Главная > Архив выпусков > Выпуск 3-4 (Том 2) (2001/02-5761/62) > Архивы, воспоминания
Евгений ИГЛИЦКИЙ (Россия)
ИЗ ИСТОРИИ ОДЕССКОГО ЕВРЕЙСТВА
То, о чем я хочу рассказать, - маленькая частица истории одесского еврейства и одновременно трагическая страница истории семьи моих предков, семьи Иглицких.
Сохранились воспоминания старого одессита, бывшего ученика Одесской мужской еврейской гимназии, ныне покойного, Вильгельма Борисовича Ройзмана. Он рассказывает о старой Одессе и, в частности, о сети учебных заведений, существовавших в начале нынешнего столетия. Конечно, это всего лишь воспоминания, и они не могут претендовать на абсолютную точность и полноту.
«...В Одессе было пять мужских так называемых казенных гимназий. Все они нумеровались: первая, вторая... пятая. Первая гимназия была как бы главной, она носила название Ришельевской, и ее называли - Лицей. Ученики Первой гимназии были одеты в светло-кофейную форму, в то время как остальные гимназии носили темно-синие костюмы. В Первую, Ришельевскую гимназию было не так просто поступить. Во-первых, надо было обязательно сдать вступительный экзамен, кроме того, туда принимали вообще не всех, а принимали сыновей дворян, чиновников, которые чем-то выделялись на общем фоне. Кроме этих пяти мужских гимназий в Одессе еще были два реальных училища, одно из них - с инженерным уклоном; затем также были две прогимназии с укороченным курсом - доходили до шестого класса. Имелись еще две частные гимназии с правами от правительства. Они назывались по фамилии директора: гимназия Ровнякова, гимназия Иглицкого. Надо сказать, тогда существовала процентная норма приема евреев. Евреи были единственной нацией, для которой существовала эта норма. Согласно постановлению властей, нельзя было принять больше 12% евреев по отношению к общему количеству учащихся. Процентная норма соблюдалась и в частной гимназии Ровнякова. А частная гимназия Иглицкого была еврейской, она принимала только евреев. В казенные гимназии преподаватели-евреи не принимались, а в гимназию Ровнякова и еврейскую гимназию Иглицкого преподаватели принимались только исходя из их качества и квалификации.
В гимназию Иглицкого приезжали со всех концов России учащиеся-евреи, которые не имели доступа в государственные гимназии. Они приезжали в Одессу, родители снимали для них комнаты на частных квартирах и оставляли на попечение гимназии.
Еврейская гимназия по успехам учащихся стояла впереди казенных гимназий. Курс был восьмиклассный. Когда учащийся заканчивал 8-й класс, он должен был сдавать окончательный экзамен на аттестат зрелости, и после этого он получал право экзаменоваться в университет. Но, конечно, евреев не очень допускали к экзаменам и не очень принимали. Выпускные экзамены в гимназии происходили в присутствии депутатов от учебного округа. Были депутаты, которые вели себя абсолютно лояльно, а были и такие, которые вели себя по-антисемитски. Они старались «срезать» учеников-евреев, задавали особенно сложные, каверзные вопросы. В таких условиях получить «пятерку» было почти невозможно...»
* * *
Отвлечемся здесь от воспоминаний Ройзмана и зададимся вопросом: а как еврейская общественность Одессы того времени реагировала на «прелести» процентной нормы, на дискриминацию евреев?
В одесской газете «День» за 26 декабря 1910 года мы находим материал, затрагивающий эту проблему.
«...Мы поднимаем вопрос о еврейском университете. Мы поднимаем вопрос об организации собственного, еврейского рассадника знаний, который смягчил бы последствия той ежегодной, с математической точностью свершающейся катастрофы, которая называется «осенним зачислением евреев в университеты» <...> Приходит осень. Сотни молодых евреев, не один, не десять, не сотня, а сотни в каждом университете после исполнения всех бумажных формальностей и соответствующего выжидания получают из университетских канцелярий официальное подтверждение того, в чем они и раньше не сомневались.
Еврейская молодежь, так сильно стремящаяся к знаниям, так настойчиво добивающаяся своей заветной мечты приобщиться к их источнику, положением вещей принуждена ежегодно оставаться у «разбитого корыта» без всякой надежды на счастье в ближайшем будущем. <...> Нужно найти какой-нибудь выход! А главное, главное - вспомнить об этом не осенью, не тогда, когда стрелка времени начнет быстрее колебаться от приближения обычной «катастрофы», не тогда, когда во всех университетах городов сообщается о печальных итогах, а теперь, когда можно еще кое-что придумать и задуманное претворить в дело.
