Главная > Архив выпусков > Выпуск 3-4 (Том 2) (2001/02-5761/62) > Архивы, воспоминания
О ЖИЗНИ ВНУТРИ СМЕРТИ
Из записки доктора Лазаря БИЛИНКИСА[1]
«Я решил записать для будущего историка украинского еврейства маленькую страничку трагедии...»
Так начинает доктор Лазарь Маркович (Маркусович) Билинкис (родился ок. 1860 года, записки написаны в возрасте 62 лет, дата смерти неизвестна) свои записки о «жизни внутри смерти» - жизнеописание еврейства маленького украинского местечка Тальное Уманьского уезда Киевской губернии в период «великой смуты» - Гражданской войны и погромов на Украине 1918-1921 годов. Среди огромных документальных фондов, хранящихся в архивах Москвы и включающих показания очевидцев погромов, воспоминания Билинкиса выделяются по-особому: и них события увидены глазами образованного, либерально настроенного человека (он принадлежал к партии кадетов), политический опыт которого обеспечивал ему широту взглядов, способность поразительно современно показать динамику Гражданской войны на Украине, роль и место в ней украинского еврейства и, наконец, судьбы еврейского населения, штетла[2] Тальное, где Билинкис лечил евреев и «украинско-русских крестьян» (так он их называл в записках).
Внутренняя свобода, которая была присуща автору, позволила ему избежать губительной для историка «политкорректности». Это в первую очередь касается наглядно нарисованных картин, раскрывающих возникновение мотивов бытовой неприязни провинциального украинского населения к местным же евреям в ходе Гражданской войны: появление новой социальной мобильности прежде бесправного населения, революционно-максималистская (а по сути, деструктивная) деятельность низового звена еврейских представителей советской власти в глубинке (синдром знаменитого булгаковского Швондера), а в более общем плане - враждебная позиция большевиков в вопросе независимости Украины. Вкупе с тлевшим на протяжении веков и вспыхнувшим в 1880-х годах в регионе антисемитизмом и погромами эти новые явления привели к формированию образа евреев как народа не просто чуждого, но и враждебного в политическом плане - вопросе утверждения украинской «незалежности».
Являясь следствием двух русских революций, Гражданской войны, национальных движений в западных районах бывшей империи, общей деморализации населения, вызванного Первой мировой и Гражданской войнами, погромы были составной частью национальных., этнических, социальных и других конфликтов этого периода времени. В то же время по мерс разворачивания спирали погромов (пиком являлся 1919 год) в них все отчетливее ощущался «язык толпы», когда пришлые военные и бандитские подразделения с присоединившимся к ним местным населением участвовали в погромах евреев. Особой интенсивности погромное движение достигло на Украине, где огромная еврейская диаспора воспринималась как нежелательный конкурент и потенциальный союзник большевиков - противников самостийности Украины. На Украине, где общество находилось на этапе перехода от традиционного к современному, «язык толпы» был особенно отчетливо слышен: «Убей еврея, тем самым ты убьешь большевика, тем самым ты приблизишь украинскую «незалежность». А кончалась эта псевдологическая цепочка лишенным логики самым примитивным лозунгом - «Убей еврея!».
Сохранение большого массива документов о погромах 1918-1921 годов на Украине стало возможным благодаря тому, что «народ Книги» позаботился о сохранении свидетельств об истреблении восточно-европейской диаспоры в ходе Гражданской войны. Собиранием документов занимался Евобщестком: этим новоязом 1920-х годов была обозначена еврейская общественная организация помощи жертвам погромов (1920-1924), организованная на средства «Джойнта». который для спасения гибнущего в погромах народа первым из международных организаций Запада пошел на фактическое сотрудничество с большевиками в вопросах помощи пострадавшему от погромов населению.
Сотрудники Евобщесткома не только организовывали детские дома, больницы, оказывали материальную помощь беженцам, но и собирали материалы о погромах и их жертвах. Они собирали разного типа свидетельства - это рассказы очевидцев (из разных социальных слоев, разных возрастов), доклады представителей различных еврейских общественных организаций, занимавшихся помощью пострадавшим от погромов евреям, сотрудников Красного Креста, еврейских партий (Бунд[3], Поалей-Цион и других). Общей чертой сохранившихся свидетельств является безыскусность, «корявость языка» большинства рассказов, что говорит об их безусловной подлинности. В то же время их отличает малограмотность изложения, которая отражает отсутствие даже начального светского образования подавляющей части еврейского населения.
