Главная > Архив выпусков > Выпуск 5-6 (1) > Поэзия
Виктория ШОХИНА
О СОВЕТСКИХ ПОЭТАХ
В м е с т о п о с л е с л о в и я
(Окончание)
4. САМОЕ ТАКОЕ
Земшарная Республика Советов, всесветность, проще говоря: «когда народы, распри позабыв, в единую семью, соединятся» (эпиграф к одной из глав поэмы Кульчицкого «Самое такое», 1939), представлялась неизбежным вариантом будущего. Причем соединиться народы должны были определенным образом: «Только советская нация будет. И только советской расы люди...» (Михаил Кульчицкий). Они действительно представляли себе настоящую жизнь как проекцию в будущее (или - из будущего). «Я темнейший грузинский князь», «я актрисою-бабушкой немец», но «считаю себя лишь по внуку: шарземец».
Но «Самое такое» - поэма о России. Как заклинание проходит сквозь нее: «Я очень сильно люблю Россию», «Но я продолжал любить Россию» - Россию, а не СССР, не Республику Советов.
Патриотизм этих поэтов был русским; он вступал в конфликт с будущим земшарством, всесветностью.
Постоянно выясняемые отношения с Родиной - может быть, главная тема русской поэзии. На рассматриваемом здесь отрезке времени тема эта начата Луговским: «Мне страшно назвать даже имя ее - свирепое имя родины» (1926) и, в известном смысле, закончена Коганом: «Родина моя, звезда. Боль моя старинная» (1937).
К искусству, к поэзии молодые поэты относились слишком серьезно. И, разумеется, насаждаемый тогда, как картошка, соцреализм раздражал их безмерно. «Искусство движется теперь горизонтально. Это горько» (Коган), «Стихи писать сейчас надо такие: «Вперед! Ура! Красная заря!!!» Я таких писать не умею, видит Бог» (Кульчицкий). Их эстетические установки вступали в спор и с пастернаковским: «и тут кончается искусство, и дышит почва и судьба». «Здесь начинается искусство, и здесь кончаются слова», - с нажимом поправлял Коган.
Кульчицкий проигрывал вариант выбора - «или-или».
Но если бы
кто-нибудь мне сказал:
сожги стихи -
коммунизм начнется, -
я б только терцию
промолчал...
А потом взял бы
и написал -
тако-о-ое... 1941
5. ИХ НЕ НАДО ЖАЛЕТЬ
В советские времена их ценили за то, что «это поэзия - изнутри
войны». Между тем главное они сказали до войны. Их реальный военный опыт
был недолгим, потому что они погибли в самом начале войны. Опыт этот не
изменил принципиально их «картины мира» - только внес в нее, может, и
важные, но все-таки дополнительные штрихи, уточняющие. Про то, что
смерть грязна, они з н а л и и раньше; знали про «выгребные ямы»,
про «грубые обмотки», про «тухлые портянки» и про прочие изнаночные
стороны бытия. Все это они пережили до фронта. И одно из последних, а
может быть, и последнее стихотворение Кульчицкого, скорее, подводило
итог новому состоянию, а не открывало его.
Война ж совсем не фейерверк,
А просто - трудная работа...
Их поэтический опыт - крутой замес жестокого реализма на энергии
пассионариев - пришелся кстати и Семену Гудзенко. Он-то действительно
стал поэтом только на фронте, и там же написал классное стихотворение
«Перед атакой»:
...Сейчас наступит мой черед.
За мной одним идет охота.
Будь проклят
сорок первый год
и вмерзшая в снега пехота.
Мне кажется, что я магнит,
что я притягиваю мины.
Разрыв.
И лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит
мимо... 1942
Заканчивалось оно подробностью, восхитившей когда-то Эренбурга: «...и выковыривал ножом из-под ногтей я кровь чужую».
Гудзенко принадлежит и знаменитое:
Нас не нужно жалеть;
ведь и мы б никого не жалели. «Мое поколение», 1945
Он продолжил традицию поколенческих манифестов Когана, Кульчицкого,
Майорова, которые не дожили не то что до Победы - до Сталинградской
битвы. Но это уже другая тема. Удивительно вот что: чуть ли не на
протяжении пятидесяти лет, начиная с «Окопов Сталинграда» Виктора
Некрасова и кончая романом Виктора Астафьева «Прокляты и убиты», критики
объясняют, что вот это-то и есть, наконец, нелицеприятная правда о
войне - «окопная», «лейтенантская», «солдатская»... Наверное, это
свидетельствует о нашем коллективном солипсизме. Или, впрочем, о ступоре
массового восприятия литературы. В книге «Советские поэты, павшие на
Великой Отечественной войне» (М.-Л.,1965) - сорок восемь имен. Я чту
память погибших. Но настоящими поэтами, вне зависимости от биографии, от
судьбы, были немногие из них. Гребень истории вознес их до высшей
точки. И они транслировали в своих стихах этот гибельный и трагический
взлет. И рухнули вниз, оставив нам стихи - свободных поэтов, живших во
время несвободы и в несвободной стране.
Всеволод Багрицкий (1922-1942); Павел Коган (1918-1942); Михаил
Кульчицкий (1919-1942); Николай Майоров (1919-1942); Николай Отрада
(1918-1940); Семен Гудзенко (1922-1953). Хорошо умирает пехота и поет
хорошо хор ночной...
Их не надо жалеть.
1 | 2 | 3
Назад >