмигивая, улыбается молодой человек моего
возраста.
16
Кто он такой на самом деле и что значит
«скоро здесь не будет» и «меня они не найдут» и в чем может мне помочь, я так и
не узнал тогда. В коридоре появились – на прогулку люди, и мгновенно он снова
оказался седобородым, седовласым стариком. А потом кто-то и что-то все время
мешало, не удавалось пока поговорить наедине спокойно.
А между тем в доме у нас начали возникать
некоторые новшества.
Вчера вечером, идя к себе в квартиру, я
наткнулся вдруг на кого-то, он сидел прямо на полу у двери Паисьевича, вытянув
ноги. Свет в коридоре был слабый, горела одна только лампочка там, посередине.
Но сама дверь Паисьевича за его спиной начала
дергаться, его спина мешала явно открывать дверь. А когда с силой еще раз
дернулась, этот кто-то повалился набок.
Из квартиры яркий свет, у порога в тренерках
и футболке Милица Борисовна на корточках домывала пол. Волосы ее растрепались,
лицо было красное от натуги.
– Хм, – сказала Милица и привстала, держа в
руках тряпку. – Это что ж такое?
Человек по-прежнему лежал неподвижно на боку,
поджав ноги.
– Стойте. – И отбросив тряпку, она пошла
быстро назад, вернулась с банкой воды и изо всех сил брызнула в него водой изо
рта.
Человек пошевелился и стал поднимать голову.
– Ну, – сказала Милица, – что будем делать?
– Надо бы перенести куда-то, – сказал я.
– Хорошо. Давайте, 5-ая квартира не заперта.
Я начал приподнимать его за плечи, Милица за
ноги. Он оказался очень длинным.
– Нет, так не пойдет, – сказал я. – Лучше я
сам. – И поднял его на руки, ноги его болтались, он был совсем легкий, невероятно
худой и легкий, и плохо от него пахло. А лицо его теперь совсем близко: это был
«человек-затылок».
Положив его, наконец, в комнате незапертой
квартиры на кровать, я посмотрел на Милицу, что стояла рядом.
– Что ж, придется подкармливать его, – сказала
она.
– Придется, – я согласился. – Только…
– Что вы хотите сказать, что из ваших шишей,
какие вам там плятят, – усмехнулась Милица, – не разгуляешься, да? Так я его
беру на себя.
– Да вы ж не работаете.
– Как не работаю. Работаю. Только моя работа
особая. Еще и вас могу подкормить. – И она с вызовом посмотрела на меня.
17
– Они его подхватили на улице сзади какие-то
двое в штатском, – рассказывал я в коридоре актеру Вите (ни свой парик, ни
бороду, на всякий случай, он больше не снимал), – и потащили этого бедолагу,
привезли на цементный завод, поставили золу сушить на костре. А там все такие,
как он, а над ними охранники с резиновыми шлангами, отвлечешься, и сразу бьют.
Остальные, хоть больные, хоть какие все равно с ведрами, носилками пудовыми, и
все бегом, все бегом, остановишься – и бьют.
– Чудесно. А актеров наших с ведрами не
встречал он там, а?
– Не знаю. Наверно, и ваши были.
– Ясно, ясно, – сказал Витя. – Ты вот пишешь,
так ты пиши все, все это пиши.
– Знаешь, – сказал я, – он говорил еще,
убежать можно, сам уполз, но ловят, а главное ведь все боятся, Витя, все
боятся. А чего боятся, непонятно. Кто, говорил он, кто над ними, над этими, над
всеми, кто?
Ночью я по-прежнему засыпал плохо. Это
поначалу казалось, что наш дом полностью уцелел, единственный из домов
переулка. Но когда поднимался ветер, в доме ночью раздавался стон. Собака
выла?.. Нет, никаких собак, ни кошек поблизости больше не было. Они исчезли
все, когда рушились дома. И потому понять что это, не мог. Скорей всего в
стенах обозначились трещины, и это стонал, проникая, ветер.
А решительная Милица все пыталась выхаживать
«человека-затылок» – он, от всего, что с ним происходило, вообще пугался
неожиданных звуков.
Я же со своей стороны уступил Милице и
согласился заходить поужинать с ними. Так мы хоть вместе здесь, очень уж тошно
одному в пустом доме.
В воскресенье Милица собралась куда-то и
предложила мне пойти с ней – будет, мол, и вам, я думаю, интересно.
