Главная > Выпуск 11 (2011/12 - 5771/72) > ДИАЛОГ > Лев АННИНСКИЙ (Россия)
Лев АННИНСКИЙ
А ПРОКРУСТА КУДА ДЕНЕМ?
ДИАЛОГ с Моти ЛЕРНЕРОМ
Вступая в мысленный диалог со знаменитым израильским драматургом (и зная о российских путях исхода его предков), я задаю естественный и дипломатичный вопрос: откуда вы? (имея ввиду еврейских дедов-прадедов), но слышу ответ, от которого почва нашего диалога начинает скользить куда-то в неизмеримость…
Моти ЛЕРНЕР: - Чимишлия (Чилишлия) – местечко Бессарабской губернии, Бендерского уезда, заселено колонистами из северной части Бессарабии, раскинуто на возвышенном берегу реки Кагильник, бывшее татарское селение…
- Татарское?! А не молдавское? Русское или еврейское – я уж не спрашиваю. А название чьё?
- А название «Чимишлия» впервые упомянуто в исторических летописях 4 июля 1620 года: «…здесь остановилось татарское племя, и татары, являясь большинством в округе, сменили название на Чимишлия (татарское слово, в переводе на русский – богатство)». Но не всё так просто с названием…
- Как не просто и со всем остальным?
- Да. Видите, как всё запутано, как всё неоднозначно…
- Но попробуем разобраться. Так дед ваш пришёл на Землю Обетованную…
- Именно так. Пешком из Кишинёва. Опасаясь призыва в царскую армию и краха своей мечты об Эрец Исраэль, оставив всё позади, - дед бежит из родных мест. С невероятными трудностями семнадцатилетний ешиботник добирается до городка под названием Зихрон Яаков, что на склонах горы Кармель, упоминаемой ещё в Ветхом Завете…
- Ветхий Завет – отнюдь не ветхий аргумент для уклонения от мобилизации в царскую армию. Однако потомки вашего деда попали в страну, где от мобилизации в израильскую армию не только не отвертишься, но и не захочешь уклоняться. Да есть ли на земле место, где человеку не грозила бы мобилизация в ружьё – принудительная или добровольная? Хорошо ещё, если есть место, куда сбежать, но от фатальной воинственности жителей планеты Земля не спасёшься нигде. Куда ни скройся – надо селиться, а там уже живут потомки татар, даков, славян, арабов… и разных прочих шведов. Ну, и как ваш дед вписался в эту многонаселённую коммуналку? Он ведь не о жилищном вопросе думал? О высших Заповедях, наверное?
- Да! Великий мудрец Элазар бен Шамуа, живший во втором веке нашей эры, говорил, что заселение и жизнь на Земле Израиля приравнивается к выполнению ВСЕХ заповедей Торы.
- ВСЕХ? Это звучит… несколько по-русски. ВСЁ или НИЧЕГО! А выбирать приходится что-то посерединке, что-то человечески-измеримое, что можно обойти шагами… Дед ваш кем стал там, где он исполнил ВСЕ заповеди Торы?
- Да, внешне - вполне образцовым земледельцем. Ухаживал за посевами, за виноградником, производил вино, но… у деда были и духовные запросы и устремления, ему хотелось влиять на ту жизнь, которая складывалась в Эрец Исраэль, где начали создаваться политические партии, где велись жаркие дискуссии о будущем этой земли. Но деду моему, Исраэлю Лернеру, не удалось вписаться в окружающий его мир в полной мере, ринуться в самую гущу споров, сыграть важную роль в бурной общественной жизни, за которой он следил как бы со стороны…
- До чего же это по-русски. Объявить целью всеобщее счастье и ради этой цели начать такой спор о средствах, что стало не до целей. Назначить программой земельный передел, а волю перенаправить на изготовление динамита. Провозгласить свободу слова, но потопить эту свободу в такой взаимной ненависти политических партий, фракций и уклонов, от которой спастись можно, только если тебя отовсюду выкинут, и будешь наблюдать этот хипеж «со стороны». А что-то ведь тянет людей в эту бучу, боевую, кипучую… я имею ввиду российский опыт ХХ века. И у евреев что, духовная жажда не такая же жгучая? А тут надо эвкалипты сажать, землю обустраивать под кибуцами… И дед ваш это делал?
