«Диалог»  
РОССИЙСКО-ИЗРАИЛЬСКИЙ АЛЬМАНАХ ЕВРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
 

Главная > Архив выпусков > Выпуск 7-8 (Том 2) > Театр

 

  Ханох ЛЕВИН (Израиль)

ЧОПИК  И  АФЧИК  В  ИЗГНАНИИ

Действие первое

(Вечер в кафе. Раздраженная женщина сидит в одиночестве за чашкой кофе и пирожным. У ее ног крутится собачонка. Чопик и Афчик сидят спиной к Женщине, перед ними  тоже кофе и десерт. Собачонка пытается взобраться на свою хозяйку, тянет ее за платье. Женщина еще больше раздражается и пытается отпихнуть собачонку.)

Ч о п и к: Есть только одна вещь лучше торта! Это - торт после женщины.

А ф ч и к: Да и без женщины неплохо.

Ч о п и к: Само собой. Бывает, увижу пирожное или шоколад, и на глаза так и наворачиваются слезы, словно ко мне мать родная приехала из России после тридцатилетней разлуки.

(Чопик встает, чтобы отрезать себе еще один кусочек торта. В эту минуту раздраженная женщина орет на свою собачонку.)

Ж е н щ и н а: Не сметь!!

(Рука Чопика застывает в воздухе, будто этот приказ относится к нему. Очень медленно он опускает руку и кладет кусочек торта назад, на тарелку. Раздраженная женщина продолжает орать на собачонку.)

Хватит!!!

(Ошалевший Чопик отдергивает руки от стола. Собачонка не отстает и по-прежнему терзает платье хозяйки.)

Вон отсюда! Сейчас же!!

(Чопик молча встает и выходит на улицу. Он останавливается на тротуаре против окна кафе и с тоской долго смотрит внутрь. Перепуганный Афчик продолжает есть свой кусок торта, но ест с опаской, бросая на раздраженную женщину подозрительные взгляды. Чопик на улице изнывает от нетерпенья. Он долго топчется на месте, затем делает знак Афчику, чтобы тот вышел к нему на минутку. Афчик опасливо отвечает ему, что сначала доест свой торт, и что не стоит лишний раз привлекать внимание раздраженной женщины. Чопик жестами показывает Афчику, чтобы тот вступился за него. Афчик не реагирует - Чопик возобновляет свою просьбу, боязливо озираясь. Наконец, Афчик собирается с силами.)

А ф ч и к: Простите!?

Ж е н щ и н а (пронзительно и нетерпеливо): Да?

А ф ч и к: Прошу прощения. Просто вдруг у меня вырвалось это «простите»!

(Пауза. Затем снова.) Скажите, вы любите оперу?

Ж е н щ и н а: Допустим.

А ф ч и к (про себя): Путь открыт!!

(обращаясь к женщине):

Если да, быть может, моему другу можно вернуться?

Ж е н щ и н а (гневно): Что-о-о?!

А ф ч и к: Мой дру...

Ж е н щ и н а: Хватит!!

А ф ч и к: Да, мадам. Благодарю.

(Афчик подает Чопику знак, что надежды нет. Чопик спрашивает, почему, Афчик пожимает плечами, бросая опасливые взгляды на раздраженную женщину, которая похожа на курящийся вулкан, готовый в любую минуту взорваться. Афчик продолжает есть свой торт, он делает это деликатно, не привлекая внимания, и даже пробует кусок с тарелки Чопика. Чопик выходит из себя и с остервенением делает Афчику знаки. Афчик весь съеживается, выжидает минутку и снова обращается к раздраженной женщине.)

А ф ч и к: Так вы говорите, что любите оперу...

Ж е н щ и н а (гремит): Вон отсюда! Ты!!!

(Афчик втягивает голову в плечи, будто его окатили ледяной водой, нехотя встает, бросает печальный взгляд на кусок недоеденного торта и покорно выходит на улицу, к Чопику.)

 

Действие второе

(Тот же вечер, улица. У окна кафе стоят Чопик и Афчик. С душевной мукой на лицах они вглядываются внутрь.)

Ч о п и к: Ну, так что? Изгнаны?

А ф ч и к: Я - только из-за тебя! Ты меня с собой не равняй! Я здесь только потому, что заступился за тебя! Если бы не это, сидел бы я сейчас спокойненько в кафе и доедал бы свой торт!!

Ч о п и к: Но я-то что сделал?!!

А ф ч и к: Что ты меня-то спрашиваешь! И вообще, не вмешивай меня больше в свои темные делишки! Этого мне только не хватало! Теперь выяснять еще, что ты натворил! Может, после всего этого еще прикажешь водиться с тобой? Этого мне только не хватало! Довольно и того, что я знаю: меня изгнали несправедливо!

Ч о п и к: И меня тоже - несправедливо.

А ф ч и к: Но ведь все это из-за тебя!

Ч о п и к: Из-за меня? Но  п о ч е м у?!