Мы шли долго на западную окраину. Было очень
холодно, совсем не по-осеннему холодно, и на неизвестной мне улице Юрьевской из
открытых дверей маленькой церкви шел пар. Наверно, внутри там набилось очень
много народу, надышено было и тепло.
На улице то и дело здесь попадались люди с
колясками ручными на визжащих колесиках, они везли бидоны и канистры. Как
сказала Милица, воду везут, тут сохранились еще колонки, а водопровод с
перебоями.
Потом мы прошли через пустой парк. Внутри
заросли крапивы между деревьями, и перед летней проломанной театральной сценой
торчали столбики в ряд, на которых раньше крепились доски скамеек. А в самом
центре парка был облупленный постамент, на нем черный бюст Карла Маркса.
Мы уже вышли насквозь, когда из ближнего дома
выскочил низенький волосатый человек в одних трусах и заплясал, заплясал перед
нами, хохоча:
– Тетя Милиция! Тетя Милиция! Ты тетя
Милиция!
– Хватит, слышишь! Раз. – И как пистолетом,
Милица наставила на него палец. – Два! Косинус Фи!
Человек пригнулся и сложил, умоляя, ладони,
потом кинулся прочь.
Мы спускались медленно вниз по ступенькам
подвала, а из темноты трепыхнула вдруг цепью собака и началось ворчанье,
хриплое ворчанье, сейчас, сейчас она залает.
– Тихо! Тихо, Лорд, – сказала Милица. – Это я
и мы вместе, оба.
Ворчание смолкло, но в потемках я даже не
разглядел собаку.
Милица на ощупь привычно отомкнула железную
дверь, внутри горел тусклый свет.
Рядами в громадном подвале вдоль стен
высились античные статуи.
– Вот, – сказала Милица с гордостью, но и
печально. – Он все так же живой, наш музей. Ликвидированный.
18
Аресты в городе продолжались. Разыскивали,
как сказано было в развешанных повсюду объявлениях, тех, кто злостно пытается
прятать, несмотря на запрет, все прежние «так называемые ценности культуры».
Ранее арестованные исчезали бесследно, а на
площади у бездействующего фонтана – я ведь сам это видел! – три дня лежала,
вероятно, для острастки, отрезанная голова известного всем коллекционера.
На дверях нашего дома Милица поспешно
приклеила белый лист с надписью большими черными буквами «Карантин».
С помощью умельца, одного из новых жильцов
(теперь уже почти во всех квартирах селились беглые), во входную дверь со двора
был врезан замысловатый замок, а дверь открывалась тем, кто знал о невидимой
кнопке. Нажмешь, скажешь кто, и отвечают изнутри Милица либо я, и мы с ней
решаем.
В общем-то, обыкновенный домофон, но сама
кнопка в дверях невидимая, и беглые передавали, как ее обнаружить только самым
верным.
Поздними вечерами в одной из надежных квартир
на улице Гагарина я читал свои лекции о нашей отечественной истории XVII века, подлинную историю, постепенно переходя
к более близким временам, поскольку издан был и широко распространялся новый
учебник, где история словно начиналась заново.
Уставал я, конечно, очень, потому что помимо
канцелярской службы продолжал свои записки. И все так же, понятно, плохо
засыпал.
Однажды вечером я услышал вдруг за стенкой в
пустой комнате Гарика равномерный звон: били часы. Но этого совершенно быть не
могло! Старинные часы на стенке, которые у его мамы оставались еще от прадеда,
были сломаны и никто, как говорил Гарик когда-то, не брался починять.
Однако зайти туда, в комнату моего Гарика, я
до сих пор не мог решиться.
Я выскочил в коридор. Милица, Мила, как все
ее уже называли, наш теперешний комендант, стояла у Гариковой двери и тоже
прислушивалась. И, вправду, били часы.
– Ты знаешь, – сказала она, – я же все
понимаю, я тебя хорошо понимаю, ты не заходил туда ни разу, я понимаю, для тебя
выше сил. Но а можно я зайду? Ты скажи мне, ты скажи. Ну ты мне скажи…
Она так близко ко мне подошла.
– Да, – сказал наконец я. – И я не буду
больше называть тебя Мила, ладно, слышишь?.. Ты ведь для меня М и л я. Можно?..
– Можно. Для тебя все. Для тебя все, все
можно.
