«Диалог»  
РОССИЙСКО-ИЗРАИЛЬСКИЙ АЛЬМАНАХ ЕВРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
 

Главная > Архив выпусков > Выпуск 7-8 (Том 2) > Архивы, воспоминания

 

Елена ЛЕВИНА (Россия)

ПИСЬМА ИЗ ССЫЛКИ

Моя мама - художница Ева Павловна Левина-Розенгольц родилась 29 мая (по старому стилю) 1898 г. в Витебске. Она очень любила свой город, считала одним из самых красивых. «На оврагах стоит, весь в зелени», - говорила она. Отец ее - Павел (Файвель) Нахимович Розенгольц был купец, торговал оружием и хозяйственными товарами. А мать - Клара Абрамовна, имея шестерых детей, в возрасте сорока лет забросила дом и стала учиться в школе рисования и живописи Юдоля Пэна, а позднее в Народном Училище у Казимира Малевича. И в ней на всю жизнь сохранилось, казалось бы, не сочетаемое - и любовь к реализму, и любовь к «черному квадрату».

Окончив гимназию в 1914 году, мама сразу же как началась война пошла работать в военно-полевой госпиталь. Ей всегда хотелось учиться рисованию, но отец настоял на том, чтобы она закончила зубоврачебную школу. Только оказавшись в 1917 году в Москве, она познакомилась со скульптором С.Д. Эрьзя (Степаном Нефедовым) и начала учиться работе с мрамором. Но занятия продолжались недолго из-за его отъезда на Урал. А мама вернулась в Витебск, где снова пошла работать в госпиталь. Шла гражданская война, была эпидемия сыпного тифа.

В 1919-1920 гг. она переехала в Москву и стала учиться скульптуре у Анны Семеновны Голубкиной, но всё же решила, что хочет заниматься живописью. В 1921 году мама поступила во ВХУТЕМАС, в мастерскую Роберта Фалька. В 1925 году она окончила его со званием художника 1 степени и правом поездки за границу; она была в Англии, много ходила по музеям и полюбила творчество У. Тернера.

В конце 20-х годов Ева Павловна пишет крупные вещи маслом, главным образом портреты с натуры, часто выставляется. Большой удачей была дипломная работа - «Старики-евреи». Эта работа несколько раз выставлялась, сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее.

В 30-е годы мама работала на текстильных фабриках по росписи тканей. Чтобы ткани были ярче и разнообразней, она использовала детские рисунки. Совместно с Домом художественного воспитания детей организовала конкурс детских рисунков. Лучшие были отобраны и по ним сделаны образцы тканей.

В те же годы Ева Павловна работала по батику, участвовала в оформлении советского павильона для Международной выставки в Париже.

В 1937 году арестовали ее братьев. Старший Аркадий Павлович Розенгольц (до ареста нарком внешней торговли СССР) был одним из главных обвиняемых на процессе правотроцкистского блока. Он и его жена Зоя Александровна были расстреляны в 1938 году. Другой брат - Герман Павлович Розенгольц, профессор-микробиолог, был отправлен в лагерь.

Маму уволили с работы. В конце концов, она устроилась в копийный цех Центрального бюро Московского союза художников. Больше всего ей пришлось копировать Александра Герасимова «Сталин и Горький». После войны, кроме портретов вождей стали заказывать «Золотую осень» Левитана. Копирование стало ее заработком вплоть до ареста.

Параллельно с этим она не переставала заниматься живописью: писала маслом портреты, натюрморты, много работала пастелью.

26 августа 1949 года Ева Павловна была арестована. Два месяца она находилась под следствием на Лубянке. Затем, уже после приговора, ее перевели в Бутырку, а оттуда по этапу в Красноярский край, в ссылку. Это был конец ноября - декабрь. Свидания не дали, теплых вещей не было.

В 1956 году мама вернулась и, несмотря на множество бытовых проблем, сразу же начала работать. По мнению Эрика Булатова1: «Этот новый художник имел что сказать. Мне кажется, что никто еще в искусстве не сказал с такой силой о трагедии нашего времени и человеческом страдании». 

Она начала работать тушью и без натуры. Первые ее листы видел Роберт Рафаилович Фальк, он тогда еще был жив. Они ему очень понравились, и он считал, что надо продолжать в том же духе. Мама восприняла это как благословение.

В эти годы она нигде не выставлялась, сначала и не было потребности, так как вся была в работе. Иногда устраивала дома показы. Позднее желание выставиться появилось, но все время что-то срывалось. В 1974 году у нее приобрел работы Музей Изобразительных Искусств им. Пушкина (ГМИИ), и это стало для нее самым большим признанием. В 1975 году мама умерла.

