Главная > МКСР "ДИАЛОГ" > Керен КЛИМОВСКИ
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ДЛЯ ВЗРОСЛОГО МУЖЧИНЫ
(Окончание)
Картина шестая
Жена яростно гладит военную форму.
Ж е н а. Мне было так больно, что заболела голова, и ворочалась на плечах, как перезрелое яблоко, которое никак не упадет. А потом мне помогли. Я кормила кошку консервами и так порезала пальцы, что едва удалось остановить кровь. А я держала руку под краном, смывала кровь и думала: каждая разлука – репетиция смерти. Даже если сейчас он вернется, это только отсрочка, потому что когда-нибудь он не вернется. Не с войны, а из магазина или со двора, но не вернется. Я прижимала к пальцам ватку с перекисью водорода, и вата розовела, а я думала: каждая разлука – репетиция Главной Разлуки, и приклеивала пластырь и думала: это – для всех, универсально, как Макдональдс, такая вот смерть, и отмывала раковину от крови и думала про наш народ, как мы видим жизнь во всем временном объеме одновременно. Мы – путешественники во времени. Я с детства знаю, что будет дождь до того, как он пошел, и чувствую запах хлеба, едва начинаю месить тесто. А запах крови – как только открываю газету, правда, не всегда: войны бывают лишь по нечетным годам. Это оттого, что мы живем в маленькой стране у моря. Тут так тесно, что наше будущее живет вместе с нами, у нас интимные отношения со временем. Я мыла пол, заляпанный кровью и думала: если вернется, буду его любить – много и везде, и бесстыдно: у моря, в парке и даже на улице, и пусть осуждают, пусть смотрят с отвращением и кричат, пусть тащат в участок или в сумасшедший дом, мне все равно! Это они сумасшедшие, если не видят: может, у них время свернулось клубочком на коврике у дверей и урчит, а у меня оно стучит в висках и не отпускает. Остается только ловить волну, слиться с этим бешеным ритмом – тогда отпускает, нет, не отпускает, никогда не отпускает…
Входит Мать.
Ж е н а. Бабушка…
М а т ь. Я тебе не бабушка!
Ж е н а. Ты – вообще не бабушка.
М а т ь. С кем разговариваешь, мерзавка?!
Ж е н а. Ты – мать.
М а т ь. Одно другому не мешает!
Ж е н а. Еще как. Каждая женщина сначала дочь, потом жена, потом мать, потом бабушка – если доживет. Жизнь измеряется мужчинами – в каждой стадии свой главный. У самой счастливой их четверо – по порядку. Если не повезло – ни одного. Бывает по-всякому. Но главное – вовремя перейти. А ты осталась матерью, застряла там и мучаешь меня!
М а т ь. Надо было родить мне внука.
Ж е н а. Тебе ничего не поможет – ты не была женой!
М а т ь. Я и дочерью не была. Я всегда была матерью.
Ж е н а. Поэтому нам и тесно.
М а т ь. Матерью должна была стать т ы – засиделась в женах!
Ж е н а. Надо было родить сына…
М а т ь. Еще не поздно.
Ж е н а. Мне нравится быть женой, и ты должна уступить.
М а т ь. Как бы не так!
Ж е н а. Я могла бы полюбить тебя. У меня не было бабушки, я о ней мечтала. В этом слове есть что-то сладкое, домашнее: молоко с медом, пышки, белый платок, синие прожилки. Стань бабушкой – она мне так нужна.
М а т ь. Это не для меня – во мне нет сладкого.
Врывается Дочь.
Д о ч ь. Я подслушивала! Я так и знала: у меня есть только папа. Я – почти сирота.
Затемнение.
Картина седьмая
На диване сидит Мать и читает газету.
Входит Дочь с лейкой, и поливает цветы в горшках.
Д о ч ь. Говорят, исчезают пчелы. Никто не знает, почему. Но это очень плохо. Сначала улетят птицы, а потом пропадут фрукты, ягоды, орехи. Люди строят города, для пчел не остается цветов. Они летают далеко в поисках нектара и не возвращаются. Если их не остановить, через тридцать пять лет не останется ни одной пчелы. Они исчезнут с лица земли.
М а т ь. С этим ничего не поделаешь!