19
– Этим летом, Миля ты моя, так мне было
одиноко. А на дворе тепло, солнце, и, помню, иду я по асфальту вдоль кустов,
лопухов нашего без решетки двора, а под ногами всюду на расстоянии друг от
друга темные пятна и еще светло-коричневые маленькие камешки. Но сел на
корточки и понял, что это не камешки, а просто-напросто круглые раковины
улиток. Тепло стало, и все они, все на дороге уже под солнцем. Их длинные
такие, коричневые узенькие туловища выглядывали далеко наружу и у них усики
шевелятся. А темные пятна – это все следы раздавленных, незамеченных ракушек.
– Ракушки?.. Ты об одиночестве, да? Ты
метафорист, родной ты мой Павлуша. Я же видела, какими глазами ты смотришь на
меня, особенно в последнее время. И молчал. Ты совсем не современный человек,
ты во всем такой, Павлуша. Но за это, наверно, я и люблю тебя.
– А что ты, ну ты такая уж современная, да?
– Во всяком случае, может на чуточку больше.
Знаешь, женщины, они почти всегда практичней.
Это один вот из наших первых разговоров,
когда мы по-настоящему были уже вместе. «Скрещенье рук…» – Да лучше-то и не
скажешь, чем у запрещенного ныне поэта: – «Скрещенье рук, скрещенье ног, судьбы
скрещенье…»
Мы впервые рассказывали все друг другу, о
себе, детстве, юности. И как это раньше мы были не вместе!.. Ведь и лицо у Мили
– вовсе это неправда! – совсем, совсем не угловатое, волевое, да, но какие
глаза у нее и какая родная ее улыбка… А молодость кончилась у нее, когда
погибли и отец и мама в автобусной аварии. Но только – это говорила Миля –
человек никогда не должен, нет, жалеть самого себя, именно себя, все-таки это
главное. Чтобы жить дальше.
А я… Я больше не отпускал ее одну в вечерние,
и каждый раз особенно рискованные выходы в город. Она знала хорошо, кто и где
хранит остатки музейных фондов, знала оставшихся еще затаившихся
коллекционеров, считалась у них экспертом, и читала к тому же лекции об
искусстве. Это было все безвозмездно, только у самых богатых тайных
коллекционеров соглашалась на гонорары. Они шли в общий котел, потому что
выходившие тайком для пропитания беглые наши приносили, в общем-то, крохи.
Короче, в доме мы нельзя сказать, что мы голодали, но жили довольно скудно,
понятно.
А вот часы у Гарика продолжали идти. Но это,
по-моему, не столь уж диковинно. Каждый хотя бы раз мог видеть или, может,
слышать как что-то молчавшее вдруг оживало, и вот так воспряли часы.
Хотя, конечно, свои тайны есть и у неживых
вещей.
На одной из лекций Миля, например, объясняла,
в чем загадка удивительной яркости самых, казалось бы, обыденных сцен, какие
целых четыре века назад, и до сих пор это прекрасно, писал автор моего Делфта.
Делфта, которым я занавешивал у себя окно.
Раньше я слышал кое-что и даже читал об этом.
Но Миля еще упирала на не совсем обычные свойства зеркал, какие по-особому
устанавливал для освещения своей натуры художник.
Быть может, это и так. Но главное все равно
не в тайне, это понятно, его зеркал. Даже при высшем даровании главное
оказывалось опять-таки в силе его чувства.
20
Между тем работа моя над записками, в
общем-то, близилась к концу. У меня скопилось столько о недавних ситуациях, о
запретах и совсем уж о бесчеловечных фактах, о чем рассказывали беглые, прямо
на разрыв души.
Витя торопил меня: – Я, ты понял, я смогу
такое передать в загранку, понял? А ты тянешь. Пусть все узнают, не тяни!..
И Миля начала на компьютере набирать уже
готовые правленые черновики. Время летело так, что я и не заметил, вернее не
запомнил, когда Витя, получив, наконец, рукопись, исчез.
Но зато я запомнил, как нас всех большую
теперь группу «Бесполезных», художников, филологов, флейтистов даже и прочих,
выстроили в зале и по одному стали вызывать на допрос. Но никто, действительно,
и я в том числе, ничего не знал, каким образом и куда ему удалось уйти,
скрыться.
И так же точно не могу сказать, сколько
времени прошло с тех пор, как однажды в доме появился новый человек, беглый, он
передал Миле книгу.
Когда я вошел в квартиру, она кинулась ко
мне, целуя, обнимая меня: – Получилось! Вышла, вышла твоя книга, Павлуша,
родной мой! – Какие любимые, какие сияющие, любимые глаза и какое лицо
счастливое… И у меня, наверно, хотя и оглушенное, растерянное, конечно. Мы все
так же стояли в дверях, обнявшись.
