«Диалог»  
РОССИЙСКО-ИЗРАИЛЬСКИЙ АЛЬМАНАХ ЕВРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
 

Главная > Гостиная > Памяти Георгия Балла

ГОСТИНАЯ «ДИАЛОГА»

Январь 2011

 

ПАМЯТИ Георгия БАЛЛА

Первая горькая потеря в наступившем году.

В первый день нового, 2011 года ушел из жизни  

Георгий Александрович Балл

Его проза двух последних десятилетий была проникнута мотивом преодоления смерти и боли, мистерией надежды и доброты, любовью к каждому, даже потерянному человеку. Один из разделов сборника «Вверх за тишиной» так и назван «Смерть - Рождение». Драматические судьбы его персонажей, обычных людей, связаны с дыханием вечности. Прозу Георгия Балла отличает пристальное внимание писателя к своему художественному слову, самобытная узнаваемость, колоритное сочетание классического содержания с новаторством формы, проникновенность, сюжетная острота и упругость, стилевая отточенность.

Как отмечают представители издательства «Русский Гулливер», этот человек, называемый многими «поэтом в прозе», не был обласкан вниманием критиков и литературными наградами, однако близкое присутствие живого классика ощущалось всеми пишущими людьми, способными отличать подлинное от манерного, живое от мертвого.

 

Гео́ргий Алекса́ндрович родился в Москве 9 июня 1927 года.

Окончил Московский государственный институт международных отношений. С 1960 г. публиковал сказки, рассказы и пьесы для детей (в том числе в соавторстве с женой, Галиной Демыкиной). Произведения для взрослых печатались с середины 1980-х гг.: роман «Болевые точки» (1983), сборник рассказов «Вверх за тишиной» (1999). Публиковался во многих периодических изданиях.

Лауреат Фестиваля малой прозы им. И. С. Тургенева (1998) и Сетевого литературного конкурса «Улов» (осень 2000).

Сегодня мы вспоминаем Георгия Александровича в нашей ГОСТИНОЙ.

Рассказывая о себе, он был немногословен.

    Георгий БАЛЛ

И ПОДОШЕЛ Я К САМОМУ КРАЮ ТИШИНЫ

Это произошло со мной много лет назад. Тогда я работал рыбаком. На Байкале. Мы ловили омуля. Колонный лов. Цепляли лодки к катеру. Забрасывали капроновые сети. Сдавали пойманную рыбу в поселке Хужиры. На острове Ольхон. Там же, в поселке, покупали буханки хлеба и бутылки «перцовки». Мы ели только рыбу в разных видах. Жарили на рожнах, на палках, у костра. На полках магазина в поселке стояли рядами вспухшие банки рыбных консервов из Одессы.

Я попросил капитана катера завезти меня на совсем маленький островок Еленка. Необитаемый. Среди камней - только чайки.

Вот там я услышал тишину.

Перекликались чайки. И удивился я их крику. Они лаяли по-сабачьи. Замолкали. И тишина. И возрадовался, сердце мое возликовало. И подошел я к самому краю тишины. Живому краю... Я понял: это надо сохранить в душе. Конец пятидесятых годов. Я попробовал писать.

Что еще? Ходил пешком по Иркутской тайге, по Горному Алтаю. Работал корреспондентом радио на Урале. Обошел пешком почти весь Север России. Многие годы летом жил в деревне Озерки Вологодской области. У шофера Михаила Силинского. До сих пор с ним переписываюсь. Первые Вологодские рассказы оставлял у себя в столе. Печатал вначале только детские книги. Но годы шли. Стали меня публиковать.

Теперь у меня много книг.

Рассказ «Сара» послал в Кельн на конкурс «Немецкой волны». Получил премию. Рассказ переведен на немецкий. Мой товарищ писал из Израиля, что прочитал его в автобусе. Это было в 1992 году.

У меня опубликовано около тридцати взрослых и детских книг. Я люблю малую форму рассказа. Самое крупное, что написал, - роман «Болевые точки» (Советский писатель. М., 1983). Это роман о двойнике. О предельной любви, которая приносит больше горя, чем счастья.

В последние десять лет обрел новое дыхание. Публиковался в журналах «Новый мир», «Знамя», «НЛО».

В 1993 году появилась в магазинах моя книга на русском и английском языках «Дом из дождя» - рассказы, в которых стерты границы между реальностью и фантасмагорией. Она оформлена слайдами с картин моего покойного сына - Андрея Демыкина.

В 1999 году вышла книга рассказов и повестей «Вверх за тишиной» в издательстве «НЛО».

Как-то незаметно для себя вписался уже в новый век. В 2000 году на конкурсе «Улов» в Интернете завоевал первое место. В 2002 году в журнале «Дружба народов» опубликована моя повесть «Дыра». В этой повести Интернет - не источник информации, а волшебное и таинственное пространство чуда, которое совершается в российской провинции.