- Я думаю, что земледельческий труд никогда полностью не смог удовлетворить его духовные запросы, и мне видится, что жил он жизнью трагической, ибо произошедшие с ним перемены, на которые он пошёл сознательно, не принесли ему то ИЗБАВЛЕНИЕ, на которое он рассчитывал, избрав Эрец Исраэль. О, конечно, он благословлял Субботу – совсем так, как это делают многие современные израильтяне, сразу же после субботней трапезы включающие телевизор с обзором новостей за неделю.
- У каждого ведь своя «суббота», а в окружающем мире за неделю может такое случиться, что не только о традиционном распорядке дня забудешь, но усомнишься и в самой возможности… избавления – так вы назвали освобождение от трагической лямки наличного бытия? Дед ваш понимал, что делать в ситуации, когда одна мировая война отгремела, а другая надвигалась?
- Он был членом общества «Брит Шалом» – «Союз Мира», созданного в 1925 году в Иерусалиме с целью установления дружеских отношений между евреями и арабами, а также с целью совместного еврейско-арабского решения проблем будущего Эрец Исраэль. Среди основателей общества были крупнейшие интеллектуалы того времени – Артур Руппин, Шмуэль Гуго Бергман, Гершом Шолем и многие другие… Организация подготовила два меморандума, идеей которых было «двунациональное государство», но из этой идеи ничего не вышло, и в середине 30-х годов организация прекратила существование. Однако, на собраниях «Брит Шалом» выступали лучшие умы того времени, в дискуссиях участвовали и Давид Бен-Гурион, будущий первый глава правительства Израиля, и Меир Дизенгоф, первый мэр Тель-Авива, и многие другие…
- То, что лучшие умы получили возможность участвовать в дискуссиях, выступать на собраниях и сочинять меморандумы, полные высоких идей, - это замечательно. Но почему из этих идей (и из самой идеи собрать интеллектуалов в расчёте на пересоздание Ближневосточного мира), почему из этого проекта «ничего не вышло»? А может, не идеи плохи, а в человеческой психологии что-то фатальным образом сопротивляется такому устроению? Опыт… даже не чудовищного ХХ века, а первого десятилетия ХХI века, встреченного фанфарами футурологов, - не говорит ли о том, что люди в принципе неисправимы? За десятилетия, прошедшие с той поры, когда общество «Брит Шалом» пыталось установить дружеские отношения между евреями и арабами, - там хоть что-нибудь продвинулось к лучшему? Каковы сейчас эти «дружеские отношения»?
- Любой израильтянин, который даже случайно оказывается на территории, управляемой палестинской администрацией, получает нож в спину. Или в живот.
- И это – отношения «библейских родственников», сотни лет проживших рядом! Да что там говорить – между ближайшими соседями и этническими родственниками самые лютые разборки и происходят, и в библейские времена, и сегодня… История евразийского пространства красноречиво говорит о том, какой крови стоило умиротворение соседствовавших там народов – хоть под крышей Орды Властелина Вселенной, хоть под скипетром Российского Императора…
- Мы всегда помнили, что наши корни – в Российской империи, что мы – «русские», ведь Бессарабия, откуда наш дед пришёл в Эрец Исраэль, – часть России того времени.
- Помнили, но дед всё-таки ушёл. А укоренился ли на новой почве?
- Он вырвал себя из той почвы, на которой возрос, он всеми силами пытался укорениться в столь желанной ему Земле Израиля, и хотя внешне всё выглядело вполне благополучно, но он до конца дней своих так и не укоренился здесь во всех аспектах этого понятия.
- Опять во ВСЕХ аспектах… Да как «все» аспекты улягутся в один маршрут? Это ж надо прежде всего очистить место… чтобы начать «сначала». Всё прежнее, что может помешать, - надо же как-то убрать с дороги?
- Но сегодня-то я знаю, что ничего в жизни нельзя начать сначала.
