Главная > Выпуск 11 (2011/12 - 5771/72) > ТЕАТР > Моти ЛЕРНЕР (Израиль)
Моти ЛЕРНЕР
ОСЕНЬ ДНЕЙ ЕГО…
(Продолжение)
Р о з а. Мина останется со мной…
Э ф р а и м. Я не думаю,что Фане вы понадобитесь…
Р о з а. Именно тебя я не хотела просить.Ты, и вправду ничего мне не должен.
Э ф р а и м. Прошло тридцать лет, Роза. Я думал, что мы все про¬стили и забыли. Ты ведь знаешь, что и мне пришлось пережить…
Р о з а. Я знаю…
Э ф р а и м. Тогда ты можешь присоединиться к нам. У тебя будет все, что только пожелаешь. Прежде, чем успеешь попросить…
Неожиданно входит Александр. Эфраим замолкает. Роза сворачивает ковер и уходит.
А л е к с а н д р. Доброе утро, папа. Мне нужно с тобой пого¬ворить. Ты ведь знаешь, как я сам себе противен, когда ты на меня сердишься, но…
Э ф р а и м. О чем ты хочешь поговорить?
А л е к с а н д р. Я думал об этом всю ночь. Я должен ехать с вами в Тель-Авив…
Э ф р а и м. Ты должен? Кто тебя заставляет? Я?
А л е к с а н д р. Я должен найти другого педагога. Я уверен, что у меня хорошая техника, но игра моя слишком полна чувств. Даже птицы улетают в лес, когда я играю.
Э ф р а и м. Какие еще птицы? И где вообще есть здесь лес?
А л е к с а н д р. Неважно. Здесь нет для меня подходящего педагога. Тель-Авив – культурный город. Там педагогов много. Представь, что через несколько лет обнаружится, что только я один считал себя плохим пианистом. Трагедия…
Э ф р а и м. Какая трагедия? Тысячу раз говорил я тебе, что эта страна в пианистах не нуждается. А ты снова…
А л е к с а н д р. Потому что я хочу чего-то достичь в жизни, а ты меня тормозишь, да еще жалуешься, что я паразит…
Э ф р а и м (умоляюще). Пожалуйста, Александр. Я хочу видеть тебя счастливым. Поверь мне. Но сейчас я очень занят… (Уходит.)
А л е к с а н д р (Малкиору, сидящему в своем углу). Я уверен, что есть у меня талант. Но я играю так, словно вся мировая скорбь навалилась на меня…
М а л к и о р. Это из-за жары. Жаркие ветры пустыни размягчают мозг…
А л е к с а н д р. Придет день, и я заиграю опти¬мистично. Словно дуновение ветерка, словно шелест трав. Как Рахманинов… (Во двор возвращается Регина, усталая и вспотевшая. Малкиор торопливо уходит.)
Р е г и н а. Чего ты болтаешь с ним в такую рань? Пошли в дом. Попрощайся с отцом, переоденься и пойдем на лимонную плантацию…
А л е к с а н д р. Никаких лимонов! Я отдам эту плантацию и уеду. И если вы так уж не хотите, чтобы я был рядом с вами, я избавлю вас от этой напасти – видеть меня слишком часто…
Р е г и н а. Кто тебя не хочет? Зачем ты отравляешь мою жизнь этими разговорами?
А л е к с а н д р. Потому что теперь моя жизнь стала еще горше. Я ненавижу себя за то, что собираюсь продать эту плантацию. Я знаю, что она для вас значит. Но я знаю, что не смогу заниматься ею. Жить здесь – это для меня смерти подобно. А теперь я презираю себя еще боль¬ше, потому что высказал все это…
Р е г и н а (с тревогой). Мы же договорились, что ты больше не бу¬дешь так говорить. Не волнуйся, я тебя не оставлю до тех пор, пока ты не устроишься…
А л е к с а н д р. Минутку. Я не понимаю. Ты не едешь?! Ведь и чемоданы ваши уже упакованы. Я и свой собрал, чтобы ехать с вами…
Входят Фаня и Миша, поспешившие вернуться с плантаций.
Ф а н я. Чего это ты послала работников поливать лимоны? Я ведь велела им побелить комнату мамэ? И с чего это ты вдруг разбрасываешь навоз? Вы не едете?
Р е г и н а. Не думаю, что уедем сегодня. Папа поедет, я останусь ухаживать за мамэ…
Ф а н я. Не понимаю. Ведь еще вчера вы говорили, что утром возьмете ее с собою...
