Главная > Архив выпусков > Выпуск 9-10 том 2 > Галерея "Диалога"
Валентина БЯЛИК
ПЕСНИ СУББОТЫ
Как может сегодня завоевать себе имя молодой художник?
Несомненно, ему нужно обладать особой неповторимостью, которая выделит его работы из тысяч и тысяч работ других художников. Еще ему нужна тема, каковая сегодня оказалась бы новой и значительной. Художник должен быть глубок и несуетен, может быть, даже отстранен от повседневности. И в то же время он, художник, - внутри этой жизни, он впитывает каждое ее мгновение, он проживает свою жизнь, вдумчиво перелистывая дни-страницы. Поэтому импульсом к созданию картин станет и сама жизнь, и память о пережитом, и знание того, что не пережил, но прочувствовал, осознал, увидел внутренним зрением в глубине своего «Я». Художнику может помочь и слово. И тогда он записывает воспоминания о детстве, о людях, которые были рядом, - не великие, не знаменитые, но несущие в себе свой мир и свой огонь.
Художника зовут Вячеслав Полищук.
Существуют два аспекта, в которых обычно рассматривают творчество молодого художника: традиции и новаторство. Анализируя работы Полищука, убеждаешься, что корни его искусства восходят еще к 20-м годам (группа ОСТ и, прежде всего, Д. Штеренберг) и к «суровому стилю» - направлению, прожившему короткую, но яркую жизнь с конца 50-х до середины 60-х годов ХХ века. Дух же его произведений связан с миром М. Шагала и А. Тышлера. Подобные ассоциации - не есть комплимент художнику. Нечасто сегодня встретишь такую глубину, философичность размышлений, всестороннее осмысление темы, как у Полищука.
Отдаленные друг от друга немногими годами или месяцами, картины Вячеслава Полищука выстраиваются в определенные группы как части большого единого музыкального произведения. Эти группы картин можно условно назвать тем цветом, который главенствует в произведениях: синяя серия («Песня моего деда», «Песня шофара», «Последняя ночь в Клинцах»,...), оранжевая серия («Музыкант», «Девушка с собакой», «Художник»...), желтая («Хаим», «Слепой», «Девочка с кроликом»...) Цвет у Полищука является некоей доминантой, которой подчиняется весь живописный строй картины.
Его герои несуетливы. Кажется, что шум сиюминутной жизни, обдав их своей многозвучностью, миновал их, и они остались со своими думами, мечтами и молитвами. Эти герои Полищука - его сегодняшние герои, ибо в 1984-89 годах, после службы в рядах Советской Армии, его предыдущий цикл, посвященный друзьям по роте, имел совсем других героев, и цветовое решение цикла - тягостное, серо-черное - было совсем другим.
Цикл «Песни субботы» (более ста произведений живописи и графики) - это переосмысление тридцатилетним художником своих воспоминаний о детстве в Клинцах, это сегодняшние размышления о прошлом и настоящем своего народа. Свои размышления Полищук воплощает в картинах-символах, где главное состояние его героев - предстояние. Это и старики с ликами библейских пророков, и мужчины и женщины, глядящие на мир спокойно и скорбно, и дети - утро жизни. Художник привел этих людей, найдя их образы и в памяти и в ... зеркале.
Такие лица в России уже встретишь нечасто. А если увидишь на улице или в транспорте, обязательно обернешься и улыбнешься улыбкой узнавания и сопричастности.
Графика Вячеслава Полищука охватывает мир высокой поэзии Библии. Листы серии «Исход» решены изящными линиями черной туши; здесь художник использует и виртуозные росчерки, и декоративно-линейную орнаментальность. А для воплощения трагических строк «Плача Иеремии» черные нервные штрихи переходят в драматические пятна. Мир горя, ужаса и насилия дан по-библейски откровенно.
Есть и еще одна тема графических листов художника - это жанровые картинки быта еврейского местечка, где повседневность увидена и передана с лукавым юмором.
Подобная широта интересов - не есть признак неуравновешенной натуры или смятенного состояния духа. Это глубокое, серьезное, планомерное осмысление мира. И если этот мир почти исчез, то он, благодаря творчеству Художника, останется в нашем сознании, памяти, душе.
1993г.
Назад к содержанию >