Потом сидели рядом и листали страницы,
перебивая друг друга, нет, не изменили ничего, ни пропусков, те же абзацы, даже
тире, запятые, все точно.
Книга была объемистая без всякого названия и
автора, мягкая обложка, мелкий шрифт и карманного размера, чтобы легче
пересылать, передавать или прятать.
– Он, кто передал, Павлуша, говорил мне, что
у них там вышла большими тиражами и большим форматом. Но, чтобы тебе не
повредить, псевдоним, естественно.
Я отлепил приставший изнутри обложки
титульный лист, поглядел с интересом, какой они мне придумали псевдоним.
Только псевдонима там никакого не было.
Стояла подлинная фамилия Вити. Теперь каждый, знали все: книга была написана
Витей.
21
– Дом, смотрите! Дом осаждают!
– Это какой? Улица какая? – И я взял быстро у
нового соседа по столу, что вместо Вити, строжайше запрещенный нам
видеотелефон. Экранчик был очень маленький, и все там было крохотное:
мелькнувшее лицо, дым, трассирующие пули, люди в бронежилетах, бегущие влево,
вправо.
Только бы не наш… Нет, дом другой, нет, не
двухэтажный, выше! А только чувствовал я уже, я понимал…
– Немедленно отдайте! – Надо мной, откуда
непонятно, появился неизвестный человек и протянул к телефону руку.
Но я так быстро выбрался изо стола, что он не
успел вырвать телефон. Тогда второй, такой же человек, вот она охрана, кинулся
ко мне.
И тут стол внезапно сдвинулся и покачнулся –
мои соседи вскочили тоже, во все стороны полетели бумаги, бумажки, счета.
Затиснутые беспорядочной нашей толпой, у этих
двоих в руках были уже пистолеты, и сразу ударил выстрел. Но пуля ушла вбок,
вверх, и их обоих повалили на пол, выкручивая, выбивая пистолеты.
Маленький телефон дрожал у меня в руках, я
больше не различал ничего.
– У меня камера, видеокамера! – Это мне
рыжий. Господи, как он смог даже камеру пронести. – Смотри! Увидишь! Тебе
ответят.
– Павлуша! Павлуша! Павлу… – услышал я,
наконец, и увидел Милю. Миля!
И ясно увидел свой дом. Стекла были всюду
выбиты, но календарь еще висел.
– Пав-лу-ша…
– Миля! – крикнул я, и что было сил побежал
вперед. Дверь!.. Найти дверь! Выход отсюда. Выход, скорей!
За мной вслед побежали все, а над нами
яростно завыла сирена. Тревога. Сейчас перехватят…
Толкаясь на бегу ладонями в стенки, я искал,
щупал, задыхаясь, неразличимые, замаскированные двери. Миля… Они бесконечны,
какие бесконечные коридоры справа, влево.
Со мной рядом был рыжий с камерой, на экране
дым, залпы, а за нашей крышей явно полыхали пожары.
– Дом пустой! Слышишь! – крикнул рыжий. – Я
вижу теперь, там пусто, они ушли!
И тут я нащупал в стенке бугор, потянул его
резко в сторону, и стали медленно раздвигаться двери.
Но с обеих сторон, с силой оттолкнув рыжего,
меня схватили под руки, сдавили – охрана, – оттаскивая назад.
Только я уже увидел.
Это была совсем не наша улица, не было окна с
картиной, и города старинного с картины. Не та дверь!..
Это же просто наш Юго-Восточный поселок.
Совсем не та дверь…
И спокойно там еще, не дошло до них?!..
Впереди, в зелени стояли белые дома, не
слишком высокие. И не разрушено ничего.
Но только это не наш город. Явно другой…
Подальше там, за нашей, вроде, оградой.
Слева к белым домам подходили заросли густых
деревьев. Из зарослей вышел маленький олень, подросток. Он пошел по
асфальтовому тротуару вдоль домов. И сразу из зарослей вслед выскочила его
мамаша и пошла за ним. А потом вышел и отец с ветвистыми рогами.
Я почувствовал, что меня перестали держать,
сдавливать. Все смотрели молча, как друг за другом вдоль домов идут по
тротуару.
– Миля, да где
же ты? – прошептал я. – Там олени.
1 | 2 | 3
Назад >>