Д о ч ь. Я так люблю мед. Неужели его не будет?
Входит Жена, вытирает пыль.
Ж е н а. Говорят, исчезают мужчины. Никто не знает, почему. Но это очень плохо. Сначала перестанут рождаться дети, а потом пропадут женщины. Люди придумывают войны, у мужчин темнеют лица – обрастают щетиной. Они уходят в поисках непонятно чего и не возвращаются. Если их не остановить, через три года не останется ни одного мужчины. Они исчезнут с лица земли.
М а т ь. Как странно: об этом не пишут в газетах!
Ж е н а. И в интернете – ни следа.
Д о ч ь. А про пчел пишут.
Ж е н а. Можно подумать, пчелы важнее мужчин!
М а т ь. Людей волнуют только деньги!..
Д о ч ь. Нигде не пишут, но все знают...
Ж е н а. Такое нельзя скрыть.
М а т ь. Ходят разные слухи...
Ж е н а. Даже не слухи, вначале был просто шум, его принесло морем...
Д о ч ь. Не шум, а пчелиный гул – это все пчелы...
М а т ь (вздыхая). Интернет и телевизор давно устарели, я уже не говорю про газеты.
Ж е н а. Информация передается по воздуху, как грипп.
Д о ч ь. Многие не верят. Про пчел – да, а про мужчин – нет.
М а т ь. И зря! Всегда лучше верить, чем не верить!
Пауза. Мать смотрит на Жену.
Ж е н а. Ходят разные слухи…
М а т ь. Такое нельзя скрыть!
Пауза. Жена смотрит на Мать.
М а т ь. Вначале был просто шум…
Ж е н а. Пчелиный гул!
Пауза.
М а т ь. У нас нет выбора.
Ж е н а (закрыв руками лицо). Это ужасно!
Д о ч ь. Вы про что?
Ж е н а. Да, выбора нет.
М а т ь. Это для его же пользы.
Д о ч ь. Что вы хотите сделать?!
Ж е н а. Он еще скажет нам спасибо!..
Д о ч ь. Нет! Он не согласится...
Ж е н а. Мужчины так неблагодарны!
М а т ь. Вечные дети.
Д о ч ь. Он будет сопротивляться.
М а т ь. Ты ведь любишь папу?
Д о ч ь. Не надо!
Ж е н а. Ну, будь умницей...
Д о ч ь. Нет!
Ж е н а и М а т ь (повторяя на разные лады). У нас нет выбора, нет выбора...
Затемнение.
АКТ 2
Картина первая
Спустя неделю. Гостиная идеально убрана, все сверкает. Окна зашторены. В самом низу двери, ведущей в комнату, прорублена дыра. Через нее Жена просовывает поднос, на котором стоит бутылка вина и еда. Пытается протолкнуть поднос поглубже.
Мать наблюдает за ней.
М а т ь. Постучи вилкой.
Ж е н а. Зачем?
М а т ь. На всякий случай...
Ж е н а. Он не глухой!
М а т ь. Мало ли... одичал... Ты поглубже протолкни.
Ж е н а. Еще чего – это последний поднос!
М а т ь. А те – не спасти?
Ж е н а. Только если шваброй.
М а т ь. Загляни внутрь – он хоть съел что-то?..
Ж е н а. Там темно, не видно.
М а т ь. А ты с фонариком.
Ж е н а. Боюсь...
М а т ь. Какие мы нежные!
Ж е н а. Сами лезьте с фонариком, если хотите.
М а т ь. Я плохо вижу.
Ж е н а. Если что, позовет.
М а т ь. А если?..
Ж е н а. Ему не помешает похудеть.
М а т ь. Он уже пять дней молчит!
Ж е н а. Обидчивый и злопамятный – весь в мамочку!
М а т ь. Не смей, это все из-за тебя!
Ж е н а. Да ну?! А кляп в рот?!
М а т ь. Он так орал, что соседи могли вызвать полицию.
Ж е н а. Конечно, орал: вы его оскорбили – вечно с ним, как с мальчиком…
М а т ь. На цепь его посадила не я!
Ж е н а. Опять инсинуации: не цепь, а веревка!
М а т ь. За ногу! К кровати!
Ж е н а. Он пытался выбить дверь и сбежать...
М а т ь. Я бы никогда!..
