Главная > Архив выпусков > Выпуск 5-6 (1) > Глоссарий
А в д а л а - букв. «разделение» - молитва и обряд, совершаемые в Субботу и праздничные дни после вечерней молитвы в знак отделения святого от будничного.
А г а д а - букв. «повествование», «сказка», «легенда» - часть талмудической литературы, содержащая, в отличие от Г а л а х и (см. далее), поучения религиозно-нравственного свойства, проповеди, исторические предания, притчи, легенды.
А л и я - букв. «восхождение» - возвращение евреев в Израиль.
А ш к е н а з - название Германии в средневековой раввинистической литературе. Со Средних веков ашкеназами называют евреев, проживавших на Рейне, а затем и в других германских землях, и их потомков во всем мире.
Б а г р у т - букв. «зрелость», «совершеннолетие» - аттестат зрелости (полное: «тэудат-багрут»).
Б р а х а - приветствие, благословение.
В а д и - пересохшее русло реки, овраг.
Г а б и м а - сцена.
Г а л а х а - букв. «обычай», «обычная (расхожая) норма»; предположительно происходит от глагола «ходить», «идти»; то есть все, что удерживается путем обычая, что благодаря ему продолжает жить и передаваться (переходить) из поколения в поколение. На арамейском языке это слово означает «право», «обычное право», право, вошедшее в жизнь благодаря преданию и народному обычаю. Галахой называют свод религиозных и правовых норм иудаизма, которые непосредственно вытекают из предписаний Т о р ы (см. далее).
Г а л у т - букв. «изгнание» - вынужденное пребывание еврейского народа на чужой земле. В сходном значении употребляется термин «д и а с п о р а» (гр.) - букв. «рассеяние» - часть народа (этнической общности), живущая вне страны своего происхождения, в новых районах своего расселения.
Г е м а т р и я - криптограмма, дающая числовое значение слова, так как каждая буква ивритского алфавита имеет свое числовое значение; при этом разные по смыслу слова могут совпадать по числовому значению.
Г е ш е р - мост.
Г и ю р - переход в еврейство.
Д а т - религия; («датишник» - употребляется на русском языке в значении «религиозный человек»).
Е ш и в а (в русской традиции - е ш и б о т) - букв. «сидение», «заседание» - высшее еврейское религиозное учебное заведение, где главным образом изучают Т а л м у д (см. далее).
З е л о т ы (греч.) - букв. «ревнители» - название приверженцев радикального течения в еврейском
В глоссарии приведены ивритские слова и термины, кроме случаев, отмеченных специальными сокращениями.
освободительном движении конца эпохи Второго храма.
«З о г а р» - см. К а б б а л а.
Й о м - К и п у р - букв. «день прощения» - Судный день, в еврейской традиции самый важный праздник - день поста, покаяния и отпущения грехов; приходится на десятый день месяца Тишрей (сентябрь - октябрь).
К а б б а л а - букв. «получение», «принятие», «преемственность» - эзотерическое еврейское теософское учение с элементами мистики и магии, возникло и распространилось в Средние века. Одна из основных книг Каббалы - книга «З о г а р» (арам. - букв. «сияние») представляет собой наиболее глубинное и сокровенное знание о Боге и мироустройстве.
К а г а л - букв. «толпа» - еврейская община и система ее управления в странах Восточной Европы, существовавшая в ХШ- Х1Х веках.
К а д д и ш (арам) - букв. «святой» - славословие Богу, читаемое несколько раз в ходе литургии. Некоторые из этих чтений посвящены памяти умерших родственников - поминальные молитвы.
К а н т о р (лат.; на иврите - х а з а н) - певец, ведущий молитву в синагоге.
К а ш р у т - см. К о ш е р.
К и б у ц - букв. «группа» - преимущественно сельскохозяйственная коммуна, характеризующаяся общностью имущества и равенством труда и потребления.
К и п а - букв. «свод» (архит.) - головной убор круглой формы, надеваемый евреями-ортодоксами в знак верности еврейской традиции.
