Главная > Выпуск 11 (2011/12 - 5771/72) > ДИАЛОГ > Диалог по горячим следам
Александр КИРНОС
МЫ С ТОБОЙ ДВА БЕРЕГА…
Читая Моти ЛЕРНЕРА в альманахе «ДИАЛОГ», выпуск 11
(Продолжение)
А.К. Я приведу ссылку на двух людей, уроженцев городков, где жили наши деды. Они не читали тех текстов, на которые опирался раввин Дов Эльба, но они ни минуты не сомневались в своём праве наказывать смертью неевреев, посягающих на жизнь близких им людей.
Первый - Михаил Яковлевич Лейбович
(партийные псевдонимы Скворцов, Аурел; 1908, Чимишлия Бендерского уезда Бессарабской губернии — 25 сентября 1941, Микауцы Страшенского района Молдавии) — деятель компартии Румынии, подпольщик.
Родился в бессарабском местечке Чимишлия (ныне райцентр Чимишлийского района Молдовы). В 1926—1929 годах — во Франции, где вступил в коммунистическую партию Франции, был активистом местного Союза бессарабских эмигрантов. С 1930 года — секретарь подпольного Бухарестского городского комитета компартии Румынии. В июле 1934 года арестован, в заключении до мая 1937 года, затем вновь возглавил Бухарестский городской комитет Коммунистической партии Румынии, член ЦК и Политбюро КП Румынии.
После присоединения Бессарабии к СССР в 1940 году — член Оргбюро Всесоюзного центрального совета профсоюзов (ВЦСПС) по Бессарабии, работал начальником отдела кадров в Наркомате финансов Молдавской ССР. После начала Великой Отечественной войны(сентябрь 1941) назначен заместителем Первого секретаря подпольного республиканского комитета КП(б)М — партийного центра, созданного для координации партизанского движения на оккупированной территории Молдавии.
25 сентября 1941 года в составе диверсионной группы из девяти членов Центра (секретарь Центра А. М. Терещенко, заместители М. Я. Скворцов и П. Я. Мунтян, связные Я. Т. Богуславский, С. П. Брухис, Э. С. Гринберг, И. И. Гринман, И. М. Моргенштерн, Я. М. Маслов) был заброшен на оккупированную территорию в районе села Драсличены Страшенского района недалеко от Кишинёва, где группа была обнаружена немецким карательным отрядом. Двое членов группы погибли в бою, четверо покончили с собой и ещё трое были расстреляны немцами. Останки пятерых связных диверсионной группы были обнаружены в начале 1971 года и перезахоронены в братской могиле. В 1979 году на месте захоронения на окраине села Ратуш (теперь в составе коммуны Драсличены Криулянского района) был установлен памятник, ныне частично разрушенный.
Второй – Лазарь Хаимович Паперник 1918-1942 – Герой Советского Союза (Указ от 21 июля 1942, посмертно). Родился в г. Славута (ныне Хмельницкой области). В армии с 17 июля 1941 года. Ушёл на фронт добровольцем. Рядовой. Снайпер. Зам. политрука спецотряда лыжников 2-го мотострелкового полка отдельной мотострелковой бригады особого назначения (ОМСБОН) НКВД СССР.
Во время действий бригады в тылу врага выполнял боевое задание в составе отряда лыжников. Попав в окружение, участвовал в бою в деревне Хлуднево (Калужская область). Оставшись в живых один, Паперник взорвал себя гранатой вместе с немцами.
После войны его друг и мой дядя гвардии майор Авраам Кильман добился, чтобы именем Лазаря Паперника назвали одну из улиц Москвы.
Вы мне возразите, что это были законные действия людей во время войны. Но ситуация, в которой живут поселенцы, не многим отличается от партизанской войны.
Но мне бы хотелось сейчас сказать о другом. Я убеждён, что в любом сообществе всегда существует тип людей, нацеленных на борьбу и на жёсткую защиту интересов этого сообщества. Чем пластичнее общество и чем разнообразнее способы его реакции на меняющиеся условия внешней среды, тем больше его жизнеспособность.
М.Л. Но почему же эта статья повлекла за собой такую бурную реакцию, вплоть до судебного разбирательства, обвинительного заключения, по которому автор получил двадцать месяцев тюрьмы?
Потому что в этой же статье чётко просматриваются тенденции еврейского экстремизма. Мне лично, определяющему себя как человека светского, придерживающегося либеральных взглядов, эти тенденции видятся весьма опасными, как и большинству израильского общества.
А.К. Мне кажется, что заповеди око за око и если тебя ударят по одной щеке, подставь другую, принадлежат к разным системам мировосприятия. И взаимодействие с террористами по Христианским заповедям как минимум бесперспективно.
М.Л. Идеи экстремистов в нашем прошлом уже оборачивались несчастьем для еврейского народа.
А.К. В недавнем прошлом для еврейского народа не меньшим несчастьем оборачивались идеи непротивления злу насилием.