М и ш а. Не сейчас, Фаня…
Р е г и н а. Я останусь с ней, пока она не выздоровеет.
Ф а н я. В прошлом году ты говорила, что останетесь, пока не убе¬рем весь урожай, потом заявили, что останетесь, пока он (Указывает на Александра. не женится. Вы не можете выставлять меня на посмешище…
Р е г и н а. Ведь и надо мной смеются…
Ф а н я (Александру). Скажи что-нибудь. Ведь ты тоже живешь здесь…
А л е к с а н д р. Я совсем не уверен…
М и ш а (Регине). Она не это имела в виду. Это из-за жары. Вчера на плантации мы видели, как лимонные деревья сохнут. Прямо эпидемия. Возможно, это потому, что кое-кто запряг лошадь, а потом распряг, не выехав и за ворота…
Во двор входит Эфраим, везя Аделу в инвалидном кресле.
Ф а н я. И он тоже и он не едет.
Э ф р а и м. Я не могу ее так оставить. Вчера она прикинулась больной, а сегодня и вправду заболела.
Р е г и н а. Но ведь ты уже назначил встречи в Тель-Авиве…
Э ф р а и м. Встречи подождут денек-другой. А я тем временем научу Алек¬сандра пользоваться колодезным насосом…
А л е к с а н д р (чихает). Мне нужен учитель музыки, а не механики. Я не стану даже приближаться к этому тухлому колодцу. Я продам свои плантации и уеду отсюда без тебя…
Э ф р а и м. Ну, продавай. Продавай! Старый ботинок – и тот ты не в состоянии продать. Паразит…
Ф а н я. Но ведь мамэ вовсе не больна! Она молчит только для того, чтобы вы остались…
Э ф р а и м. Если она молчит лишь для того, чтобы мы остались, значит, мы останемся до тех пор, пока она не заговорит.
Ф а н я. Я буду за ней ухаживать. Я найму ей сиделку…
Р е г и н а. Ничего не случится, если мы останемся еще на пару дней. Мы здесь прекрасно жили до сегодняшнего дня.
Ф а н я. Где там «прекрасно жили»? Все здесь рушится. Дом. Двор. Лимонные деревья – и те сохнут. Нужно вырыть на плантации еще один колодец. Построить новое помещение для упаковки цитрусовых…
Э ф р а и м. О чем ты говоришь?
Р е г и н а. Ничего не рушится. Таких лимонов, как у нас, не сыщешь во всей Эрец Исраэль…
Ф а н я. Если бы мы знали, что вы остаетесь, то построили бы себе новый дом. У нас своя жизнь. Мы ничего не можем сделать, потому что вы преследуете нас…
М и ш а. Хватит, Фаня…
Э ф р а и м. Минутку, Фаня. Кто тебя преследует? Я отдал тебе дом, отдал план¬тации. Я хочу, чтобы ты была счастлива.
Ф а н я. Это не получилось, папа. Это никогда не получалось…
Э ф р а и м. Что не получилось? (Отирает платком пот.)
Ф а н я. И прекрати утираться этими платками…
М и ш а. Это из-за жары. Мы были на плантации. Мы поливаем лимоны каждый день, а они сохнут.
Э ф р а и м. Это не твое дело, Миша.
Ф а н я. С каких это пор ты так боишься солнечного удара?! Вчера разъезжал по главной улице верхом на осле и с зонтиком в руке.
Э ф р а и м. Что не получилось, Фаня?
М и ш а. Может, они чем-то заболели? Какой-нибудь грибок. Может, кто-то запряг лошадь, а потом распряг, не выехав даже за ворота…
Э ф р а и м (гневно). Тебя о чем-то спраши¬вают?!
Ф а н я. Зачем ты меня так мучаешь? Я рано вышла замуж, чтобы ты мне не досаждал, так теперь ты топчешь его? (Регине) Ты ведь обещала, что он больше не будет с ним так разго¬варивать!
Э ф р а и м (Фане). Что же не вышло?
Ф а н я. Теперь это уже мой дом. И если по-доброму не уберетесь, я вас выгоню. (Уходит.)
М и ш а. Погоди, Фаня. Может быть можно и по-другому… (Уходит вслед за ней.)
