Главная > Архив выпусков > Выпуск 5-6 (1) > Проза
Рада ПОЛИЩУК
ПОЗАВЧЕРА. СЕГОДНЯ. ЗАВТРА?
П р е д и с л о в и е1
Лев Эммануилович Разгон не дожил до 120, как заповедано. Но не все завещанное исполняется, не все задуманное сбывается. Не все происходит, как нам хочется - ни при жизни, ни после.
1 апреля 2003 года Льву Эммануиловичу Разгону исполнилось бы девяносто пять лет. Вполне мог бы дожить. Завещано ведь - до ста двадцати. Но не все завещанное исполняется, не все задуманное сбывается. Не все происходит, как нам хочется - ни при жизни, ни после.
После - есть только память. А у памяти есть свойство тускнеть, блекнуть, покрываться патиной, ее нельзя лишать живого тепла. Если бережно передавать из рук в руки, от поколения к поколению, согревая теплым дыханием, - она никогда не умрет. Никогда не оборвется цепочка нашей памяти, и никто не затеряется в бесконечных глубинах мироздания.
У Феликса Розинера есть книга «Серебряная цепочка», рассказывающая историю семи поколений его семьи. Последняя глава этой книги заканчивается так:
«И сказал Екклесиаст: "Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после" (Еккл., 1:11).
И вопросил я в своей гордыне: "О Екклесиаст, сын Давидов, царь в Иерусалиме! Неужели это так?"
И я увидел на его лице едва заметную улыбку».
За четыре года, что Льва Эммануиловича Разгона нет с нами, сколько раз тревожило меня воспоминание об этой загадочной улыбке Екклесиаста. С горечью констатирую - уходит память: взываю о публикациях и переиздании книг Разгона к молодым издателям и журналистам и слышу, как зависает неловкое молчание. «Кто такой Разгон, простите мое невежество?», - спрашивают одни... «Вы хотите узнать у меня, кто такой Разгон?» - спешу я снять неловкость в другом случае.
Уходит память - как удержать? Передавать из рук в руки.
Но протянутые руки надо найти. Они есть. С теплой благодарностью вспоминаю молодого израильского литератора Игоря Харифа, написавшего в первом выпуске альманаха «ДИАЛОГ» послесловие к публикации Льва Разгона: «это рассказы о жизни перед лицом смерти, рассказчик, «отмотавший» семнадцать лет в сталинских лагерях научился, не отводя взгляда, смотреть в ненавистное лицо...»
Есть наверняка молодые люди, читавшие и навсегда запомнившие это имя - Лев Разгон.
Он в это свято верил: «Я уверен в том, что есть молодые читатели, которые услышат меня. И более того, я думаю, что сегодня их больше, чем было вчера, а завтра будет больше, чем сегодня. Потому что у каждого нормального человека есть какая-то незаполненная душевная ниша, и моя книга («Позавчера и сегодня» - Р. П.) наверняка поможет кому-то заполнить эту нишу, этот душевный вакуум. Я очень на это надеюсь. Одушевленная по крупицам память о прошлом есть начало мечты о будущем. У стариков нет будущего, оно есть у молодых, поэтому им особенно необходима память о прошлом».
Вот такие размышления привели нас к мысли не только о возможности, но и о необходимости републикации в рубрике «Литературная хроника ХХ века» двух фрагментов - главы из книги Льва Разгона «Позавчера и сегодня» и беседу с ним из книги Рады Полищук «С Разгоном о Разгоне».
Раньше эта рубрика называлась «Забытые страницы». Помню, когда я сказала об этом Юрию Давыдову, предложившему нам фрагмент из книги «Этот миндальный запах», написанной в 1965 году, он, не задумываясь, ответил без тени снобизма или апломба: «Да хоть «Неизвестные писатели». Ведь и в самом деле кто-то прочитает впервые».
Спасибо, Юрий Владимирович.
Пусть те, кто знали Льва Эммануиловича, вспомнят о нем. Пусть кто-нибудь прочитает впервые и запомнит имя писателя Льва Разгона.
___________________
1 Предисловие написано пятнадцать лет назад, сегодня можно повторить его слово в слово.
Назад >