М.Л. Но я – еврей, я живу в израильском обществе, я боюсь наступления экстремизма на позиции либерализма в моём окружении, я убеждён, что экстремизм губителен для нашего общества, нашей культуры, нашего развития в науке и технологии, и я, израильский драматург, хочу распознать корни экстремизма, я считаю, что еврейскому гуманистическому мировоззрению экстремизм чужд, он противоречит нашему уважению святости самой жизни, именно эти противоречия я хочу вскрыть, чтобы ослабить доводы экстремистов. И в этом я вижу свой долг, долг еврея и израильтянина.
А.К. И я еврей, но я живу в России и мне хотелось бы, чтобы еврейская община в России продолжала существовать, и я боюсь наступления либерализма на позиции консерватизма в моём окружении, боюсь ассимиляции.
Дедушка с бабушкой прожили вместе пятьдесят пять лет. К этому рекорду из их детей приблизилась только Боля. Из шестерых детей бабушки только один сын женился дважды. В следующем поколении двое внуков женились трижды. Из сыновей бабушки только один женился не на еврейке. Из пяти внуков только двое, да и то в разных браках женились на еврейках. В результате из одиннадцати правнуков галахическими евреями являются только четверо, все они мальчики, и живут они уже не в России. Если посчитать общее количество еврейских мужчин и женщин, наследниками которых они являются, картина получается безрадостная. Непосредственно в их рождении приняло участие двадцать три человека, а если учесть родителей жён и мужей во всех поколениях, получается сорок человек. То есть через три поколения количество родившихся евреев уменьшилось на порядок. И при этом все выжили во время войны и не были подвергнуты политическим репрессиям. Социальная нестабильность и ассимиляция привели к бескровному геноциду.
М.Л. И тут я снова вспоминаю своего деда Исраэля Лернера.
Он родился евреем, всю жизнь хотел быть ещё и израильтянином… В мире сегодня живут около 14 миллионов евреев, чуть более шести миллионов из них проживает в Израиле. Стало быть, немногим более половины евреев всё ещё живут за пределами еврейского государства, и их личностная идентификация, я бы сказал, «еврейская», а не «израильтянская».
А.К. Различные народы, попадая в океан России, давали уникальный раствор с неповторимыми вкусовыми добавками в зависимости от обстоятельств места и времени. Попытки ускорить диффузию и сделать раствор однородным, превратив всех в единую общность – советский народ, закончились неудачно. Раствор перенасытился, и в осадок стали выпадать составляющие его части, но каждый кристаллик впитал в себя ту или иную часть растворителя, а в случае с евреями, по-видимому, произошла особая реакция, и валентности оказались связанными так прочно, что, куда бы судьба ни забрасывала евреев, до конца жизни для окружающих они оставались русскими.
Наверное, это и неудивительно, так как в Советской России их идентифицировали по этническому признаку, а в других странах, поскольку большинство из них не имело не только конфессиональной принадлежности, но и не знало ни идиша, ни иврита, стали идентифицировать по языку, на котором они говорили в предыдущей стране проживания.
М.Л. То есть, речь идёт о двух группах еврейского народа, личностная самоидентификация которых имеет и много общих, но и немало различных черт. Но нет никакого сомнения, что прочные связи между этими частями еврейского народа – насущная необходимость. Израильскому обществу, находящемуся в осаде, эта тесная связь жизненно важна, ибо наше общество направляет огромные усилия, чтобы выстоять, выжить, победить в борьбе с теми, кто хочет нас уничтожить. При всех колоссальных успехах Израиля в науке, в технологии, в фундаментальных исследованиях, в литературе, философии – нам необходим диалог с теми, кто душевно и духовно тяготеет к Израилю, с евреями, которые израильтянами не являются. Я убеждён, что только в таком диалоге, в таком взаимодействии можно преодолеть то, что я называю «ловушкой», ведь, по моему мнению, именно в «ловушке» находится философская мысль иудаизма, представляемая ортодоксальными и ультра-ортодоксальными религиозными кругами. Их охранительный, консервативный подход ко многим аспектам нашей жизни, их бесконечные ссылки и цитирование мудрецов эпохи Талмуда и Средневековья – при всём моём глубоком уважении к их духовному наследию – не решит насущных проблем нашего общества.
К примеру, я хотел бы, чтобы те наши граждане, которые приехали в нашу Страну по Закону о возвращении, но у которых отец – еврей, а не мать, могли бы осуществить своё желание присоединиться к еврейскому народу без крючкотворства и проволочек, основанных, по мнению ортодоксальных раввинов, на древних законах и предписаниях…
Но в тех законах записано, что процесс присоединения к еврейству, так называемый «гиюр», может происходить и по строгим, суровым канонам – «ле-хумра», но можно провести этот процесс в ином, несколько облегчённом ключе, так и называемым в Законе – «облегчённом», «ле-кула».
Наша Армия Обороны Израиля, её раввины, где служат молодые юноши и девушки, формально не принадлежащие к еврейству, много делают, чтобы их переход в еврейство был по формуле «ле-кула», вполне законной, прописанной нашими мудрецами, но сопротивление раввинов, оглядывающихся на ультра ортодоксальные религиозные круги, сдерживает положительные тенденции.
Далее >>
Назад >>