Ж е н а. Вы приложились – ого-го!
М а т ь. Ты меня вынудила...
Ж е н а. Мне было его так жалко: свернулся клубочком на полу и скулит.
М а т ь. Внимание привлекал – у него с детства...
Ж е н а. Но, может, стоило показать врачу?
М а т ь. С ума сошла?! А если бы его узнали?!
Ж е н а. Но, там же рана – вдруг гной?..
М а т ь. Царапина! Я йодом смазала.
Ж е н а. Надо же – родная мать и... ножницами...
М а т ь. Маникюрными! Надо было быстро действовать, а ты орала, дура!
Ж е н а. Он укусил меня!
М а т ь. Если бы ему удалось...
Ж е н а. Я пыталась снять с него цепь... когда он успокоился...
М а т ь. Ага! И он чуть тебя не придушил...
Ж е н а. Сколько можно! И вообще – мы договаривались не вспоминать.
М а т ь. Он тебя ненавидит!
Ж е н а. Ну, не больше, чем вас: меня он обозвал сукой, а вас и змеей и старой ведьмой!
М а т ь. Говорить такое матери!
Ж е н а. Он сказал, что у него больше нет матери.
М а т ь. От матери так просто не отделаешься, а тебя – погонит!
Ж е н а. Не мечтайте!
М а т ь. Ты – как тетя Клара. Вылитая!
Ж е н а. Опять про тетю Клару!..
М а т ь. Я ее убила...
Ж е н а. Хватит! Думаете, я не знаю, как вы настраивали его? Отольются кошке мышкины слезки...
Вбегает Дочь.
Д о ч ь. Аааааааааааааааааааааааааааааа!
Картина вторая
Дочь стоит посреди комнаты и кричит. Мать и Жена сидят на диване, заткнув уши. Дочь перестает кричать.
М а т ь. Все?!
Ж е н а. Не ори. (Пауза.) Не ори.
Д о ч ь. Накопилось.
М а т ь. Да, ты не в нашу породу.
Д о ч ь. Надоело!
Ж е н а. Так, все, давай – за уроки.
Д о ч ь. Хочу шторы поднять!
М а т ь. Что ты, что ты!
Ж е н а. С ума сошла?!
Д о ч ь. Вы обещали – «завтра», а потом опять «завтра», я так больше не могу, я не летучая мышь, а герань вообще скоро завянет!
М а т ь. Тебе что дороже: герань или отец?!
Д о ч ь. Надо проветрить – у нас плохо пахнет.
М а т ь. Это бывает, может случиться в любой семье.
Ж е н а. Надо попрыскать квартиру духами.
Д о ч ь. От папы что-то слышно?
Ж е н а. Ты же знаешь, у него тяжелый характер...
Д о ч ь. Может, написать ему?
М а т ь. У него выключен свет – наверно, лампочка перегорела...
Д о ч ь. Так поменяйте.
М а т ь. Не надо тревожить человека.
Ж е н а. Он отдыхает.
М а т ь. Ему не на что жаловаться: кормят, как в пятизвездочной гостинице!
Ж е н а. Это можно считать своего рода отпуском...
Д о ч ь. Мам, но войну ведь отменили...
М а т ь. Какая ты умная!
Ж е н а. Сама говорила: нельзя доверять тому, что пишут.
Д о ч ь. Но вы же верите, что исчезают мужчины.
М а т ь. Про это не пишут, а говорят – намного достоверней!
Ж е н а. Они могут все, что угодно написать, чтобы выманить мужчин из домов...
М а т ь. С войной я смирилась, но э т о...
Ж е н а. С Той Войной, С Которой Никто Не Вернулся по крайней мере все было ясно, а тут...
М а т ь. Ничего там не было ясно! Просто они были бессильны – женщины.
Ж е н а. Мы и сейчас бессильны: втроем еле повалили...
Д о ч ь. Мама!! Бабушка!!! (Пауза.) Давайте пить чай! Я хочу наесться меда впрок. Это так печально... что пчелы исчезнут, что их никто не спасет...
Ж е н а. Пчел не любят так, как мужчин!..
Д о ч ь. Думаешь, у соседей тоже?..
Ж е н а. Наверняка. Нет, я уверена, конечно!
