Главная > Архив выпусков > Выпуск 5-6 (1) > Проза
Светлана ШЕНБРУНН
ДОЛИНА АЯЛОНСКАЯ
(Окончание)
Прочие разговоры были еще менее содержательными. То тут, то там вспыхивали какие-то мгновенные обиды и перепалки:
- Смотрите в конце концов, куда вы наступаете! Нельзя же так!
- Шляпу надел, а не видит, куда лезет!
- Он думает, он тут один!
А золотой диск висел над площадью Белорусского вокзала и изливал на город яркий непонятный свет. В голове у меня начали вертеться какие-то неизвестно откуда взявшиеся фразы: И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда он явится?.. И дам вам сердце новое, и новый дух дам вам... Будет день, и ночь отступит...
Под солнцем лежало двухцветное облако: низом своим простое, серое, пухлое, а сверху нежное и прозрачное, пронизанное лучезарным сиянием. Шел уже одиннадцатый час, а солнце застыло на одном месте и, судя по всему, не собиралось покидать небосвод. Это было явное чудо, но, к сожалению, никто не придавал ему никакого значения. Масса народу толклась на ярко освещенной улице, но вместо того, чтобы остановиться в изумлении и воскликнуть: «Смотрите, смотрите! Что это?», или просто сказать: «Братцы, сколько свету!», или хотя бы случая ради помолчать немного, вместо этого москвичи все как один перебрасывались язвительными, рожденными на коммунальных кухнях репликами и мололи какую-то скучнейшую чепуху, суетились без толку, раздраженные и оскорбленные, и все норовили задеть друг друга за живое.
Небесное знамение их не взволновало. Очевидно, оно не сулило ни мора ни глада, ни денежной реформы, ни войны, чреватой исчезновением мыла, соли и спичек, и потому не заслуживало внимания. Неразумные они дети, и нет у них смысла.
Мне стало обидно за чудесное явление - неужели это такой пустяк, что на него жаль даже тех нескольких слов, какие обычно с великой легкостью отпускаются по любому поводу: «Быть этого не может! Просто не верится! Что ни говорите - это невероятно!» О солнце никто не говорил и не вспоминал, как будто его вообще не существовало. В конце концов это стало казаться мне не просто странным, но даже подозрительным. Может быть, я что-то перепутала? Может, все московские часы испортились и показывают неверное время? Может обще никакого солнца на небе нет?
Но солнце было. Оно сияло и переливалось, 6удто вобрало в себя золото всех куполов всех ушедших в небытие московских церквей. Под ним лежало облако цвета талого воска, а над ним синело чистое омытое грозой небо.
Народу на улице становилось все меньше, и когда я подошла к мосту у Белорусского вокзала, не только солнце на небе, но и город на земле казался застывшим и уснувшим. В липовой аллее, что тянется от Белорусского вокзала до Аэропорта и дальше, к Соколу, прохожих уже не было совсем. Светло и пусто было вокруг. Солнце не двигалось. Смотрю, и вот - нет человека, и все птицы небесные разлетелись.
В полном одиночестве прошла я по всей Скаковой улице и свернула к своему дому. У ворот я остановилась. В воздухе пахло вишневым вареньем. Тончайшее облачко шелковой лентой обвило небосвод.
В крошечном палисаднике перед домом сидел Полонский, поэт-переводчик из соседнего подъезда, и, склонив седеющую голову, записывал что-то в блокнот, лежавший у него на колене. Полонский был членом группкома литераторов, но его жена как-то жаловалась маме, что его не печатают и вообще затирают, потому что другие поэты-переводчики опасаются конкуренции с его стороны. Соседки же со своей стороны сплетничали, что дома жена и теща не дают ему житья и день-деньской всячески ругают и поносят его за то, что ничего не зарабатывает и сидит у них на шее. Когда я проходила мимо, Полонский поднял голову, но взгляд его громадных черных глаз был устремлен куда-то вдаль, вероятно, в дебри средневековой немецкой поэзии - он переводил только с немецкого и только старых поэтов. Я хотела указать ему на солнце, но постеснялась. Да он, скорее всего, и не понял бы, о чем речь.