Что же делать? <...> Мы говорим: Если евреев не пускают в общую высшую школу - откройте специальную. Существуют же средние еврейские училища, играющие роль громоотводов в бурном стремлении еврейской молодежи к знаниям.
Мы обращаемся к еврейскому обществу, к тем из него, кому дорого и близко духовное будущее еврейского молодого поколения. Пусть только с любовью возьмутся за это дело - мы верим, найдутся и люди, которые сумеют претворить идею еврейского университета для евреев в факт, найдутся и деньги для осуществления этого необходимого при существующих условиях дела.
Поднимая вопрос о еврейском университете и считая учреждение последнего насущной потребностью момента, мы просим всех, кого живо трогает будущее и судьба еврейской мысли, откликнуться и, соединив общие усилия, поработать и словом и делом над осуществлением будущего центра еврейской молодой мысли».
Статья подписана инициалом, одной буквой «Ф». К сожалению, трудно сказать о дальнейшей судьбе идеи создания еврейского университета. Но осуществить ее не удалось. Однако сама идея - крик еврейской души - не может нас не волновать и сегодня.
Но вернемся к воспоминаниям бывшего гимназиста. «...В еврейской гимназии учителя были замечательные. Например, Вениамин Федорович Каган, приват-доцент университета, впоследствии ставший известным математиком, профессором Московского университета. Был его друг, тоже математик, Буницкий Евгений Леонидович. Или, например, Константин Борисович Бархин, преподаватель русской литературы, которого ученики буквально заслушивались на его уроках. Литературу преподавал и Лев Рудольфович Коган, поразительный оратор, великолепно знавший свой предмет. В еврейской гимназии старались дать ученикам гораздо более обширные знания, чем требовалось по программе. Это делалось, имея в виду, что еврейские мальчики по окончании будут пытаться поступить в университет, несмотря на процентную норму. Формально программа для всех гимназий была одна и та же, но в еврейской гимназии учителя делали все, чтобы как можно больше развивать учеников, как можно больше вооружать их знаниями. Иногда можно было слышать такие слова от либерально настроенных депутатов учебного округа: «Непонятно, в чем дело, у нас ведь программа одинаковая в казенных и частных гимназиях. Откуда при такой программе вам удается дать ученикам гораздо больше знаний, чем у нас, в наших казенных гимназиях?» Им отвечали, что это же еврейские мальчики, может быть, они более способны, более прилежны, больше занимались. Если же появлялся антисемитски настроенный депутат и хотел «посадить» ученика, он это делал особенно легко на экзамене по латыни, который считался самым трудным. Наверно, поэтому латынь считалась одним из первых, чуть ли не самым важным курсом. Инспектором гимназии был Макс Ильич Левин, который старался держать учеников буквально в ежовых рукавицах, гимназисты его боялись как огня. Но вообще отношения учителей с учащимися были поразительными. Они были чисто дружескими. Учителя внимательно относились к каждому ученику, успехи и неуспехи каждого персонально обсуждались на педагогических советах гимназии».
В воспоминаниях бывшего гимназиста дальше идет речь об учредителе и директоре еврейской гимназии Михаиле Моисеевиче Иглицком. Но рассказ о нем впереди, а пока перенесемся в здание гимназии, угол Успенской и Александровского проспекта, где при гимназии находилась квартира директора. В семье М. М. Иглицкого росли четверо детей - два сына и две дочери. Старшему, Илье Иглицкому, в 1905 году было 13 лет, он учился в одесской Второй гимназии в 4-м классе и, кроме того, обучался музыке по классу виолончели. Сохранились его дневниковые записи, относящиеся к этому неспокойному времени:
«14 октября 1905 года. Всеобщая забастовка учащихся <...> Был на митинге.
15 октября. Не был в гимназии. Был на митинге в аудитории на Ольшевской улице. Никаких коренных реформ быть не может до учреждения общего народного собрания. Добиваться автономии. Выбор общей резолюции предоставлен коалиционному совету. Добиваться свободы слова, печати, собраний и т. д.
16 октября. Забастовка продолжается.