Первая персональная выставка прошла в 1996-1997 гг. в Государственной Третьяковской галерее, на Крымском валу. Вторая - в Вашингтоне в 1999 г. Третья - в Нью-Йорке в 2001 г. в «Школе искусств». Четвертая - в 2002 г. в Москве, в музее-квартире И.Д. Сытина. Каждый год ее работы бывают включены в разные выставочные проекты.

 

Публикуемые письма моей мамы ко мне и моей бабушке были написаны в ссылке и сохранились не все. Здесь они представлены не полностью (1949, 1950, 1954, 1955 годы), но все же по ним можно проследить ее жизнь и понять ее состояние.

Ее привезли вместе с другими заключенными зимой 1949 г. в тайгу, за Енисей без теплой одежды, денег и куска хлеба. Единственная работа там была на лесоповале, которая оказалась ей не под силу. Она пыталась найти работу по специальности, работу художника, которая была бы ей ближе всего, но не удавалось, и она бралась за всякую. С этим были связаны ее переезды-скитания из одной деревни в другую, ближе к райцентру.

Письма этого времени полны тревоги и страха за нас и в то же время надежды на лучшее. Они сумбурны, без знаков препинания, с повторами. Они переполнены чувствами, которые невозможно высказать. Постепенно они становились спокойнее и почерк ровнее, особенно после 1953 года.

Конверты - самодельные, сложенные треугольником, как те, что приходили с фронта, иногда склеенные из обоев, редко обычные или открытки. Письма написаны то на клочках бумаги, то на внутренней стороне старых конвертов, то на обоях.

Самые первые письма были брошены с этапа, «доплатные». Фразы короткие, почерк нервный - буквы прыгают, тревожит оторванность от нас, что с нами, неужели навсегда? Первое письмо - треугольник из Свердловска: «...обо мне больше нечего волноваться. Я жива, здорова, сейчас пишу с дороги отправляюсь...» Куда отправляется, густо зачеркнуто чернильным карандашом (цензура). Но, к нашему изумлению, на отвороте письма чужим почерком подписано - Красноярский край. Кто-то посочувствовал. В следующем письме тоже штамп «Свердловск» - Урал, значит, правда, везут дальше, в Сибирь.

 

Декабрь 1949 г.

С этапа.

Дорогая моя родненькая любимая доченька.

Пишу тебе второе письмо, а также написала маме, <...> сейчас нахожусь в пути. Когда приеду то сообщу, там выяснится где буду работать. Я здорова чувствую себя хорошо бодро. Меня волнует как ты учишься? Получаешь стипендию и пенсию? Обо мне не волнуйся, главное береги бабушку, учись хорошо. Я имела только одну передачу от Вас. Пока я устроюсь мне на первое время надо будет немного денег, двести или триста рублей и некоторые вещи. Это когда я устроюсь. Получила ли доверенность на мои вещи <...>

Целую люблю тебя и бабушку

Целую

 

Следующие письма приходили уже из деревни Момотово, расположенной на правом берегу Енисея, в таежной и болотистой местности. Для нее это было самое тяжелое время - не было жилья, не было теплой одежды и пришлось работать на лесоповале.

 

Начало января 1950

д. Момотово

Дорогие мои

Получила от Вас телеграмму к Новому году. Телеграммы идут быстро, письма еще не имею, а Вам посылаю часто, что с Вами как устроились ведь ничего не знаю. Кто в квартире. С кем моя девочка, мамочка будь с ней. Я так много пережила и вы тоже, надо силы сберечь может все обернется к лучшему, неизвестно. Елочка слушайся бабушку <...> с плохими людьми не встречайся. Я тебе все время пишу об этом. Что со мной. Я на работе уже устроилась оклад 250 рублей работа физически пока очень трудна. Я страшно похудела мне надо откушаться и выспаться. Пока надо поддержать меня, а то не под силу. Эта деревня на берегу Енисея кругом тайга, тут леспромхоз, сплав леса. Ночи белые от снега. Морозы доходят до 60*, климат изумительно здоровый. В 40* я бываю целые дни на воздухе, работаю среди лесорубов. Колю дрова откуда силы, воздух легкий в 30* мне жарко бывает <...> Красиво очень. Народ разный много культурных людей. Вчера предложили уехать в колхоз за 20 км, там жизнь гораздо легче с продуктами, писать портреты вождей. Это меня на ноги поставит. Необходимо мне в первую очень выслать <...> портрет Сталина, Ленина на них заказы уже имею, «Золотую осень», репродукция у меня дома есть. Также мои кисти посмотри колонковая, если есть какой-либо материал на коврики и лубочную картину. У меня где-то есть фото на стекле в кухне на полке, Сталин и Горький и щетки на трафарет <...>. Маленькую кастрюльку, 2 пакета сушеницы. Так же вышли из теплых вещей я указывала, мешок холщевый. Белила 2-3 тюбика и другие краски. Я так мечтаю тебя видеть, получила ли деньги на работе за меня, а также мое паенакопление. Валерьянку с камфорой <...> Тут большое строительство и предлагают ссыльным субсидии, чулки старые, скорей вышли самое необходимое, а то я не могу уйти с этой работы. Деньги вышлите. Надеюсь на лучшее. Только бы сейчас вытянуть скорей вышли. Как Груня ее здоровье, как моя мамочка, как ее здоровье, если жизнь наладится, то ты ее привезешь ко мне от Красноярска пароходом сюда. Скорей бы от тебя письмо.