М а т ь. Что у соседей – нас не касается. Мы ни к кому не лезем, и к нам пусть не лезут.
Д о ч ь. Давайте скорей, я хочу, чтобы было сладко! И будем делать вид, что сейчас хорошие времена...
М а т ь. Что значит «делать вид»? У нас и так хорошие времена.
Уходят.
Картина третья
Дочь стоит у двери, ведущей в комнату. На ней ярко-красное платье.
Д о ч ь. Папа! Папа! Пап, я надеюсь, ты там не очень надолго, и скоро выйдешь, чтобы по утрам ходить на работу, а вечером возвращаться, потому что в переходном возрасте нужно стабильное ощущение жизни. Слышишь? Ну, папа! Папа, я очень много меда купила, все шкафы заставлены – впрок купила, потому что пчелы собираются исчезнуть. Папапапапапапапапапапа! Почему ты со мной не разговариваешь? Я не виновата, честно! Я совсем, совсем ни при чем. Меня никто не спрашивал, как всегда! Бабушка сказала: когда речь идет о жизни и смерти, надо действовать решительно. Я бы тебя открыла, но не знаю, где ключи. Мне кажется, они их не прячут, а с собой носят... Ты на них не сердись, им тоже тяжело было: мама плакала, а бабушка лежала с сердечным приступом. Даже два раза... Знаешь, они совсем с меня слезли, не пристают – им не до меня, не жизнь, а лафа, хоть постоянно уроки прогуливай и в море купайся. А я все равно по тебе скучаю... Ну что ты хотел, чтобы я в полицию донесла? Но, во-первых, это некрасиво – доносить на родственников, а, во-вторых – ты обо мне совсем не подумал! Что бы я делала, если бы их забрали? Мне одной нельзя, я к жизни совсем не приспособлена, даже яйцо сварить не могу, а ты собирался меня спокойненько оставить и уйти на войну, хотя мне нужна твердая рука и надзор, а не безотцовщина, тем более бабушка говорит, что у меня дурные наклонности и чувственные губы. А если бы я связалась с плохой компанией?! Я бы курила и показывала всем свои сиськи, даже бесплатно, и тебе потом было бы стыдно!.. Ну хорошо, можешь не отвечать, больно надо! Почему ты меня бросаешь именно тогда, когда очень нужен?! Я слышала, что мужчины так делают, но думала, что папы – исключение, а теперь я понимаю, что папы – тоже мужчины, и тебе наплевать что я одна, и совсем запуталась! А я все равно буду хорошей дочерью – назло! Буду к тебе приходить, под дверь, и чай с медом приносить – мне не жалко, ты ведь мой папа; а могу книжки вслух читать, и газеты – про политику, и рассказывать – про школу там и всякое разное, а когда у меня дети появятся, обязательно приведу их с тобой познакомиться, скажу: наш дедушка живет за дверью, но это не страшно, это даже не удивительно, это бывает, это может случиться в любой семье...
Картина четвертая
Входят Мать и Жена со свертками. Они нарядно одеты и ярко накрашены.
Они смеются, перевозбуждены.
М а т ь. Кто бы подумал: ну зачем мне гладкие ноги на старости лет!
Ж е н а. Но приятно, правда?
М а т ь (хихикает). Как попка младенца!
Ж е н а. Я же говорила, тебе понравится.
М а т ь. А как постригли! (Приглядывается к Жене.) А вот покрасили тебя вульгарно.
Ж е н а. Не начинай. (Громко.) Дорогой, я решила, что в твой день рожденья мы должны быть особенно красивыми.
М а т ь. И молодыми!
Ж е н а. В меру возможностей…
М а т ь. Не забывайся!
Ж е н а. Милый… (Достает из сумки шампанское и разливает по бокалам.) Я знаю, ты меня слышишь. Молчание – знак согласия. Ты ведь давно мечтал отдохнуть… И стоило так мучаться, сопротивляться? (Поднимает бокал.) Ты сделал меня счастливой женщиной, очень, очень, очень счастливой! За тебя! (Пьет.)
М а т ь. Ты – самый лучший сын на свете! За тебя! (Пьет.)
Входит Дочь. Жена и Мать наливают еще, чокаются.
Д о ч ь. А я?! Почему не позвали?