18 октября. Объявление конституции. Шел с толпой в тюрьму. Развевались красные знамена. Часов в 12 папа принес Высочайший манифест. Мы с Мишей тотчас же отправились гулять. Вышедши из дому, мы увидели, что по Ришельевской идет толпа с красными знаменами. Мы присоединились к ней и вместе с ней пошли до участка. Там толпа стала требовать, чтобы выпустили арестованных. Требование толпы удовлетворили. С громкими криками радости встретили выпущенных на волю. Затем вместе с ними решили все пойти в тюрьму.
19 октября. Резня на Соборной площади и на Ремесленной улице, хотя в
городе тихо.
20 октября. Слышны были выстрелы вдали и возле нас.
21 октября. Грабили магазины на углу Троицкой и Александровского проспекта.
6 ноября. В 8 1/2 ч. вечера уехал папа в Петербург.
15 ноября. Началась почтово-телеграфная забастовка.
24 ноября. Приехал папа из Петербурга.
3 декабря. В 12 ч. дня уехал в Петербург папа.
9 декабря. Приехал папа из Петербурга.
22 декабря. Получился пакет (официальное разрешение).
11 января 1906 года. Пошел в гимназию, уроков не было.
12 января. Начались правильные занятия.
18 января. В гимназии очень обострились отношения между партиями.
19 января. Пошел на репетицию: играл плохо.
26 января. Был на репетиции: играл лучше».
Эти дневниковые записи сделаны в «Календаре для учащихся «Товарищ» на 1905/06 учебный год, содержащем много полезных сведений и пустых листов для их заполнения учеником. На листочке с надписью «Мой девиз» читаем запись, сделанную 13-летним Ильей: «Делать все во имя справедливости».
В 1910 году Илья Иглицкий с золотой медалью заканчивает гимназию v. поступает в Новороссийский университет. 19 сентября отец, находящийся по делам гимназии в Петербурге, шлет сыну письмо: «Дорогой мой Илюша! Поздравляю тебя с поступлением в университет. Это очень важный этап в твоей жизни, предстоящие несколько лет пребывания в университете - важнейшие годы жизни, ибо, что из тебя сформируется за эти годы, тем ты и будешь. Сформируйся же сильным, дельным и умным. Твой папа»
Он не знает, что до гибели его любимого сына остается всего три месяца...
* * *
Обстановка в Императорском Новороссийском университете в это время была очень сложной. Во главе него с 1907 года стоял махровый черносотенец профессор Левашов, пользовавшийся полным доверием и поддержкой со стороны одесского градоначальника генерал-майора Толмачева. За студентами устанавливается повальная слежка, для чего в университет вводятся переодетые городовые и сыщики. В совете университета создано прочное реакционное большинство, где особенно выделялись своими черносотенными взглядами секретарь совета Герич, а также профессора Маньковский, Казанский, Курдиновский, Катков. Им подыгрывает кучка студентов, известных под кличкой «союзники». Основная студенческая масса протестует против такого положения, устраиваются демонстрации, сходки. Коалиционный студенческий совет, возглавлявший движение студентов, выдвигает требования немедленной очистки университета от агентов полиции, отставки Левашова, новых свободных выборов ректора.
8 декабря 1910 года, несмотря на многочисленные наряды полиции, в большой физико-химической аудитории состоялась сходка около 300 студентов, «в числе которых было до 15 «союзников», прибывших для провокационных действий. Появление в аудитории Герича, предложившего студентам разойтись, было встречено свистом. Тогда «союзники» Чарторыжский, Шпаковский и другие, выхватив из карманов револьверы, начали стрелять в участников сходки. Одной из пуль был смертельно ранен студент Иглицкий, у другого студента пуля застряла в одежде. Когда безоружные участники сходки бросились в вестибюль, «союзники» продолжали по ним стрелять. Эти выстрелы были приняты вошедшими в университет полицейскими как направленные на них. Полицейские панически бросились обратно. Когда они отступили, группа студентов вынесла на руках Иглицкого для отправки его в больницу. Но при появлении их во дворе полицейские открыли по ним стрельбу, хотя студенты были безоружны и заняты помощью раненому товарищу. Спасая свою жизнь, они бросились в здание, а тяжелораненый Иглицкий около 20 минут лежал без какой-либо помощи. Полицейскими ни один «союзник» не был задержан. В довершение всему «союзники»-убийцы и полиция арестовали всех участников сходки и, издеваясь над ними, отправили в полицейский участок.