К о ш е р (или к а ш е р) - букв. «пригодность», «хорошее состояние» («годный», «пригодный», «подходящий») - в широком смысле: разрешенный еврейскими религиозными предписаниями.
М а г е н д о в и д - букв. «щит Давида»; шестиконечная звезда (гексаграмма), получившая с Х1Х века широкое распространение как символ иудаизма наряду с м е н о р о й (см. далее), которая является основным элементом герба Государства Израиль.
М а з а л ь - счастье, удача, судьба.
М а к к а в е и - собирательное название лидеров и участников еврейского восстания против сирийского владычества (II век до н.э.).
М а ш и а х (или М е с с и я) - букв. «помазанник»; в древности - титул израильских царей, так как ритуал возведения на престол включал помазание елеем. В религиозной традиции - царь Израиля, который будет послан Всевышним, выведет всех евреев из стран изгнания, будет царствовать над ними в Святой Земле и побудит их следовать законам Торы. С приходом Машиаха (Мессии) связывают также надежды на установление царства Божьего - всеобщего мира и благоденствия.
М е з у з а - букв. «дверной косяк» - футляр, содержащий пергаментный свиток с текстами из Торы, который в еврейских домах прибивается к дверным косякам каждого помещения.
М е н о р а - букв. «светильник» - семисвечник, один из основных культовых атрибутов и символов Иерусалимского Храма и иудаизма.
М е с с и я - см. М а ш и а х.
М е ш у м а д (м е ш у м е д е т) - еврей (еврейка), перешедший в другую веру.
М и д р а ш - букв. «толкование» - общее название сборников раввинистических толкований Библии.
М и н ь я н- букв. «счет» - кворум, не менее десяти взрослых мужчин, необходимый для публичного богослужения и некоторых религиозных церемоний.
М и к в е - букв. «скопление воды» - бассейн или резервуар для омовения с целью очищения от ритуальной нечистоты.
М и т н а г д и м (в идишской традиции - м и с н а г и т) - букв. «противники», «оппоненты» - ортодоксальные евреи, не принявшие хасидизм.
М и ш н а - см. Т а л м у д.
М о ш а в - букв. «пребывание», «проживание» - сельскохозяйственное кооперативное поселение.
О л е (мн.ч.: о л и м) - репатриант в Израиле.
П А Л Ь М А Х - букв. «ударные отряды» (аббревиатура «Плугот махац») - боевые части еврейских сил самообороны в Палестине.
П е с а х - (в русской традиции Пасха) - религиозно-исторический весенний праздник в память об Исходе евреев из Египта . Начинается 15 Нисана и длится семь дней в Эрец Исраэль и восемь дней в странах рассеяния (обычно приходится на март-апрель).
П у р и м - букв. «жребии» (ед. ч.: п у р - жребий) - праздник в память о чудесном избавлении евреев Персии от полного истребления. Отмечается 14 Адара (обычно приходится на февраль-март).
Р а в - раввин, законоучитель и духовный наставник еврейской общины; главный авторитет в толковании еврейских законов и в ритуальных вопросах.
Р а в в и н а т (на иврите - р а б а н у т) - самостоятельный, независимый институт общинной организации, облеченный религиозными, судебными и педагогическими функциями.
Р о ш А-Ш а н а - букв. «начало года» - еврейский Новый год, отмечается в первый и второй дни месяца Тишрей (обычно падает на сентябрь, реже - на первую половину октября).
С а б р а - коренной израильтянин.
С а в и в о н - букв. «волчок» (игрушка) - ритуальная принадлежность праздника Х а н у к а (см. далее).
С е ф а р д - букв. «испанец» - потомок евреев, изгнанных из Испании и Португалии в конце ХV века; еврей, принадлежащий к одной из так называемых «восточных» общин.
С и д у р - букв. «порядок» - молитвенник, содержащий целое собрание еврейских молитв.
С и н е д р и о н (гр.) (на иврите - с а н х е д р и н) - совет законоучителей Т а л м у д а (см. далее).
С о ф е р - писатель.