На кухне у нас горел свет. Это Николай Иванович Васнецов, скромный советский служащий, писал свою очередную картину. Очевидно, фамилия заставила Николая Ивановича взяться за рисование. Таланта у него не было, но к своему увлечению он относился со всей ответственностью. Получая очередной «Огонек», Николай Иванович сразу брался за дело: расчерчивал на квадратики репродукцию, помещенную в данном номере, и точно такое же количество квадратов наносил на лист ватмана. После этого оставалось лишь по возможности верно перенести каждый квадрат на ватман. Жена не позволяла Николаю Ивановичу заниматься художественными промыслами в комнате, заявляя, что он даром жжет электроэнергию, поэтому живописцу приходилось устраиваться на кухне. Я застала Николая Ивановича в момент копирования задних коровьих ног - картина назвалась «Утро доярки».
- А я сегодня еще и света не зажигал, - промолвил художник, надо полагать, вполне искренне не замечая горящей под потолком лампочки и желая намекнуть, что его пристрастие соседям вовсе не в убыток.
- Сегодня и без света светло, - сказала я. - Вы видели, какое солнце?
- Нет, не обратил внимания, - признался Николай Иванович смущенно. - Спешу, знаете, закончить...
- Коля! - раздался звучный зов жены, уловившей, как видно, наши голоса.
Я ушла к себе в комнату и выглянула в окошко. Солнце еще стояло на небе, но блеск его отчасти померк. Оно сделалось обыкновенным шаром цвета топленого молока и сразу уменьшилось в размере. Через минуту оно исчезло. Не зашло за горизонт, а просто скрылось в облаке, золотым шарфом перехлестнувшим все небо от края до края. Некоторое время после этого в воздухе еще висело перламутровое сияние, но постепенно и оно потухло.
На следующий день в «Вечерке» появилась объяснительная заметка: «Вчера жители столицы могли наблюдать необычное атмосферное явление. Облака, собравшиеся после грозы на горизонте, создали своеобразный экран, позволивший в течении длительного времени после захода солнца видеть его отражение на небе».
Это звучало достаточно научно, хотя безусловно не соответствовало истине. Солнце, - действительно непонятно, неизвестно зачем застрявшее в московском небе, - все-таки, несмотря на всю нелепость ситуации, было настоящим, а никаким не отражением. Тем не менее, меня порадовало, что хоть кто-то его заметил.
Но на этом дело не кончилось. Через несколько дней в воскресенье утром, когда вся наша квартира еще спала, в гулкой коридорной тишине вдруг раздались два тревожных дверных звонка. И тотчас вслед за ними еще два. Я вскочила с постели и спросонья даже не сразу сообразила, в какой стороне находится дверь. После смерти мамы я перебралась со своего диванчика на ее кровать, и это перемещение, как видно, повлияло на мою способность ориентироваться в пространстве. На пороге стояла тетя Мура. Она выглядела странно - я это сразу заметила. Глаза ее потемнели и пылали так, будто она смотрела на горящую свечу. Я завела ее в комнату и усадила.
- Тетя Мурочка, что случилось? - спросила я, совершенно не представляя себе, что же могло вынудить ее примчаться в такую рань из Тушино.
- Ничего, - ответила она раздраженно. - Что, разве мне нельзя приехать к тебе просто так, без особенных происшествий?
- Конечно, можно, - сказала я, прижимаясь к ее могучей груди.
- Я тебя люблю. Я тебя очень люблю.
- Правда? - спросила она и взглянула на меня испытующе и даже как-то грозно.
Я принялась припоминать свои прегрешения, но не было среди них таких, которые могли бы заставить тетю Муру усомниться в моей преданности.
- Ты сердишься на меня? - спросила я.
- Нет, - ответила она. - Ты тут ни при чем.
- Я пойду поставлю чайник, - сказала я, не придумав ничего лучшего.
- Нет! - Она с такой силой сжала мою руку, что я окончательно растерялась. - Сядь, - сказала она, помолчав. - Слушай! Вчера вечером я вернулась с работы, вошла в свою комнату и тут...
- Тебя обокрали? - спросила я, увидев, что она не собирается продолжать.