М а т ь. Рано еще!
Д о ч ь. Я тоже имею отношение к празднику!
Ж е н а. Что за нетерпение… (Протягивает ей сверток.) Это тебе от папы.
Д о ч ь (развернув сверток). Ооо! Класс! Спасибо, папочка. (Убегает.)
М а т ь (громко). Сынок, мы и про тебя не забыли!
Ж е н а. Твой день рожденья, как-никак. (Просовывает под дверь сверток.) Новая лампочка. Сам вставишь, это – мужская работа.
М а т ь. Конечно, только если захочешь...
Мать открывает картонную коробку, и вынимает из нее многослойный кремовый торт. Жена украшает его свечами.
Ж е н а. Дорогой, приготовься! Надеюсь, ты надел свежую рубашку? (Зажигает свечи.)
Ж е н а и М а т ь (поют). С днем рожденья тебя! С днем рожденья тебя! С днем рожденья милый сын-муж, с днем рожденья тебя.
М а т ь. А теперь загадай желание. Помню, в детстве ты всегда хотел паровоз.
Ж е н а. Я задую!
Ж е н а и М а т ь. Раз, два, три!..
Жена задувает свечи.
М а т ь. Ураааа! (Хлопает в ладоши.) Обязательно исполнится!..
Жена разрезает торт и кладет куски на тарелочки. Мать надувает воздушные шарики. Через гостиную проходит Дочь, по дороге забрав кусок торта.
Ж е н а (пробуя торт). Ммм... как вкусно! (Кричит.) Куда пошла?
Дочь возвращается.
Ж е н а (дав тарелочку Дочери). Угости папу тортом.
Д о ч ь (просовывая тарелочку под дверь). Пап, торт – супер, тебе понравится!
Ж е н а. Дорогой, мы желаем тебе здоровья и радости!
М а т ь. Успехов в работе!
Ж е н а. И счастья в личной жизни! (Хихикает.)
М а т ь. Мы совсем на тебя не злимся...
Ж е н а. Ведь мы – семья.
Д о ч ь. Пап, скажи что-нибудь!
Ж е н а. Не дави на него, он свободный человек: не хочет – не разговаривает.
М а т ь. Мы все равно тебя любим, с днем рожденья!
Затемнение.
Картина пятая
Мать, в ночной рубашке, сидит в кресле-качалке.
Встает, подходит к двери и прислушивается.
Вбегает Дочь – в пижаме, майке и шортах.
Д о ч ь. Ай!
М а т ь. Что? Кто?
Д о ч ь. Я думала, ты – привидение.
М а т ь. Ты чего ночью вскочила?
Д о ч ь. Ты тоже не спишь.
М а т ь. В моем возрасте это необязательно.
Входит Жена в ночной рубашке.
Ж е н а. Не спится... Душно.
М а т ь. Надо было жить у моря, у самого моря, а не в трех километрах.
Ж е н а (пожав плечами). Дорого. Я поставлю чай. Мята успокаивает. (Возится на кухне.)
Д о ч ь. Мне приснился кошмар. Что тетя Клара – это я.
М а т ь. Так оно и есть.
Д о ч ь. Неправда!
М а т ь. Вот увидишь.
Д о ч ь. Я была такой легкой, почти воздушной, выскользнула в окно и полетела над городом.
Ж е н а. Тогда я тоже – тетя Клара, у меня опять стали виться волосы!
М а т ь. Конечно.
Д о ч ь. При чем тут тетя Клара?
М а т ь. Она мстит. И довольна.
Д о ч ь. Мне страшно.
Ж е н а. Привыкнешь. Поначалу страшно, а потом... приятно.
Д о ч ь. Как секс?
Ж е н а. Не напоминай! Я уже так давно... Но... всему есть цена.
М а т ь. Я стара для тети Клары – как жаль.
Ж е н а. Надо открыть окно.
Д о ч ь. А у папы в комнате?
Ж е н а. Поставим вентилятор у двери. (Громко.) Дорогой, мы о тебе помним.
М а т ь (громко). Сынок, не спится?
Д о ч ь. Папе тоже надо сделать мятный чай. Ой… (Смеется.) Меня как будто наполнили веселящим газом – это все тот сон…
Ж е н а. Я тоже… (Смеется.) Что-то в воздухе… щекотно…
М а т ь. Сынок, хочешь я спою тебе колыбельную – как в детстве?