Появление на фоне этих материалов записей образованного человека, который мог не только зафиксировать, но и оценить события и изложить их хорошим языком, представляет большой интерес для исследователей. Не только записки, но и жизнь самого Л. Билинкиса ставят его в ряд с другими представителями тогдашней еврейской интеллигенции, занимавшимися помощью претерпевшим от погромов и собиравшими сведения о погромах на Украине, - Я. Лещинским, И. Чериковером, Я. Шехтманом, Н. Штифом и другими.
В начале записок доктор Билинкис подробно пишет о своей деятельности в Тальном после «Великой русской революции», как он определял Февральскую революцию 1917 года. Однако о предыстории его появления в местечке доктор говорит вскользь, а именно в тот период формировалось его общественно-политическое лицо. Билинкис происходил из семьи херсонских мещан. Учился на медицинском факультете Харьковского университета, был привлечен к дознанию по делу о харьковском народовольческом кружке (дело Вс. Гончарова и других). Хотя жандармское следствие не установило прямого участия Билинкиса в деятельности народовольцев, сам он в записках свидетельствовал: «Студентом я принадлежал к революционной организации «Земли и воли», но после распадения партии на народничество с террором, которого я не одобрял и не признавал, я ушел от революционной работы и отдавался только культурной и общественной студенческой работе». В 1880-е годы после прокатившихся по царской России погромов он принимал живое участие в помощи еврейскому эмиграционному движению1[4]. В те же годы сформировалась его ассимиляторская позиция, которая в дальнейшем привела его в партию кадетов и которую он продолжал исповедовать в момент написания своих записок (1921). Поселившись в Тальном и работая в местной больнице, он продолжал активную общественную деятельность: во время выборов в Первую Государственную думу был арестован как организатор выборной кампании от кадетов в Тальном; на губернских выборах был выставлен кандидатом в Думу левыми группами и не прошел. На выборах во Вторую Думу выставлялся кандидатом от еврейского населения Киевской губернии и также не прошел. После Февральской революции был избран товарищем председателя местечкового совета, принимал участие в работе Уманского уездного исполкома2[5]. Пользовался авторитетом не только среди еврейского, но и украинского населения местечка.
В фондах ГА РФ обнаружен оригинал первой части записок доктора Билинкиса, о наличии второй части неизвестно, или же она до сих пор не обнаружена. Из записок Билинкиса отобран фрагмент, описывающий события, связанные с погромами в Тальном в мае 1919 года, опущены сведения о событиях Гражданской войны, предшествующих погромам 1919 года, и последовавшей после майских событий череде погромов, в том числе произведенных частями Добровольческой армии.
Рукопись объемом более двух авторских листов, из них публикуется примерно половина. В публикации сохранен стиль подлинника. Многоточия в тексте сделаны публикаторами при купюрах, связанных с общеисторическими рассуждениями автора.
...Мы впервые увидели ужасы гражданской войны в январе 1919 г. - когда к нам прибыли первые части отступающей из левобережной Украины петлюровской армии - 3-й Гайдамацкий полк Запорожского округа. По всей Украине уже шли слухи о страшных погромах, учиненных петлюровскими войсками в Житомире, Овруче, Проскурове. За несколько дней до этого 1-й имени Симона Петлюры полк произвел погром на станции Христиновка, где из сорока еврейских семейств было убито шестнадцать человек, дома разрушены, имущество разграблено. Понятно, какое впечатление произвели на нас эти известия и с каким чувством мы встретили гайдамаков. Они сразу бросились в местечко грабить. Два дня грабили они, но наси лий, жертв, к счастью, не было. Ко мне в дом явилось два грабителя, но я их прогнал (они приняли меня за русского). На второй день явились два офицера, потребовали кокаина, морфия, забрали все бывшие дома деньги (около 2000 р.) и некоторые вещи и ушли. К концу второго дня к нам явился отряд Maнькiвськогo полка, чтобы обогреться и подкормиться. Я попросил начальника остаться на время, обещая содержать его отряд на счет населения, чтобы он охранял нас от бесчинств гайдамаков. К этому отряду присоединились еще небольшие части разрозненных, отступающих и разбегающихся полков. Почти все офицеры жили у меня. В общем, это была довольно симпатичная молодежь, не резко настроенная юдофобски, но, к удивлению, на 20 человек оказался один только самостийник. Остальные бывшие кадровые прапорщики служили по мобилизации или из-за хлеба, некоторые мечтали пробраться к добровольцам, другие домой, но, в общем, все отзывались очень пессимистически о своем войске - всяком недисциплинированном сброде, наскоро мобилизованном Петлюрой сейчас же после свержения гетмана (из евреев на эту мобилизацию никто не явился). С начальником этого отряда сотником Ткачуком я ездил в Умань хлопотать об оставлении отрядов в Тальном для охраны. Там я нашел полную бестолочь: во всех учреждениях суета, анархия, и никакой связи с центром нет, в войсках полный развал, картина разваливающейся власти. Я уехал ни с чем...