Злодейское убийство Иглицкого стало известно всей России. Большевистская «Звезда» поместила обзор одесских событий и запрос думской оппозиции правительству. Испугавшись общественного мнения, правительство вынуждено было дать отставку Толмачеву, сохранив, однако, толмачевский режим в Одессе вообще и в университете в частности1.
Вокруг запроса в Государственной думе об одесских событиях разгорелись жаркие дебаты. На спешности рассмотрения настаивал одесский депутат А. И. Никольский, лично производивший в Одессе дознание. Он опроверг официальную версию, по которой якобы зачинщиками были не «союзники» и первыми стреляли не они (к «союзникам» примыкали так называемые академисты - члены черносотенной Академической корпорации студентов). Никольский, в частности, сказал:
«...Официальная версия неправильна. Первый выстрел был сделан студентом Чарторыжским вверх, в потолок. В этом сходятся все показания. Но затем, очевидно, вошли во вкус и начали палить по толпе. Прежде всего был тяжело ранен студент Иглицкий, сидевший на 5-й парте. В аудитории вырезана доска, где была его кровь. Ясно, что он был ранен именно тут. Я обращаю внимание на это именно потому, что некоторые говорят, будто Иглицкий председательствовал на сходке. Это неверно, так как Иглицкий сидел именно на 5-й парте. И кроме того, Иглицкому 17 лет, он только что в этом году кончил гимназию с золотой медалью. Он очень смирный молодой человек и политикой не занимается. Пристав Меньшев, который заявил сначала, что Иглицкий был с оружием, потом сам извинился перед отцом Иглицкого в том, что он смешал его сына с кем-то другим. <...> Почему после стрельбы арестованы были все находившиеся в здании студенты, кроме студентов-академистов, производивших стрельбу? Почему полиция стреляла в студентов, несмотря на то что в нее не было направлено ни одного выстрела, в частности, почему она стреляла во дворе в группу, несшую тяжелораненого Иглицкого? <...> Общество, не только одесское, но и все русское, взволновано этими кровавыми событиями. Оно обращает свои взоры к правосудию и к Думе. Настроение в Одессе крайне повышенное и острое, и всякое промедление может вызвать крайне нежелательные эксцессы. В последние годы в Одессе культивируется натравливание одной части населения на другую... и, в частности, политика возбуждения одной части студенчества против другой. Мы прекрасно знаем, кому это нужно, но тем не менее мы здесь, в Думе, должны заявить, что такая антигосударственная и безнравственная политика совершенно нетерпима и пора положить ей конец. (Аплодисменты слева, шиканье справа.)».
Волынский депутат, крайне правый В. В. Шульгин, выступил с иной версией событий, по которой академисты - жертвы, стрелявшие только в целях обороны, когда их хотели бить. Упомянув о «законе детонации», Шульгин заявил: «В Одессе пахнет погромом! (Громкие возгласы негодования слева, крики торжества справа.) Примите это к сведению и передайте куда следует! Всякая революция в России пройдет по еврейским трупам, потому что евреи - та сторона, где сопротивление наименьшее, и разъяренная толпа будет бить по ним. Обратите на это серьезное внимание. (Бурные аплодисменты справа. Возгласы слева: «Погромщики!»)».
Ему возражает депутат от оппозиции М. С. Аджемов, заявивший: «Вы вносите в университет политику. Вы эту политику проводите боевыми организациями и заявляете, что будете действовать погромами. Академизм, который вы развиваете, - это академизм не во имя науки, а во имя братоубийства, во имя того, чтобы в университет внести приемы, которые даже и вне университета терпимы быть не могут. <...> Спешность требуется во имя того, чтобы правительство, если оно это может сделать, пришло и сказало, что оно не поддержит в университетах этого братоубийства. Только принятием запроса Дума может отмежевать себя от Толмачева, Левашова и академистов».
Выступил и еще ряд депутатов. От лица социал-демократической фракции и трудовой группы выступил депутат И. П. Покровский, который потребовал освобождения арестованных студентов, не состоящих в союзе академистов (академисты арестованы не были), а также «чтобы правительство раз навсегда вывело из учебных заведений насильников явной и тайной полиции, шпионов и провокаторов, доставляемых союзом академистов!».