- Мы в России тоже кое-что сегодня знаем. «Весь мир до основанья, а затем…» А затем строим что-то безрассудно новое, что на деле оказывается вариацией того, что уже было… А было всего столько, что любое новое увязает в старом, и всякая великая идея проваливается в щель между «избранниками» и «косной массой». Как обеспечить контакт между ВСЕМИ теми и ВСЕМИ этими? Иудаизм эту проблему решил? Или ещё решает?
- Иудаизм – это вечное поле битвы праведного с грешным, поверхностного с глубинным, великой идеи и её воплощения. В воззрениях иудаизма праведное поведение есть единственный путь к вечному спасению, и этот путь открыт ВСЕМ, и евреям, и не-евреям. Иудейская вера НЕ претендует даже на то, что именно евреи «открыли» единобожие – в книге «Бытие» сказано: поклонение единому Богу существовало и во времена Авраама. Всеобщее этическое учение мыслящих людей – по еврейской традиции! – называется Законом сынов Ноя, включает СЕМЬ принципов. Люди, не являющиеся иудеями, вполне могут достигать – и достигали! – таких высот праведности, как немногие из смертных. Иов, о котором мы читаем в Ветхом Завете, – великий, праведнейший человек, но не еврей.
- И какие перспективы у евреев и неевреев объединиться вокруг «принципов»?
- Придёт время, когда забудутся гонения на евреев на религиозной основе, и мы, евреи, воздадим должное и Иисусу, и апостолу Павлу, принесшим в мир идеи иудаизма. «Но и эта мысль меня страшит», – заявил мне как-то один собеседник, – ибо её взяли на вооружение… апологеты «всемирного еврейского заговора»…
- Ваш собеседник прав: всегда найдутся и апологеты, и изобличители «еврейского заговора». Или нееврейского. Один мой собеседник как-то высказался об этом так: «Никакого заговора нет. Но мир устроен так, словно он есть». Опять природа человеческая лежит поперёк идей? Поперёк планов немедленной революционной переделки мира…ВСЕГО мира. Или поперёк планов постепенного реформаторского улучшения этого… ВСЕГО мира? Апостол Павел у вас – в каком стане?
- Я, прежде всего, увидел в апостоле Павле реформатора. Его встреча в Дамаске с Иисусом, его слепота, последующее прозрение открыли ему идею Спасения, и эта идея воспринята Павлом как возможность универсальной революции – Спасение уготовлено не только еврею, соблюдающему Заповеди, но всему человечеству, каждому отдельному человеку!
- Вот-вот: ВСЕМУ человечеству, КАЖДОМУ отдельному человеку. Опять по-русски звучит. Мы ВСЕХ готовы полюбить и осчастливить, и пусть ВСЕ нас полюбят и будут счастливы. Попробуй совместить ВСЕХ с теми… как их там… с меченосцами, которые несут не меч, но мир, однако с мечами не расстаются…
- В иудаизме всегда наблюдались две тенденции. Одна, – я называю её центростремительной, – это устремление всех творческих сил только на благо самой еврейской общины, отгораживаясь от остального мира. Другая же, – я называю её центробежной, – это направленность духовных, творческих сил во внешний мир, стремление изменить не только еврейскую общину, но и весь окружающий мир. Апостол Павел, начертавший путь к Спасению для всего человечества, был, с моей точки зрения, провозвестником идеи универсализма. «Нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания ни необрезания, Варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всём Христос» (Колоссянам, 3:11). А в Послании к Галатам: «Нет иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного, нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Галатам, 3:28).
- Да, остаётся только, чтобы миллионы людей (я имею ввиду сегодняшнее человечество) перечитали послания апостола и прониклись… Но в иудаизме разве мало мечтаний такого рода?
- Подобных размышлений о равенстве? Вот, например, в книге Шмот (Исход, 23:12) «Шесть дней занимайся трудом своим, а в день седьмой пребывай в покое, пусть отдохнёт и бык твой, и осёл твой, и пусть отдохнёт сын рабыни твоей, и пришелец…»
- Ага, рядом с ослом – сын рабыни твоей. Равенство! Далее >>
Назад >>