- Не говори глупостей! Молчи и слушай. О чем я говорила? Я пришла с работы, как обычно сняла пальто и боты и вот тут... Понимаешь, я очень отчетливо это видела - моя голова поплыла по комнате. Отдельно от меня, понимаешь?
Я постаралась не выказать своего смущения.
- Тетя Мурочка, ты просто устала.
- Самое ужасное, что я понимала, прекрасно понимала, что этого не может быть, и все-таки не выдержала и бросилась ее ловить. А она летала вокруг стола и никак не желала остановиться. А потом она превратилась в огненный шар.
- Это на тебя подействовало солнце, - сказала я.
- Какое солнце? - в голосе ее прозвучала вовсе не свойственная ей хитрость.
- Солнце - после грозы. Которое никак не хотело заходить...
- А! - воскликнула она радостно. - Значит, ты тоже видела! Значит, я не сошла с ума! Слава Богу! - она шумно вздохнула и с облегчением откинулась на спинку стула. - И стояло солнце над Гивоном и не спешило к западу... Но знаешь, что мне кажется странным -разве здесь Гивон?
Я пожала плечами.
- Ты знаешь, что я думаю? - она понизила голос и оглянулась по сторонам, будто кто-то мог нас подслушать. - Это отражение!
Я решила, что тетя Мура прочитала заметку в «Вечерке", но оказалось, что она имеет в виду нечто иное.
- Раньше, - произнесла она торжественно, - все было настоящее. Истинное небо и подлинная земля. А теперь... Теперь время движется вспять. В этом все дело! Да, я это поняла. Мы живем в обратную сторону. Это солнце - это отражение того, Гивонского. Но никто не знает. Так что ты молчи. Теперь, чтобы понимать, надо читать с конца - сзаду наперед! Но главное не это, - она перешла на шепот. - Главное - вычислить расстояние. А иначе - низвергнемся в пропасть... - С этими словами она подошла к окну и действительно принялась что-то вычислять, приложив к пасмурному рассветному небу непонятно откуда взявшуюся линейку.
Я не стала разубеждать ее. Тем более что я и сама не знала, кто, зачем и с какой стати остановил дневное светило над столицей первого в мире социалистического государства. Может быть, тети Мурино объяснение не хуже всех прочих. В прежние времена все было просто и ясно: Иисус Навин сказал Богу не убирать солнца с неба, чтобы не дать врагам потихонечку смыться в потемках, а потом с новыми силами наброситься на Израиль. Бог внял просьбе и помог закрепить и упрочить победу. Все тогда было честно и недвусмысленно. Но разве теперь кто-нибудь решится сказать, зачем и почему происходит или не происходит то или иное событие? Нету теперь однозначных ответов. Я изумлен был видением сим и не понимал его. Поди узнай, была ли какая-то связь между солнцем, застывшим в тот день над Москвой, и тети Муриным безумием, и содержался ли в небесном видении намек на некую грядущую победу и скорый выход дома Израиля из египетского рабства, и имеет ли все это хоть какое-то отношение к тому факту, что я живу теперь в Гивоне и с порога своего дома могу видеть гору, на которой похоронен пророк Самуил, - гору, сидящую выше окрестных холмов и смотрящую одним оком в сторону Иерусалима, а другим в сторону Гивона.
По этим вот склонам в тот день разбросаны были трупы врагов, а теперь скачут по ним серны, и осторожные лисы мастерят свои норы в узких кривых пещерах. Фары скользящих в долине машин на мгновение рассекают надвое ночную тьму и выхватывают из мрака пушистый силуэт опешившей охотницы.
А когда затихает движение на шоссе, и утомляется, и засыпает всякая тварь, раздается над Гивоном голос пророка:
- Теперь же предстаньте! - требует помазавший Саула на царство. - У кого я взял вола, у кого взял осла?
Голос гудит и плывет, и перехлестывает через холмы, и затопляет долину. И, глядя на никелевый серпик Венеры в темном высоком небе, я отвечаю:
- Не брал ты у нас, Господи, да и не было у нас этого. А была у нас швейная машинка, зингеровская, старенькая, да поваленные бурей деревья, да еще очереди, очереди, очереди, да странное атмосферное явление...
А больше и не было у нас ничего.
Назад >