Слово по личному вопросу просит еврейский депутат Л. Н. Нисселович: «Я вышел на эту трибуну на эти возгласы по закону детонации. Я услышал слово «погром» и хотел подчеркнуть те слова, которые были произнесены депутатом Шульгиным, потому что в будущем мне придется, вероятно, указать на ту окраску, которую придал депутат Шульгин еврейским погромам. Я надеюсь, что слова депутата Шульгина о погромах будут подчеркнуты во всем мире, и отныне будут помнить, что еврейские погромы были устроены не потому, как говорили когда-то и здесь повторялось несколько раз, что евреи сами вызывали эти погромы, а потому, что евреи есть та слабая сторона, которая представляет собою наименьшее сопротивление. Я до сих пор всегда говорил о погромах и погромщиках, не указывая, откуда это идет, но отныне я заявляю, на основании слов депутата Шульгина, что я буду иметь право указать ту сторону, откуда эти погромы идут!..» (Аплодисменты оппозиции. Протесты справа.)»[1]
При голосовании спешность запроса об одесских событиях была отклонена.
На события в Новороссийском университете откликнулась вся одесская пресса. О судьбе раненого Иглицкого мы находим сообщения в «Одесской почте» в номерах начиная с 10 декабря 1910 года, пятница:
«К студенческим беспорядкам в Новороссийском университете и на Высших Женских Курсах. Здоровье раненого студента Иглицкого.
Доставленный третьего дня в городскую больницу студент, раненный при перестрелке в затылок, оказался сыном содержателя гимназии М. М. Иглицкого, Илья Иглицкий. Вчера, ввиду серьезного состояния раненого, последний переведен был в лечебницу д-ра Зильберберга и Тригера, где Иглицкому будет сделана операция для извлечения пули, застрявшей в мозгу. Состояние здоровья раненого, по заключению д-ра Зильберберга и профессора Сапежко, тяжелое, но не безнадежное. Операция произведена будет через три дня. Вчера весть о случае с сыном М. М. Иглицкого, имя которого пользуется большой популярностью, облетела весь город. Стоустая молва создала неверный слух о смерти сына, студента И. Иглицкого, и о последовавшей вслед за тем скоропостижной смерти от разрыва сердца отца М. М. Иглицкого. По наведенным нами справкам, состояние здоровья И. Иглицкого, находящегося в бессознательном состоянии, дает надежду на благополучный исход, а отец Иглицкого здоров».
Кто мог предположить, что слух, созданный «стоустой молвой», окажется пророческим и пройдет чуть больше года - и отец ляжет в землю рядом со своим сыном... А пока, как утверждает газета, он здоров, а для его несчастного сына остается надежда на благополучный исход. Но очень скоро пришло совершенно иное сообщение...
«Одесская почта». 22 декабря 1910 года, среда:
«Третьего дня в состоянии здоровья раненного во время печальных событий в университете студента Иглицкого произошла заметная перемена к лучшему. Он пришел в себя, находился в сознании и лишь временно впадал в забытье. Иглицкий уже стал отвечать на все вопросы, и врачи, пользующие его, питали надежды на благополучный исход. Улучшившееся состояние его считалось исходным кризисом. Температура Иглицкого была совершенно нормальной. Однако к рассвету студент потерял вновь сознание, и у него были констатированы общие тяжелые явления и отек легких. Вскоре ему стало хуже и хуже. Ввиду этого у постели Иглицкого собрался огромный консилиум, который признал состояние его безнадежным. <...> Жизнь его поддерживалась кислородом. В лечебнице неотлучно находились врачи, приват-доценты университета и родственники. В таком безнадежном состоянии несчастный находился до 12 ч. ночи, когда и впал в агонию. В 2 часа 10 мин. ночи он тихо скончался».
«Одесская почта». 24 декабря 1910 года, пятница:
«Вчера хоронили студента Илью Иглицкого, умершего от раны, полученной во время студенческих беспорядков. Гроб его сопровождала тысячная толпа, состоявшая преимущественно из учащейся молодежи. У гимназии отца Иглицкого, у синагоги на Екатерининской улице были отслужены краткие заупокойные моления, сопровождавшиеся громкими рыданиями родителей, родственников и друзей.
Прах Иглицкого похоронен на Втором еврейском кладбище рядом с братской могилой. На гроб покойного возложена масса венков. Порядок на похоронах поддерживался нарядом конной и пешей полиции».
[1] Дебаты в Думе цитируются по газете «Русское слово» (18 декабря 1910 г., № 292).
1 Сборник «Одесский университет за 75 лет (1865-1940)» (Одесса, 1940) со ссылкой на газет)' «Звезда» (№ 1, 16 декабря 1911 г.) (М: Партиздат, 1932. Вып. 1. С. 9-11).
< Вернуться - Далее >
Назад >