Главная > Архив выпусков > Выпуск 9-10 том 2 > Сионизм в контексте истории
Михаил ГОРЕЛИК
СИОНИЗМ В МИНИАТЮРАХ
Предисловие составителя
Краткая Еврейская Энциклопедия определяет термин следующим образом:
«СИОНИЗМ (ционут), еврейское национальное движение, ставящее своей целью объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине — в Эрец Исраэль, а также идеологическая концепция, на которой это движение основывается».
Эта дефиниция очерчивает общие границы явления, но что находится внутри этих границ?
Часто приходится слышать и читать, что сионизм возник сто с лишним лет назад и родителем его был Теодор Герцль. Общеизвестная истина: вроде как Волга впадает в Каспийское море. А как быть с тем, что Первая алия опередила Первый Всемирный сионистский конгресс более чем на полтора десятка лет? Да ведь и Первая алия – не могла же она зародиться сама по себе: для неё необходима была идеологическая почва.
Сионизм Герцля был вписан в уже готовый и весьма насыщенный контекст. Первый Всемирный сионистский конгресс – условная точка рождения современного политического сионизма – условная, поскольку идеи сионизма, в том числе и политического сионизма, носились в воздухе и без всякого Герцля.
То, что предстоит прочесть вам далее, если, конечно, будет охота, – это не рассказ о сионизме, но рассказ сионизма о самом себе. Десять маленьких фрагментов («миниатюр») текстов очень разных людей, чья мысль и деятельность, собственно, и наполняет содержанием термин «сионизм».
В обыденном сознании сионизм связан обыкновенно с двумя именами-символами: Герцль и Жаботинский – и зачастую воспринимается как монолит, хотя что, собственно, общего у Герцля с Жаботинским? Так вот, целью проекта было показать, что сионизм – это отнюдь не только Герцль и Жаботинский, что сионизм - не монолит, не пение в унисон, что сионизм многообразен и напряженно и даже яростно противоречив. Настолько противоречив, что никак не удается отполировать его хрестоматийным глянцем. Хотя желающие, конечно, находятся.
И не ищите среди героев этой подборки Герцля и Жаботинского. Читатель ждёт уж рифмы «розы» – ну так он её не дождётся. Пусть прозвучат иные голоса. Подборка эта, конечно же, субъективна: наверняка кто-то упрекнёт меня, что не представленными оказались Лев Пинскер, Ахад га-Ам, Макс Нордау, Мартин Бубер и многие другие – ключевые и очень яркие фигуры сионизма, и это порицание совершенно справедливо, но ведь упрёк в субъективности заслужила бы любая подборка. Во всяком случае, я не лоббировал ни одну из точек зрения и пытался по возможности представить широкий их спектр – страну сионизма в её разнообразии.
Рабби Иегуда Алкалай даёт библейское обоснование сионизма; Бер Борохов – марксистское; сионизм неортодоксального мистика Аарона Давида Гордона с марксизмом решительно несовместим; Йосеф Хаим Бреннер обличает иудаизм, еврейскую историю, еврейский капитализм, еврейский характер, еврейский менталитет в целом и видит спасение в рабочих поселениях; рабби Авраам Ицхак Кук включает секулярный сионизм в большую историософскую концепцию и говорит о бесплодности еврейского национализма самого по себе; Яаков Кляцкин считает, что только еврейский секулярный национализм в его сионистской редакции исторически продуктивен, слово «духовный» вызывает у него отвращение; сторонник классовой теории Берл Кацнельсон выступает за секулярное переосмысление еврейской традиции в Стране Израиля; Андре Неер даёт религиозно-философскую редакцию сионизма.
Подборку открывает Алкалай – сионист до сионизма: до политического сионизма Герцля. Задолго до Герцля, задолго до Первой алии – что мне и хотелось продемонстрировать. Это своего рода вступление. Что же касается завершения, то у этого проекта как бы три финала. Читатель может подобрать себе тот, который ему по вкусу.
Первый – это финал Неера. Он замыкает ожерелье. Мы начинаем с библейского сионизма Алкалая и, пройдя круг отрицания отрицания, завершаем библейским сионизмом Неера. Кольцевая структура.
Второй финал – Моше Даяна, чья авторская известность много уступает генеральской. Что представляет собой сионизм Даяна? Завершающую точку? Начало постсионизма? Новый этап сионизма?
И, наконец, третий финал – Александра Воронеля. Именно он опускает занавес этого большого сионистского диалога, но уж никак не сионизма: сионизм – открытая система, сионизм продолжается.
Несколько слов об истории проекта. Под общим заголовком «Голоса сионизма» он в течение нескольких лет публиковался на страницах журнальчика Московского Еврейского Общинного Дома «Домашние новости», возглавляемого Софией Вишневской, без энергии и обаяния которой проект вряд ли бы появился на свет. А впрочем, безо всякого вряд ли: определённо не появился бы. Этот растянувшийся на несколько лет сериал начался как раз десять лет назад и был приурочен к пятидесятилетию Государства Израиль.
Формат публикаций (миниатюры) был продиктован карманными размерами журнальчика: каждая публикация неизменно занимала две журнальные страницы – на самом деле странички. И только для завершающего аккорда Воронеля рамки были раздвинуты.
Такие суженные и предельно жёсткие рамки создавали существенные сложности: авторы, которым я даю слово, на подобный формат не рассчитывали. Так что для создания миниатюр, обладающих единством, целостностью и завершённостью, порой приходилось использовать неконвенциональные средства: вырезать и сшивать кусочки текстов, порой писать крохотные связки, порой чуть-чуть редактировать. Надеюсь, швы и вставки не слишком бросаются в глаза.
Внешние, заданные физическим размером страниц, рамки создали неожиданный эффект: фрагменты вдруг перестали быть фрагментами и приобрели самостоятельное значение и дополнительную выразительность.
Публикация в альманахе "ДИАЛОГ" отличается от прежнего проекта в двух отношениях. Во-первых, в силу естественных ограничений, налагаемых природой альманаха, здесь представлены только десять авторов. Во-вторых, в «Домашних новостях» одна серия была отделена от другой по крайней мере месячным перерывом. Таким образом, каждый текст воспринимался автономно. Здесь же становятся очевидным их взаимосвязи, их диалогическая природа, возникает целое, которое безусловно больше составляющих его частей, и в силу этого возникает художественный эффект, отсутствовавший в отдельных журнальных выпусках.
Май 2007
Далее >
Назад к содержанию >