Главная > Гостиная > Юрий Штерн
Лена
ШТЕРН
Белые
ночи, тополиный пух...
(история
одного вечера)
Завершение...
и начало
Почти одиннадцать вечера. На Таганской площади заходящее позднее солнце отражается золотом в окнах домов. Разгоряченная вином и встречей
компания выходит из театра, и не в
силах разойтись, продолжает свой путь в
направлении близлежащего ресторана.
Московские друзья, знакомые далеких университетских лет, родные,
и мои дети, стопроцентные
израильтяне, оглушенные всем
происходящим - сотнями людей ,
пришедших в Москве на вечер
памяти их отца, особой атмосферой
внимания, смеха и слез , уважения и ностальгии...
Провожая
меня в обратный путь, старый друг принес в подарок видеозапись " Мастера и Маргариты" -- фильма, пролежавшего 15 лет «на полке» по непонятным причинам, и лишь сейчас получившего право на жизнь .
Дома по приезде, просматривая фильм, глядя на лица актеров, пейзажи Москвы и Иерушалаима, прислушиваясь к знакомым словам , не могла отделаться от мысли, что и
этот подарок, и вечер на Таганке, и
вся московская поездка - не
случайны. На фоне чуть блеклого
неба и облаков белого тополиного
пуха, превращавшихся порой в
подобие снежной бури, происходили события, которые несколько десятилетий назад , казались абсолютно фантастическими, невозможными. Словно лишь сейчас настало время возвращения,
встречи, воссоединения, осмысления.. Что
существует в моей жизни некое
мистическое переплетение этих двух городов,
связь между главными действующими лицами, включая Мастера и Маргариту, связь времен, соединивших "в причудливой вязи" театр, его
легендарную историю, наш с Юрой поход на
любимовского "Мастера" , вечер памяти Юры на той
же сцене Таганки, возвращение Марика и Полины в Москву, посещение старых наших
домов на Преображенке и на
Щелковской, и многое другое...
Связь
времен - между толпой зимой 1980 года, пытающейся пробиться
по поделанным контрамаркам на "Мастера и Маргариту" - и самим
Мастером - Юрием Петровичем - на сцене, вспоминающем встречи с Юрой в
Иерусалиме.. В том же зале, на той же сцене... И потом, в
легендарном кабинете Любимова, полтора часа истории , воспоминаний, рассказов, возможно
ли это ?
Начало
Оказалось
, что возможно...
Меня всегда поражало, как случается, что некое слово, идея, задумка вдруг обретают настоящую реальную
жизнь... Как произошло, что этот вечер
памяти Юры обрел жизнь, случился..
Март месяц . В предпасхальные , еще почти зимние
дни, проездом в Москве, пытаюсь
наудачу созвониться с Дорит Голендер, новым израильским послом, в прошлом - директором Река , хорошей знакомой и другом Юры . Честно говоря, особого рвения и сил на поднятие московского вечера не было , но все-таки решила использовать мизерную возможность назначить встречу с послом . Глубокий радиофонный голос Доры в трубке - конечно, приезжайте после трех, на Ордынку.
Мы обсуждаем идею вечера
памяти Юры, Дорит загорается: "
Давайте проведем его в театре на Таганке, недавно там был
вечер" Любимов и Иерусалим ".
Я в смятении - Таганка - боже - на этой сцене , в этом здании - овеянных
мифами и по сей день... А это возможно, заикаясь от волнения,
спрашиваю я. Меня уверяют, что шансы
велики... Но нужен сценарий.
Программа. Гости... Да мало ли
что еще требует организация вечера в таком месте... Я, как всегда, головой в прорубь, с размаху, еще не зная, что мне предстоит, но полагаясь
на помощь посольства - соглашаюсь... Тотчас же
была назначена и предварительная дата вечера - конец мая , начало июня. Через месяц с лишком после возвращения, в начале
мая, звонок из Москвы - на проводе Йоси Тавор: " Лена, где сценарий? Я
нахожусь в кабинете Каталин, на Таганке... Вечер состоится 5 июня..
"
Ну, нам ли бояться трудностей... Правда я не предполагала, что они будут столь обильными. Но поскольку я без особых колебаний становлюсь - продюссером, сценаристом, ведущей,
режиссером... список можно
продолжить, то и этот, последний пока
что опыт, наверное, пригодится... Месяц
бесконечных звонков, переговоров и
имейлов с замечательными артистами и музыкантами,
фантастическим ведущим ( хвала Господу и Юре, что столько
любящих людей он обрел), волнений
и звонков в посольство, составления
бесконечных списков и их пересылка, помощи друзей - в оплате расходов, поисках "израильского номера", графики
приглашения, рассылке по сайтам, и пр., - все
это позади... Слава Богу...