Р е г и н а. Вот она, ее благодарность. Говорила же тебе, что не должны были мы торопиться и отдавать ей все…
Э ф р а и м. Это все он. Я должен был выгнать его отсюда в тот день, когда она привела его сюда…
Р е г и н а. Он здесь, и он ее муж, и она счастлива с ним…
Э ф р а и м. Она несчастлива. Она нарочно делает мне больно, будто я виноват в том, что она вышла за него. Как ты думаешь, почему у них нет детей?
Р е г и н а. Я и в самом деле думаю, что пора тебе ехать.
Э ф р а и м. Я не могу. Пробовал проститься с мамэ, но она не захотела даже глянуть в мою сторону….
Р е г и н а (пытается овладеть своими чувствами). Но я, присмотрю за ней. Для этого я и остаюсь. Чтобы ты, наконец-то, смог уехать…
Э ф р а им. Я не еду…
Р е г и н а. Прошу тебя, уезжай. Поезжай, успокойся!
Э ф р а и м. Я спокоен. (Толкает инвалидное кресло, направляясь к дому.)
Мина выходит на веранду, сталкивается с Эфраимом, но, преодолев свое смущение, обращается к Регине.
М и н а. Я только хотела спросить, госпожа, не пора ли мамэ принять лекарство?..
Р е г и н а (сердясь). Оставайся с ней в ее комнате. Весь день!
Регина продолжает двигаться в сторону конюшни. Мина задерживается на минуту, удивлена. Входит Янек.
Я н е к (протягивает ей сверток). Для Вас, барышня. В честь того, что остались…
М и н а. Спасибо.
Я н е к. Селедочка. Взял на кухне специально для Вас. С лучком.
М и н а. Я должна дать мамэ ее лекарство.
Я н е к. Теперь, быть может, и к ручке приложиться можно?
М и н а. Нет.
Я н е к. Здесь – Палестина, не Плонск. И когда мы с Лаза¬рем ходим в клуб рабочих, то там даже танцуем, с девушками…
М и н а. Мама может увидеть нас здесь.
Я н е к. В Палестине можно поцеловать у барышни ручку и без позволения мамы…
М и н а. Не желаю никаких поцелуев.
Я н е к. Лазарь хочет, чтобы ты пошла с ним в клуб сегодня вече¬ром, но ему непременно нужно сказать это в стихах. А я говорю просто. Знаешь, если я тебя слегка обниму, то тебе будет приятно?
М и н а. Нет.
Я н е к. Попробуй – и почувствуешь. Каждая женщина любит, когда ее обнимают…
М и н а. Оставьте меня, пожалуйста…
Я н е к. Ты еще узнаешь, как здесь тяжело. И если тебя не обнимут, то и оставаться не захочешь.
М и н а. Пожалуйста…
Я н е к. Ладно… Можно и просто поговорить Вот, например, Лазарь считает себя интеллигентом. Расха¬живает с книгой в руке, но не открывает ее. Может, пойдете со мной вечером в клуб?
М и н а. Я не знаю, что я делаю сегодня, не знаю, что буду делать вечером.
Я н е к. Если Вы грустны, я могу обнять Вас, и сразу повеселеете.
М и н а (сердито). Хватит!
Я н е к (обиженно). Друзья – это хорошо, особенно для тех, кто только что прибыл. И мне все равно, что болтают о твоей матери...
М и н а. Не прикасайтесь ко мне! (Пресекает его попытки.)
Я н е к. Я и не прикасался. Что ж Вы так брыкаетесь, барышня? Я подожду Вас за кухней, как стемнеет…
Мина уходит. Янек замечает Фаню, вывозящую во двор на инвалидном кресле Аделу, и поспешно исчезает.
Ф а н я (Аделе). Почему Вы не отвечаете мне, мамэ? Говорю же Вам, я готова, чтобы вы остались. Убедите их уехать, и можете молчать, сколько влезет. После их отъезда я не стану пытаться вытянуть из Вас хоть словечко. (Адела молчит.) Ответьте же мне….
М и н а (входит, в руках у нее бутылочка с лекарством). Вот, госпожа, лекарство для мамэ…
Ф а н я. Спасибо.
М и н а. Ваша мама велела мне уложить ее в постель...
Ф а н я. Она может сама сказать, что ей хочется…
М и н а (отдает Фане бутылочку). Ей надо только две ложечки…
Ф а н я (раздраженно). Уже и ты знаешь, что ей надо?
М и н а. Я не осталась здесь потому, что очень этого хотела… (Уходит.)
Далее >>
Назад >>