Главная > Гостиная > Памяти Георгия Балла
ГОСТИНАЯ «ДИАЛОГА»
Январь 2011
ПАМЯТИ Георгия БАЛЛА
Первая
горькая потеря в наступившем году.
В
первый день нового, 2011 года ушел из жизни
Георгий
Александрович Балл
Его проза двух
последних десятилетий была проникнута мотивом преодоления смерти и боли,
мистерией надежды и доброты, любовью к каждому, даже потерянному человеку. Один
из разделов сборника «Вверх за тишиной» так и назван «Смерть - Рождение».
Драматические судьбы его персонажей, обычных людей, связаны с дыханием
вечности. Прозу Георгия Балла отличает пристальное внимание писателя к
своему художественному слову, самобытная узнаваемость, колоритное сочетание
классического содержания с новаторством формы, проникновенность, сюжетная
острота и упругость, стилевая отточенность.
Как
отмечают представители издательства «Русский Гулливер», этот человек,
называемый многими «поэтом в прозе», не был обласкан вниманием критиков и
литературными наградами, однако близкое присутствие живого классика ощущалось
всеми пишущими людьми, способными отличать подлинное от манерного, живое от
мертвого.
Гео́ргий Алекса́ндрович родился в
Москве 9
июня 1927 года.
Окончил Московский
государственный институт международных отношений. С 1960 г. публиковал
сказки, рассказы и пьесы для детей (в том числе в соавторстве с женой, Галиной Демыкиной). Произведения для
взрослых печатались с середины 1980-х гг.: роман «Болевые точки» (1983),
сборник рассказов «Вверх за тишиной» (1999). Публиковался во многих
периодических изданиях.
Лауреат Фестиваля малой прозы им. И. С. Тургенева
(1998) и Сетевого литературного конкурса «Улов» (осень 2000).
Сегодня мы вспоминаем Георгия
Александровича в нашей ГОСТИНОЙ.
Рассказывая о себе, он был
немногословен.
Георгий БАЛЛ
И ПОДОШЕЛ Я К САМОМУ КРАЮ
ТИШИНЫ
Это произошло со мной много лет назад. Тогда я работал рыбаком. На Байкале.
Мы ловили омуля. Колонный лов. Цепляли лодки к катеру. Забрасывали капроновые
сети. Сдавали пойманную рыбу в поселке Хужиры. На острове Ольхон. Там же, в
поселке, покупали буханки хлеба и бутылки «перцовки». Мы ели только рыбу в
разных видах. Жарили на рожнах, на палках, у костра. На полках магазина в
поселке стояли рядами вспухшие банки рыбных консервов из Одессы.
Я попросил капитана катера завезти меня на совсем маленький островок Еленка.
Необитаемый. Среди камней - только чайки.
Вот там я услышал тишину.
Перекликались чайки. И удивился я их крику. Они лаяли по-сабачьи. Замолкали.
И тишина. И возрадовался, сердце мое возликовало. И подошел я к самому краю
тишины. Живому краю... Я понял: это надо сохранить в душе. Конец пятидесятых
годов. Я попробовал писать.
Что еще? Ходил пешком по Иркутской тайге, по Горному Алтаю. Работал
корреспондентом радио на Урале. Обошел пешком почти весь Север России. Многие
годы летом жил в деревне Озерки Вологодской области. У шофера Михаила
Силинского. До сих пор с ним переписываюсь. Первые Вологодские рассказы
оставлял у себя в столе. Печатал вначале только детские книги. Но годы шли.
Стали меня публиковать.
Теперь у меня много книг.
Рассказ «Сара» послал в Кельн на конкурс «Немецкой волны». Получил премию.
Рассказ переведен на немецкий. Мой товарищ писал из Израиля, что прочитал его в
автобусе. Это было в 1992 году.
У меня опубликовано около тридцати взрослых и детских книг. Я люблю малую
форму рассказа. Самое крупное, что написал, - роман «Болевые точки» (Советский
писатель. М., 1983). Это роман о двойнике. О предельной любви, которая приносит
больше горя, чем счастья.
В последние десять лет обрел новое дыхание. Публиковался в журналах «Новый
мир», «Знамя», «НЛО».
В 1993 году появилась в магазинах моя книга на русском и английском языках
«Дом из дождя» - рассказы, в которых стерты границы между реальностью и
фантасмагорией. Она оформлена слайдами с картин моего покойного сына - Андрея
Демыкина.
В 1999 году вышла книга рассказов и повестей «Вверх за тишиной» в
издательстве «НЛО».
Как-то незаметно для себя вписался уже в новый век. В 2000 году на конкурсе
«Улов» в Интернете завоевал первое место. В 2002 году в журнале «Дружба
народов» опубликована моя повесть «Дыра». В этой повести Интернет - не источник
информации, а волшебное и таинственное пространство чуда, которое совершается в
российской провинции.
В 2003 году в «НЛО» вышла моя книга «Приключения Старого Башмака,
рассказанные им самим», а в 2004 году - сборник сказок «Городок Жур-Жур»
(«Стрекоза-пресс»).
Георгий Александрович сказал: «В последние
десять лет обрел новое дыхание». Ему тогда было около семидесяти.
Почитаем сегодня несколько коротких
рассказов этой поры его «нового дыхания», опубликованных в альманахе «ДИАЛОГ» (
вып. 7-8, том 1):
БЕСКОНЕЧНОСТЬ
ГОЛУБЫЕ ИХ ОДЕЖДЫ
ШЛЯПА
А вот что пишет о рассказах Георгия Балла наш автор, единомышленник и друг Лена Попова, переводчик с иврита многих прекрасных текстов в альманахе «ДИАЛОГ», писатель, автор коротких рассказов, близких по жанру Георгию Баллу. Интересно, что это эссе - реакция
молодого литератора на первое знакомство с прозой Георгия Балла, писателя
другого поколения, другого жизненного опыта, других этических и
эстетических постулатов и пристрастий,
других реалий, порождающих другие «коды», как пишет Лена Попова. Интересна и
попытка молодого литератора понять, проникнуть в сущностное, сокровенное, чем
автор делится с читателем, и ее трактовка прочитанной прозы:
Один в пустыне зеркал. Послесловие Лены ПОПОВОЙ.
Сегодня, прощаясь с Георгием Баллом до
новых встреч с его книгами, которые он оставил нам навсегда, хочу, чтобы мы еще
раз вспомнили его короткий
рассказ «Стрела»:
«Маленький мальчик стоял на перекрестке. Он выбирал дорогу к себе.
Мимо проносились машины. А он все стоял на перекрестке и искал дорогу.
В центре города, на перекрестке, стоял
мальчик. Он был похож на стрелу, которая должна была взлететь. Эта стрела
должна была лететь сквозь беды и горе. Сквозь несчастья и болезни. Все было
готово к тому, чтобы взлететь. И в глубине души мальчик знал, что нет никаких
смертей. Все это придумали взрослые. И надо правильно выбрать направление. И
взлететь вместе со старым городом, где он начинает новую жизнь».
Может быть, Георгий Александрович написал это о себе, о своем
уходе?
И может быть, правда, «нет никаких смертей»? И писатель Георгий
Балл навсегда останется с нами, с читателями, которые знают и любят его и с
теми, кому еще предстоит это удивительное знакомство с прекрасной прозой
самобытного, ни на кого не похожего писателя.
Рада ПОЛИЩУК
5 января 2011 г.
1 | 2 | 3 | 4
В Гостиную >