Через несколько дней наш отряд ушел, и его заменил звенигородский полк, которым командовал известный организатор восстаний против немцев Павловский. В офицерстве этого полка самостийность была ярче выражена; среди офицеров был один еврей - Шварцбрайм из [местечка] Шполы, впоследствии организовавший отличную еврейскую шполянскую самооборону против украинских повстанцев. Это был, кажется, единственный еврей в петлюровской армии; вскоре был мобилизован врач Шейнфельд, занявший место главного врача отступающей армии, с которой он проделал переход в Румынию. Он служил в армии 9 месяцев, неоднократно подвергался опасности быть убитым собственными солдатами, был ограблен знаменитым [атаманом] Волохом. Он мог бы составить очень интересные записки о своей службе в этой армии, о чем я неоднократно его просил. Впоследствии пришлось мне встретить отдельных евреев в отряде Тютюника, как Каган и Олес, которые пользовались доверием Тютюника. О последнем рассказывали, что при нападении на этот отряд большевиков он спас казну Тютюника в 4 миллиона рублей.
Павловский, бывший кадровый офицер, произвел на меня впечатление человека интеллигентного. Он предъявил к нам требование на сукно, сапоги и др. Часть мы ему доставили; он выступал раза 2 на улице с обращением к толпе крестьян и солдат, уговаривая их не обижать евреев. И действительно: ни его солдаты, ни другие из состава Запорожского корпуса, за небольшими отдельными исключениями, не грабили нас (я исключаю гайдамацкий полк), не говоря уже об убийствах.
Во время пребывания здесь этого полка к нам прибыл и командир корпуса Данченко, один из столпов республики («а на нас 3-х держится республика на Петлюре, Коновальце и мне», - скромно заявил он мне). Этот самодур, бывший народный учитель (в Умани он велел высечь почтенного начальника акцизного управления 60-летнего старика за то, что тот отказал выдать ему спирт без разрешения своего начальства, и этот отказ написал по-русски) собрал к себе собрание из крестьян, представителей завода, волостного земства и евреев. Цель созыва собрания - просить поддержать армию хлебом, бельем, сапогами, табаком и др. Но он 3 часа говорил к собранию и о Базельском конгрессе 1905 года и о борьбе большевиков с меньшевиками и всяких других совершенно неинтересных для собрания вещах и до сути дела так и не дошел. Ее нам уже объяснил его секретарь, - какой-то приват-доцент Киевского университета. И сам Данченко, и его окружающие, да и солдаты его войска были одеты как на маскараде: с оселедцами на бритой голове и длинными китацями на шапках, широкими мотнями - эта армия производила впечатление татарской орды.
Полки, отступая, быстро сменили друг друга, предъявляли к нам разные требования, понемногу грабили, но в сравнении с тем, что мы потом выносили от украинских советских полков (6-го, 7-го и 8-го), а особенно от повстанцев, это время еще можно назвать благополучным.
[1] Публикуется впервые. Вступительная статья, подготовка текста Лидии МИЛЯКОВОЙ, Ирины ЗЮЗИНОЙ, Вячеслава СЕРЕДЫ (ГА РФ. Ф. Р-1339. Оп. 1. Д. 434. С. 150-173. Рукопись. Подлинник). Работа выполнена в рамках гранта RSS/OSSF № 1810/1549/2000.
[2] Местечко (идиш).
[3] 'Букв. - союз (идиш), еврейская социалистическая партия в Литве, России, позже - в Польше и США, основана в 1887 году в Вильно. С 1906 по 1912 год Бунд входил в состав РСДРП.
[4] См.: Деятели революционного движения в России. Биобиблиографический сло
варь. Т. III. Вып. 1. М, 1933. С. 306-307.
[5] ГА РФ. Ф. Р-1339. Оп. 1. Д. 434. С. 150.
< Вернуться - Далее >
Назад >