Когда же оказалось, что и мои дети решили поехать
вместе со мной в Москву, то моей радости
не было предела. Наша совместная поездка, возвращение в
Москву - событие еще более невероятное,
важное, нежели проведение вечера.. Для Полинки, тогда семилетней девочки, цепляющейся за серое
вязаное пальто мамы, последние часы пребывания в России прошли в пустом и полутемном зале Шереметьего
, где она истошно кричала " верните мне моего папу ..", а
двухлетний Марик , горячий от жара , ревел навзрыд , пока меня пытались
обыскать в кабинете гинеколога , пока...
да что там. .. пока Юра нетвердым шагом
вернулся и мы все-таки улетели ... на , как тогда это называлось, ПМЖ- постоянное место жительства - Израиль .. и вот теперь, тридцать лет спустя , мы втроем
возвращаемся в Москву на вечер памяти Юры, и где - в Театре на Таганке, место
сакральное почти для меня.. Но как это
объянить им, выросшим на совсем других символах..
В тот же день, вечером -
спектакль
"Высоцкий", дети просили и как
по заказу - два часа, без перерыва - вся боль и
60-х, и 70-х обрушились со сцены. И это было сильнее всяких объяснений, о том, как мы
жили, что было здесь, и почему они
выросли совсем в другой стране, и в тоже время, почему необходимо было нам это возвращение... Полинка,
напевая "Парус" на иврите - а я и
не знала, что все песни, которые мне папа пел,
написаны Высоцким.
Этим же вечером, после спектакля, рядом со станцией метро - группа
рока, толпа зрителей вокруг - невиданная
в наши времена - вот она, Москва,
год 2011, вот он, Иерусалим - 3,5 часа
лета - расстояние в жизнь ... Но встреча возможна, преодолевая страх и сомнения , с открытым сердцем и любовью, любопытством и
юмором..
И вот, 2 июня , -
театр,
кабинет Каталин Любимовой на
втором этаже, все специалисты в сборе - неужели это свершается прямо на глазах?
- путешествия по подземным коридорам Таганки,
обрамленным трубами, выкрашенными в
черно-бело-красные цвета - символ
Таганки, склады декораций , даже приказ
по театру!!! - о вечере Юрия Штерна - видела своими глазами, клянусь..
5 июня, воскресенье, два часа до начала..
пять
часов пополудни, вместе с Мариком и
Полиной мы по дороге в театр ... Не могу сдержать волнения, выпила
разом рюмку коньяка и чего-то
успокаивающего..
В фойе - фотографии Юры, перекочевавшие в салоне "
Эль-Аль" из Иерусалима, плакат, возвещающий о вечере нашего друга
Юрия Штерна, в зале - репетиция (
Маша Немировская командует
парадом), знакомые мелодии израильских
песен успокаивают меня. Марик и Полина, сияющие и взволнованные тоже - за
столиком с книгами и флайерами Фонда.. Каталина
предлагает всем соевые батончики -
оказывается, традиция ( жаль, что не рюмку коньяка) .Все , вроде бы
, в порядке... Теперь остается только
помолиться..
Вот и публика начинает
собираться, сначала
парами , потом потоком.. Столько знакомых, родных лиц... Прибывают высокие гости... И мои друзья университетские , и самые родные- Штерны- ловлю себя на мысли, что вечер уже начался , здесь и сейчас, в фойе
театра.. Удивительно, зал заполнен почти совсем .. Звонок..
.. Мне , сидящей на сцене, и украдкой
оглядывающей зал, были видны и слезы и
волнение гостей. Да и гостями их назвать неточно. Встреча друзей , встреча , пронизанная
всем, что было так важно в жизни Юры- и смех , и
анекдот, и высокая речь, и даже
танец с Розовским, и "Катюшка"
на иврите, и конечно. сам Мастер- на сцене - Юрий Петрович Любимов.
Как в Юриной жизни, встречи с министрами и послами , сменялись
застольем и бардовскими песнями,
стихами серебряного века- все это было здесь . Но было и другое - ощущение продолжения,
уважение к стране, к тому что было
сделано и продолжает эту бессметртную
жизнь духа , идеи , сущности наше й..
И глаза детей, Полинки и Марика, со второго ряда ,- по их реакции я судила обо
всем происходящем.. "Золотой
Иерусалим" в виртуозном
исполнении молодого артиста театра на Таганке Саши, завершил вечер, но никто не расходился, все оставались на своих местах, ожидая
продолжения... Оно последовало не только в фойе театра, среди ваз с черешнями, и
бокалов с красным вином, среди изобилия, устроенного Каталин Любимовой и ее помощниками, но и ...
в нашей жизни, в этой встрече, в тишине
зала, во внимании, совпадении, в
точности выбора...
Июнь 2011.
Иерусалим
1 | 2
В Гостиную >