Главная > Гостиная > Презентация книги Александра Кирноса "Мидреш"
Март 2012
МИДРЕШ
Лирические
этюды в стихах и прозе
Сегодня
у нас в гостях наш автор Александр Кирнос,
врач-хирург, член Союза писателей Москвы, редактор литературного
альманаха «Складчина», директор Еврейского благотворительного фонда «Рука помощи»
(«Яд Эзра»).
Александр
Кирнос автор двух поэтических книг «Дорога к храму» (Москва, МЕДИУМ, 1994) и
«Поговорим…» (Москва, Кахоль Лаван, 2010), готова к изданию книга прозы «Тыча»
- повести, рассказы.
Новая книга Александра Кирноса — многожанровая.
Авторская интуиция, соединившая под одной обложкой столь разные тексты,
оправдалась: стихи, проза, пьеса, нанизанные на общий стержень, дополняют и
усиливают друг друга.
Лейтмотив книги — любовь в широком философском контексте: человека к
человеку, к своему народу, к человечеству в целом.
Авторское слово и графическое изображение создают сложную,
полифоническую картину мира в его разнообразии и единстве.
Дизайн книги и иллюстрации художника Ильи Осина. Эти графические работы
можно увидеть в нашей ГАЛЕРЕЕ.
Первое
слово автору.
Вот
что он пишет в начале книги:
«Господи, как давно хотелось записать
беллетризованную историю семьи, что-то вроде мидраша1
о Дрешах-Кирносах или, наоборот, о Кирносах-Дрешах, но всё никак не мог
собраться, сесть за стол, взять в руки ручку и…
А, может быть, всё дело в том, что не мог взять в
руки не ручку, а себя и никак не решался начать эту психохирургию, где ручка,
как скальпель, вскрывает воспоминания, пласты чувств с редкими вкраплениями
фактов.
Нет, страха, что написанное будет неадекватным, не
было. Более того, я к этому и не стремился, поскольку считал, что записки
такого рода объективными быть не могут, и даже точно зафиксированные в
пространстве и времени факты с течением времени неизбежно размываются,
превращаясь из частицы в волну, да ещё и окрашенную для каждого участника и
наблюдателя в свой индивидуальный цвет – от радости до печали и от ненависти до
любви».
А
вот что Александр Кирнос пишет в послесловии к своей книге:
СДЕЛАЕМ И ПОЙМЁМ!
Ночью
тревожной бессонницы гул,
Злобы, обиды
и гнева разгул.
И не
прорваться сквозь эту лузгу
Правды
тарану.
А милосердие
нежной рукой
Смоет из
глаз, исходящих тоской,
Злость и
обиду, и непокой
Лжи и
обмана.
Правда
разрушит гордыни скалу,
Вихрем
сметёт заблуждений золу,
Гневно
прорвёт равнодушия мглу
Словом пророка.
А милосердье
прольётся, искрясь,
И прорезая
сомнения вязь
Семя любви
прорастает сквозь грязь
Зла и
порока.
Правда
сурова. А милость легка?
Не избежать
в этой жизни греха.
Взвешено
будет на небесах
Всё, что
случилось.
Миг – и
исчезнут узоры листа:
Сила,
богатство, успех, красота.
И лишь две
жилки дрожат на весах:
Правда и
милость.
Я родился в 1941году в Чувашии, куда из Москвы была
эвакуирована семья мамы. Как большинство детей, у которых отцы воевали, а
матери работали, рос в семье дедушки и бабушки. Семья была большая,
патриархальная. Дедушка олицетворял в ней закон, справедливость, а бабушка
милосердие. Гораздо позже я понял, что это две основные составляющие нашего
мира. Если нет справедливости, мир превращается в пустыню, а если нет милосердия
– в тюрьму.
Уже после смерти дедушки я узнал, что ещё в 1916 году
он с товарищами организовал в Славуте дом престарелых и этот дом пережил
немцев, Петлюру, белых, военный коммунизм, НЭП. Он содержался только силами
еврейской общины. Женщины убирали, обстирывали, кормили стариков, которые во
время войны и погромов потеряли жён и детей.
Как писал Давид Самойлов: «И это всё в меня запало и
лишь потом во мне очнулось».
В Москву вернулись в конце 1944 года. Отца впервые
увидел в 1945, когда бригаду морской пехоты, где он служил, перебрасывали на
Чукотку.
Нашей семье повезло. Все мужчины воевали и почти все
вернулись домой, женщины с детьми во время эвакуировались. В Москве жила
большая “мишпуха”. Дедушки, бабушки, их дети и внуки. Еврейский мир, который с
каждым поколением всё больше и больше ассимилировался и с каждым годом
уменьшался.
После школы я закончил военно-медицинскую академию в
Ленинграде и почти тридцать лет прослужил в Вооружённых силах. Начинал
авиационным врачом, закончил службу ведущим хирургом госпиталя. Писал много,
но, в основном, истории болезни. После демобилизации вернулся в Москву, работал
в хирургической клинике.
Пришедшийся на девяностые годы всплеск национального
самосознания, поиски истоков, привели меня в Туро – колледж, и там
я, как Мольеровский герой, внезапно узнавший, что он всю жизнь говорил прозой,
понял, что мои детские воспоминания это и есть идишкайт, а клятва Гиппократа
органично вписалась в Пиркей Авот (Поучения Отцов).
С 1996 года я участвую в работе благотворительного фонда
“Рука помощи” («Яд Эзра»), оказывающего социально-медицинскую помощь одиноким
пожилым евреям. С тех пор моя еврейская семья увеличилась. В ней сейчас
несколько тысяч человек. Вместе с друзьями мы мечтаем возродить в Москве
еврейскую общину, в которой будет всё необходимое для евреев всех возрастов.
Любая, даже самая дальняя дорога начинается с первого
шага. И как наши отцы, стоявшие у подножия Синая, мы говорим: “Наасе вэнишма”.
Сделаем и поймём!
Несколько слов о творчестве
Александра Кирноса
доктора филологических наук
Маргариты Моисеевой:
Книга Александра
Кирноса – это очень личный, искренний рассказ о себе, о своих близких, о
сокровенном и одновременно вечном, главном, сущностном -- о любви, о смерти, о родных и друзьях.
Ощущение мгновенности
земного бытия рождает желание
высказаться, поделиться своей влюбленностью в жизнь, в любовь, в людей,
в природу, в красоту здешнего мира,
погрустить о быстротечности времени, о преходящем.
Писатель хорошо
чувствует и слышит время, видит черту, к
которой приближается он сам с каждым прожитым днем, предощущает внезапный обрыв линии жизни…
А теперь предлагаем вашему
вниманию фрагмент новой
книги Александра Кирноса
1 | 2 | 3 | 4| 5| 6| 7
В Гостиную >