Д о ч ь. Лучше сказку, папе больше хочется сказку. (Смеется.)
М а т ь. Сказка – одна, и она вечная. Все повторяется.
Ж е н а. Это очень весело! (Смеется.)
М а т ь. Пока есть море и солнце... И время…
Ж е н а. …которое стучит в висках!
Д о ч ь. Пока пчелы не исчезли!
М а т ь. Пока все идет своим чередом, и время стучит в висках – ровно и мерно, как часы. Рождаются мальчики. Их очень страшно любить, потому что знаешь – они могут уйти. Особенно в маленьких странах, где по нечетным годам случаются войны. У них мягкие волосы, от них пахнет ромашкой. Они строят города из кубиков, катаются на роликах, играют в футбол.
Д о ч ь. Играют в войну! (Пауза.) Они вырастают, женятся...
Ж е н а. Их очень страшно любить...
М а т ь. Рожают детей...
Д о ч ь. ...потому что знаешь: они могут уйти.
М а т ь. Они уходят.
Ж е н а. И часто не возвращаются.
Д о ч ь. Их очень страшно любить.
М а т ь. Случаются войны...
Ж е н а. Они уходят, о, они уходят с улыбкой на лице...
М а т ь. В этом все дело – им нравится уходить.
Ж е н а. Они смотрят куда-то т у д а... они не думают о нас.
Д о ч ь. Они уже там!
М а т ь. Они уплывают морем, улетают на самолетах...
Ж е н а. Утопают в песках...
Д о ч ь. А вокруг – жужжат пчелы.
Ж е н а. Им нравится уходить. Им даже нравится просто знать, что они м о г у т уйти.
М а т ь. И когда они лежат на диване с чашкой кофе и утренней газетой, они думают все о том же...
Д о ч ь. Они уплывают морем, улетают на самолетах…
Ж е н а. Они говорят, рассеянно улыбаясь: «Дорогая, прикрой окно – дует», – или: «Что на обед?» – а на самом деле...
М а т ь. Они просто знают: да, сейчас я лежу тут с газетой...
Д о ч ь. ...но в любой момент могу уйти!
Ж е н а. А мы их еще собираем – как унизительно!
М а т ь. Мы притворяемся, что все в порядке вещей...
Ж е н а. Они делают вид, что не хотят...
М а т ь. Это с детства: смотрят лукаво – уже тогда знают...
Д о ч ь. Девочки так не смотрят!
Ж е н а. Слишком страшно любить...
М а т ь. Так было всегда.
Д о ч ь. Годами...
Ж е н а. Столетия! Тысячелетия!
Д о ч ь. Рождаются мальчики...
М а т ь. Все! Хватит!
Д о ч ь. Вырастают, женятся...
Ж е н а. Игры кончились!
Д о ч ь. Заводят детей...
М а т ь. Мы не могли позволить ему исчезнуть!
Ж е н а. Спи, милый!
Д о ч ь. Спокойной ночи, папочка!
М а т ь. Спи, спи, сынок, ты больше не можешь уйти...
Ж е н а. Мы спасли тебя.
М а т ь. Мы спасли мир!!
Д о ч ь. Папа, слышишь гул? Это пчелы.
Ж е н а. Они исчезают и гудят.
М а т ь. Как мужественно!
Д о ч ь. Они передают привет.
М а т ь. Рождаются мальчики, их страшно любить...
Ж е н а. Спи, спи!
Д о ч ь. Сказка закончилась.
М а т ь. Спи, сыночек...
Д о ч ь. Это не мы, это – пчелы.
Ж е н а. Теперь не страшно.
Д о ч ь. Расти большой, здоровый и красивый!
Ж е н а. Будь счастливым!
М а т ь. Слушайся маму!
Д о ч ь, Ж е н а и М а т ь. Спи... Спи спокойно... Пусть тебе снится солнце, море и немного ветра. Спи, а мы будем петь... Спи, родной... Все будет хорошо... даже пчелы будут... Спи... спи... спи... спи... спи...
Мать протягивает руку и выключает свет.
Темнота
<< Назад - Далее >>
Вернуться >>