С у к к о т - букв. «шалаши»; праздник Суккот (в русской традиции: праздник Кущей) отмечается 15 - 21 числа месяца Тишрей в память об Исходе из Египта, о божественном покровительстве, подобно шалашу осенявшем евреев во время их странствий по пустыне. Первые семь дней этого праздника евреям заповедано жить в шалашах. (Обычно приходится на конец сентября - октябрь).
Т а л и т (на идише - т а л е с) - букв. «плащ» - ритуальная белая с черными или синими полосами четырехугольная накидка с кистями (ц и ц и т) по углам, которой покрывают себя мужчины во время молитвы.
Т а л м у д - букв. «учение», «изучение» - зафиксированная в письменном виде устная религиозная традиция - обширный свод религиозной литературы, завершенный к V веку н. э.; содержит правовые нормы иудаизма, устные предания, научные сведения. Существуют две независимые версии: Вавилонский Талмуд (Ш - VП вв.) и Иерусалимский Талмуд (Ш - 1V вв.). В Талмуд входят
М и ш н а (собственно текст) и Г е м а р а (комментарии к тексту).
Т а Н а Х - вошедшее в употребление в средние века и принятое в современном иврите название еврейской Библии (в христианской традиции - Ветхого Завета). Слово представляет собой акроним названий трех разделов еврейского Святого Писания: Тора (Пятикнижие), Невиим (Пророки), Ктувим (Писания).
Т о р а - букв. «учение» - собирательное название свода законов, данных Богом евреям через пророка Моисея - Пятикнижие Моисеево, первый из трех разделов Ветхого Завета (ТаНаХа). Состоит из книг: «Бытие», «Исход», «Левит», «Числа», «Второзаконие» (в ивритской традиции - «Брейшит», «Шмот», «Ваикра», «Бемидбар», «Дварим» - каждая книга названа по своему первому или второму слову).
Ту би-шват - букв. «пятнадцатое Швата» - в раввинистических источниках этот день (15 число месяца Шват по иудейскому календарю) упоминается как начало нового года фруктовых деревьев, поэтому в современном Израиле главное содержание праздника - посадка саженцев. Приходится на период от середины января до середины февраля.
Х а м с и н - песчаная буря, жаркий ветер из пустыни.
Х а н а а н - древнее название Палестины.
Х а н у к а - букв. «освящение», «торжественное открытие» - праздник в ознаменование победы Иегуды Макковея над войском Селевкидов (164 г. до н. э.), освобождения Иерусалима и очищения Храма. Длится восемь дней - с 25 Кислева по 2 Тевета (приходится на декабрь).
Х а с и д - букв. «благочестивый» - в Библии и раввинистической литературе праведник, отличающийся строгим соблюдением религиозных и этических предписаний иудаизма; со второй половины ХV111 века - приверженец х а с и д и з м а, религиозно-мистического народного движения в иудаизме, основанного Исраэлем Бен-Элиэзером Бааль Шем-Товом в Подолии и Волыни и распространившегося впоследствии по всей Украине и Польше. В настоящее время хасидские общины существуют в разных странах мира.
Х а р и д е й - букв. «очень религиозный», «набожный» - ортодоксальный еврей самого крайнего толка.
Х е д е р - букв. «комната» - начальная еврейская религиозная школа для мальчиков.
Х у п а - букв. «навес» - свадебный балдахин, под которым во время бракосочетания стоят жених и невеста.
Ц а д и к - букв. «праведник»; термин возник в хасидском движении - глубоко верующий человек, проповедник, избранный учитель.
Ц д а к а - от слова «цедек» - «справедливость»; обычно употребляется в значении - благотворительность.
Ш о ф а р - рог, обычно бараний, в который в библейские времена трубили для созыва войска, в дни новомесячья и в праздник Рош А-Шана. Позднее в шофар стали трубить только в ходе утренней молитвы на Рош А-Шана и после молитвы на исходе Йом-Кипур.
Э р е ц И с р а э л ь - Страна Израиля.
Назад >