Скорей вышли материал. Я тогда поеду в колхоз на эту работу какую предлагают. Пока очень трудно еще недоедаю. Целую Вас. Карандаши мягкие и резинки Как вы питаетесь. Целую крепко крепко

 

15/1 1950 г

д. Момотово

Дорогая моя доченька!

Деньги получила сперва 200 потом еще 100. Как-то меня это поддержит. Как я страдаю что столько забот на тебя навалилось. От тебя нет ни одного письма, что меня волнует. Что дома как твоя учеба <...> Понемножку начинаю приходить в себя, только дает силы мысль тебя увидеть и маму <...> Чтоб заработать еще надо краски, я писала трафареты. Карандаши разные, резинку, кальку, полуватм. бумагу, ручку, чернильницу. Тут вообще ничего нет, кастрюльку, нитки разные, чулки. Я пока сплю на полу грязная. Я пишу очень часто. Все надо налаживать. Что с вами? <...> в 5 ч. утра ухожу на работу до 10 ч. утра, потом перерыв до 5 ч. и с 5 до 9 ч. Тут очень красиво. Как я хочу Вас видеть, девочка моя родненькая. Еще мне так трудно. По утрам я встречаю собак похожих на волков и желтых лисиц, а когда оборачиваюсь, то за мной идет корова. Снег, тайга и красивое небо какого нигде не видела. Пока ни с кем не дружу, никого нет. Не знаю что с Вами. Отчего не пишете. Сегодня что-то я неспокойная. Все хочется еще спать и кушать. Самое страшное позади. Надо силы для Вас. Хотелось бы найти угол, тут очень сложно. Как я хочу знать про тебя поскорее. Из чего меня поддержите. Дачу надо бы продать? Скорей пиши

____________________________________________

1 Eva Levina-Rosengolts: Her Life and Work (Exhibition cataloge) The National Museum of Women in the Arts. Washington D.C., 1999.

< Вернуться - Далее >

Назад >

БЛАГОДАРИМ ЗА НЕОЦЕНИМУЮ ПОМОЩЬ В СОЗДАНИИ САЙТА ЕЛЕНУ БОРИСОВНУ ГУРВИЧ И ЕЛЕНУ АЛЕКСЕЕВНУ СОКОЛОВУ (ПОПОВУ)


НОВОСТИ

4 февраля главный редактор Альманаха Рада Полищук отметила свой ЮБИЛЕЙ! От всей души поздравляем!


Приглашаем на новую встречу МКСР. У нас в гостях писатели Николай ПРОПИРНЫЙ, Михаил ЯХИЛЕВИЧ, Галина ВОЛКОВА, Анна ВНУКОВА. Приятного чтения!


Новая Десятая встреча в Международном Клубе Современного Рассказа (МКСР). У нас в гостях писатели Елена МАКАРОВА (Израиль) и Александр КИРНОС (Россия).


Редакция альманаха "ДИАЛОГ" поздравляет всех с осенними праздниками! Желаем всем здоровья, успехов и достатка в наступившем 5779 году.


Новая встреча в Международном Клубе Современного Рассказа (МКСР). У нас в гостях писатели Алекс РАПОПОРТ (Россия), Борис УШЕРЕНКО (Германия), Александр КИРНОС (Россия), Борис СУСЛОВИЧ (Израиль).


Дорогие читатели и авторы! Спешим поделиться прекрасной новостью к новому году - новый выпуск альманаха "ДИАЛОГ-ИЗБРАННОЕ" уже на сайте!! Большая работа сделана командой ДИАЛОГА. Всем огромное спасибо за Ваш труд!


ИЗ НАШЕЙ ГАЛЕРЕИ

Джек ЛЕВИН

© Рада ПОЛИЩУК, литературный альманах "ДИАЛОГ": название, идея, подбор материалов, композиция, тексты, 1996-2024.
© Авторы, переводчики, художники альманаха, 1996-2024.
Использование всех материалов сайта в любой форме недопустимо без письменного разрешения владельцев авторских прав. При цитировании обязательна ссылка на соответствующий выпуск альманаха. По желанию автора его материал может быть снят с сайта.