ПОЭТ И СКАЗОЧНИК
Даже сейчас,
На склоне лет,
Хочу я
Больше всего -
Не ехать
Перед оркестром,
А плясать
Впереди него.
Овсей ДРИЗ
(перевод с идиша автора)
Я знал Овсея Дриза и дружил с ним, я любил его песенную душу, которая смотрела на мир большими печальными глазами. А радовался он, как ребенок, и умел сказать кстати острое словцо. Например, когда закончил лечиться у стоматолога, сказал с улыбкой: «А знаешь, я издал наконец полное собрание собственных зубов». Полное собрание своих - «взрослых» и детских - сочинений он между тем издать не успел.
Помню, Овсей Дриз любил не столько выпить, сколько быть тамадой. Обыкновенно он сидел во главе стола, за которым теснилась вокруг литературная молодежь. Он произносил тосты, а потом начинал петь свои стихи, именно петь на какой-то древний хасидский мотив. Это производило такое глубокое впечатление, что те, которые слышали его пение, до сих пор не могут забыть. Он мог обнять рядом сидящую девушку и обратиться к ней словами Песни Песней: «Как прекрасна ты дочь моего народа!» Или если она была не еврейка, то: «Дочь не моего народа!» Овсей Дриз с белым ореолом волос, вероятно, мог казаться на улицах Москвы вообще каким-то древним пророком. Я был свидетелем, как шофер такси обратился к нему: «Отец! Ну расскажи, что будет с нами со всеми» - в полной уверенности, что наконец-то услышит правду, которую от него тщательно скрывают. Он был истинным поэтом не только в литературе, но и в жизни. Расскажу вкратце то, что о нем знаю.
Еврейский поэт и сказочник Овсей (Шика) Дриз родился в украинском местечке Красное 16 мая 1908 года. Он закончил Киевскую академию художеств по классу скульптуры. В 1941 году Овсей Дриз добровольцем пошел в Красную армию, прошел всю Великую Отечественную войну и до 1947 года служил офицером в пограничных войсках. Он воевал и писал. Вообще писал всю жизнь: лирику, стихи и сказки для детей и взрослых. Иные его произведения, особенно написанные на мотивы еврейского фольклора, адресованы и детям и взрослым одновременно. В них есть тепло и юмор его собственного детства. А некоторые песни, такие, как, например, «Колыбельная Бабьему Яру», остались в памяти народа.
Начиная с шестидесятых годов его лирика и произведения для детей широко издавались. Поэт Овсей Дриз умер в 1971 году, но стихи и сказки его по-прежнему свежи, как будто написаны только сейчас.
Несомненно это крупный поэт, который пока недостаточно оценен. Лично мне непонятно, почему это происходит. Но я знаю, что истинные любители поэзии не могут не обратить внимание на подборку его стихов, публикуемую в альманахе «Диалог». Оригинальность и блеск таланта, мне кажется, заметны даже в переводе с идиша на русский. А что касается стихов и сказок для детей, то ни в Израиле, ни в рассеянии не встречал я автора, равного Овсею Дризу. Вот уж поистине, что имеем - не храним... И даже потеряв, не плачем...
К этой короткой биографической справке хотелось бы добавить некоторые эпизоды из моих собственных воспоминаний. Например, про то, как мы познакомились. Отслужив в армии, в начале пятидесятых я работал в Москве в скульптурном комбинате. И однажды увидел под навесом совершенно необычного гранитчика, который долотом и киянкой вытесывал колонну из глыбы известняка. Над ним поднималась каменная пыль, и седая грива волос и лицо его были припудрены и сверкали серебром на солнце. Это был Овсей Дриз. Он тоже был вынужден поступить на работу по своей первой профессии в скульптурный комбинат, когда в 1948 году были расстреляны деятели Еврейского комитета мира и были закрыты еврейский театр и издательство. Однажды его даже послали работать по реставрации Кремля, но на следующее же утро выдворили оттуда. Получился скандал. Ведь по мнению кагэбэшников, Овсей Дриз мог взорвать Кремль и заодно Сталина! Хорошо еще, что не посадили.
Итак, я впервые увидел его как творца, который из глыбы мрамора создавал мир. Через год или более я повстречал этого человека в коридоре Детгиза. Мы узнали друг друга, познакомились и подружились. Затем я стал переводить стихи моего нового друга. Больше всех своих произведений Овсей Дриз ценил одно: мраморную лестницу, которую он изготовил и уложил в вестибюле Центрального детского театра, что в Москве на Театральной площади. Потому что по ней бегут и еще долго будут бежать дети. Вверх и вниз - торопливые детские ножки. Наверно, он и сейчас их слышит - оттуда.
Генрих САПГИР
<< Назад к содержанию