А ф ч и к: Не лезь со своими дурацкими вопросами! И вообще, я давно заметил, что от таких типов как ты нужно держаться подальше. Я знаю одно: проклят тот день, когда я познакомился с тобой.

Ч о п и к: Проклят тот день, когда родился тот, кто придумал это кафе!

А ф ч и к: Не проклинай создателей кафе! Они-то что тебе сделали? Кому вообще могло придти в голову, что в один прекрасный день появится на свет такой, как ты!!

Ч о п и к: Да, но что я сделал?!

А ф ч и к (кричит): Прекрати спрашивать меня, что ты сделал!! Мне хватает своих «что я сделал»!!!

(Пауза. Грузная официантка с сердитым видом ходит туда-сюда между столиками. Удивленно поглядывает на столик Чопика и Афчика и на них самих, стоящих на улице. Афчик знаками подзывает ее. Она с показной неохотой выходит.)

О ф и ц и а н т к а: Ну, что?

А ф ч и к: Скажите, вы любите оперу?

О ф и ц и а н т к а: Нет!

(Поворачивается, чтобы уйти. Афчик спешит задержать ее.)

А ф ч и к: А можно нам доесть наш торт на улице?

О ф и ц и а н т к а: Нет!

(Уходит обратно в кафе.)

Ч о п и к: Опять ты со своей оперой! Думаешь заинтересовать женщин разговорами об опере!?

(Чопик делает знак официантке. Через некоторое время она с демонстративной неохотой выходит к ним снова.)

О ф и ц и а н т к а: Ну, что еще?

Ч о п и к (решительно): Забудьте об опере!

О ф и ц и а н т к а (угрожающе): Что-о-о?!!

Ч о п и к (сжимаясь): Черт с ней, с этой оперой!

О ф и ц и а н т к а: Какая еще опера?

Ч о п и к: Да никакая.

О ф и ц и а н т к а: Вы же сами сказали «опера»?!

Ч о п и к: Забудьте об опере!

О ф и ц и а н т к а: Я ничего не забываю!!

(Уходит в ярости. Чопик и Афчик стоят ошеломленные. Пауза.)

А ф ч и к: Она больше не придет. Все мосты сожжены! Что с оперой, что без нее!! Теперь придется ждать до тех пор, пока эта женщина не покончит с пирожным и кофе и не соберется домой.

Ч о п и к: Она еще не скоро закончит. Она любит есть и пить медленно. С п е ц и а л ь  н о !!

А ф ч и к: Еще бы! Часами просиживает на унитазе, когда ее муж ждет под дверью, переминаясь с ноги на ногу. У него же мочевой пузырь вот-вот лопнет!

Ч о п и к: Что ты несешь? Неужто у такой госпожи нет второго туалета?!!

А ф ч и к: Второй занят. В наказание там все время сидит взаперти какой-то эфиоп.

Ч о п и к: Да, об этом я как-то не подумал. А муж что, не может выгнать оттуда этого черномазого?

А ф ч и к: Пусть только попробует! Сам окажется там в заключении!

Ч о п и к: Что за жизнь! Он же скоро угодит в урологическое отделение.

А ф ч и к: Ага-а-а, у меня кое-что есть для тебя: он уже там побывал! Моча  ударила в почки, отравление организма, диализ и, наконец, кома!

Ч о п и к: У меня тоже для тебя кое-что найдется: бедняга так и не очнулся после комы!

А ф ч и к: И сколько же ему дают врачи?

Ч о п и к: Похороны были неделю назад.

А ф ч и к: А как же эфиоп?

Ч о п и к: Когда она вышла из туалета на похороны мужа, эфиоп вышел из своего туалета, чтобы почистить ее уборную.

А ф ч и к: И так получилось, что один туалет был свободен целых пять минут!!

Ч о п и к: Да. Только муженек был уже в гробу.

А ф ч и к: Вот, что называется ирония судьбы!

Ч о п и к: Ты знаешь, мне кажется она не такая уж и плохая - вдова, как вдова.

А ф ч и к: Ты уже выразил ей свои соболезнования?

Ч о п и к: Да так, колыбельные Авнера Бука.

А ф ч и к: С чего вдруг Авнер Бук?

Ч о п и к: Да так просто, пришло в голову. Не обращай внимания. Где это мы с тобой были?

А ф ч и к: Физически - на улице, а духовно - в утешении скорбящих.

Ч о п и к: Продолжим о духовном. У меня такое ощущение - поправь меня, если я ошибаюсь, - что она меня по-настоящему хочет. И тогда мое изгнание предстает совсем в ином свете: она хочет меня, но все еще чувствует угрызения совести из-за смерти мужа, и поэтому весь свой гнев выплескивает на меня. Наша история словно обретает руки и ноги. И как это мы раньше-то не заметили?!! Пойду куплю ей цветов, а ты оставайся здесь и приглядывай за ней. Если она надумает уйти, попытайся задержать ее! Ну, возьми там телефон, адрес!..