В 2003 году в «НЛО» вышла моя книга «Приключения Старого Башмака, рассказанные им самим», а в 2004 году - сборник сказок «Городок Жур-Жур» («Стрекоза-пресс»).

 

     Георгий Александрович сказал: «В последние десять лет обрел новое дыхание». Ему тогда было около семидесяти.

     Почитаем сегодня несколько коротких рассказов этой поры его «нового дыхания», опубликованных в альманахе «ДИАЛОГ» ( вып. 7-8, том 1):

БЕСКОНЕЧНОСТЬ

ГОЛУБЫЕ ИХ ОДЕЖДЫ

ШЛЯПА

 

А вот что пишет о рассказах Георгия Балла наш автор, единомышленник и друг Лена Попова, переводчик с иврита многих прекрасных текстов в альманахе «ДИАЛОГ», писатель, автор коротких рассказов, близких по жанру Георгию Баллу. Интересно, что это эссе - реакция молодого литератора на первое знакомство с прозой Георгия Балла, писателя другого поколения, другого жизненного опыта, других этических и эстетических  постулатов и пристрастий, других реалий, порождающих другие «коды», как пишет Лена Попова. Интересна и попытка молодого литератора понять, проникнуть в сущностное, сокровенное, чем автор делится с читателем, и ее трактовка прочитанной прозы:

Один в пустыне зеркал. Послесловие Лены ПОПОВОЙ.

 

     Сегодня, прощаясь с Георгием Баллом до новых встреч с его книгами, которые он оставил нам навсегда, хочу, чтобы мы еще раз вспомнили его короткий рассказ «Стрела»:

 
    «Маленький мальчик стоял на перекрестке. Он выбирал дорогу к себе. Мимо проносились машины. А он все стоял на перекрестке и искал дорогу.

     В центре города, на перекрестке, стоял мальчик. Он был похож на стрелу, которая должна была взлететь. Эта стрела должна была лететь сквозь беды и горе. Сквозь несчастья и болезни. Все было готово к тому, чтобы взлететь. И в глубине души мальчик знал, что нет никаких смертей. Все это придумали взрослые. И надо правильно выбрать направление. И взлететь вместе со старым городом, где он начинает новую жизнь».
    

Может быть, Георгий Александрович написал это о себе, о своем уходе?    

И может быть, правда, «нет никаких смертей»? И писатель Георгий Балл навсегда останется с нами, с читателями, которые знают и любят его и с теми, кому еще предстоит это удивительное знакомство с прекрасной прозой самобытного, ни на кого не похожего писателя.

Рада ПОЛИЩУК

5 января 2011 г.

1 | 2 | 3 | 4

В Гостиную >

БЛАГОДАРИМ ЗА НЕОЦЕНИМУЮ ПОМОЩЬ В СОЗДАНИИ САЙТА ЕЛЕНУ БОРИСОВНУ ГУРВИЧ И ЕЛЕНУ АЛЕКСЕЕВНУ СОКОЛОВУ (ПОПОВУ)


НОВОСТИ

4 февраля главный редактор Альманаха Рада Полищук отметила свой ЮБИЛЕЙ! От всей души поздравляем!


Приглашаем на новую встречу МКСР. У нас в гостях писатели Николай ПРОПИРНЫЙ, Михаил ЯХИЛЕВИЧ, Галина ВОЛКОВА, Анна ВНУКОВА. Приятного чтения!


Новая Десятая встреча в Международном Клубе Современного Рассказа (МКСР). У нас в гостях писатели Елена МАКАРОВА (Израиль) и Александр КИРНОС (Россия).


Редакция альманаха "ДИАЛОГ" поздравляет всех с осенними праздниками! Желаем всем здоровья, успехов и достатка в наступившем 5779 году.


Новая встреча в Международном Клубе Современного Рассказа (МКСР). У нас в гостях писатели Алекс РАПОПОРТ (Россия), Борис УШЕРЕНКО (Германия), Александр КИРНОС (Россия), Борис СУСЛОВИЧ (Израиль).


Дорогие читатели и авторы! Спешим поделиться прекрасной новостью к новому году - новый выпуск альманаха "ДИАЛОГ-ИЗБРАННОЕ" уже на сайте!! Большая работа сделана командой ДИАЛОГА. Всем огромное спасибо за Ваш труд!


ИЗ НАШЕЙ ГАЛЕРЕИ

Джек ЛЕВИН

© Рада ПОЛИЩУК, литературный альманах "ДИАЛОГ": название, идея, подбор материалов, композиция, тексты, 1996-2024.
© Авторы, переводчики, художники альманаха, 1996-2024.
Использование всех материалов сайта в любой форме недопустимо без письменного разрешения владельцев авторских прав. При цитировании обязательна ссылка на соответствующий выпуск альманаха. По желанию автора его материал может быть снят с сайта.