 (Чопик уходит. Пауза. Возвращается с гигантским венком, обмотанным траурной лентой, и громадным цветочным горшком, обернутым розовой бумагой. Он вручает Афчику венок с траурной лентой.)

Ч о п и к: Сперва ты вручишь ей венок в знак соболезнования. Затем выскочу я, с горшком цветов и предложением совместной жизни навеки!

 (Чопик и Афчик ждут.)

А ф ч и к: Смотри, как получается: в один прекрасный день в твоей биографии напишут: та, что изгнала его из кафе, стала его женой.

Ч о п и к (удовлетворенно улыбаясь):     

Да...  (грустно) Но кто же напишет мою биографию?

А ф ч и к: Может, я. Конечно, если и ты напишешь мою.

Ч о п и к: «Жизнь Чопика», автор Афчик. И «Жизнь Афчика», автор Чопик.

А ф ч и к: Центральный образ в биографии Чопика, написанной Афчиком - это Афчик!

Ч о п и к: Главное место в биографии Афчика, написанной Чопиком, - это как Афчик пишет биографию Чопика!

 (Раздраженная женщина встает и расплачивается.)

Ч о п и к: Она идет! Приготовься!

 (Раздраженная женщина выходит на улицу. Афчик обращается к ней.)

А ф ч и к: Экс-мадам, я больше не собираюсь морочить вам голову этой оперой. Позвольте мне лишь выразить искренние соболезнования по поводу трагической смерти вашего мужа. И я уступаю эту сцену моему товарищу Чопику! Он тоже не будет морочить вам голову оперой, но сразу предложит совместную жизнь на веки веков!

 (Афчик вручает ей венок. Она швыряет этот венок ему в лицо и орет.)

Ж е н щ и н а: Вон отсюда! Я сказала, вон отсюда... В кафе!

 (Пораженный Афчик быстро шмыгает в кафе. Раздраженная женщина гордо удаляется. Ошалевший Чопик кричит ей вслед.)

Ч о п и к: И я тоже? В кафе?!

 (Раздраженная женщина молча уходит. Чопик мешкает с минуту, и видя, что опасность миновала, проскальзывает внутрь.)

 

Действие третье

(Кафе. Чопик и Афчик стоят около своего столика, с которого уже все убрано.)

А ф ч и к: Прошу прощения, здесь у нас оставалось два куска торта...

О ф и ц и а н т к а:  Вон отсюда! Оба!!

 (Чопик и Афчик в страхе сжимаются и, краснея от стыда, выходят на улицу с траурным венком и цветочным горшком в руках.)

< Вернуться - Далее > 

Назад >

Лена ПОПОВА (СОКОЛОВА) (Россия). "Антитеатр" Ханоха Левина. Предисловие

БЛАГОДАРИМ ЗА НЕОЦЕНИМУЮ ПОМОЩЬ В СОЗДАНИИ САЙТА ЕЛЕНУ БОРИСОВНУ ГУРВИЧ И ЕЛЕНУ АЛЕКСЕЕВНУ СОКОЛОВУ (ПОПОВУ)


НОВОСТИ

4 февраля главный редактор Альманаха Рада Полищук отметила свой ЮБИЛЕЙ! От всей души поздравляем!


Приглашаем на новую встречу МКСР. У нас в гостях писатели Николай ПРОПИРНЫЙ, Михаил ЯХИЛЕВИЧ, Галина ВОЛКОВА, Анна ВНУКОВА. Приятного чтения!


Новая Десятая встреча в Международном Клубе Современного Рассказа (МКСР). У нас в гостях писатели Елена МАКАРОВА (Израиль) и Александр КИРНОС (Россия).


Редакция альманаха "ДИАЛОГ" поздравляет всех с осенними праздниками! Желаем всем здоровья, успехов и достатка в наступившем 5779 году.


Новая встреча в Международном Клубе Современного Рассказа (МКСР). У нас в гостях писатели Алекс РАПОПОРТ (Россия), Борис УШЕРЕНКО (Германия), Александр КИРНОС (Россия), Борис СУСЛОВИЧ (Израиль).


Дорогие читатели и авторы! Спешим поделиться прекрасной новостью к новому году - новый выпуск альманаха "ДИАЛОГ-ИЗБРАННОЕ" уже на сайте!! Большая работа сделана командой ДИАЛОГА. Всем огромное спасибо за Ваш труд!


ИЗ НАШЕЙ ГАЛЕРЕИ

Джек ЛЕВИН

© Рада ПОЛИЩУК, литературный альманах "ДИАЛОГ": название, идея, подбор материалов, композиция, тексты, 1996-2024.
© Авторы, переводчики, художники альманаха, 1996-2024.
Использование всех материалов сайта в любой форме недопустимо без письменного разрешения владельцев авторских прав. При цитировании обязательна ссылка на соответствующий выпуск альманаха. По желанию автора его материал может быть снят с сайта.