Главная > Архив выпусков > Выпуск 9-10 том 2 > Сионизм в контексте истории
Михаил ГОРЕЛИК
СИОНИЗМ В МИНИАТЮРАХ
(продолжение)
РАББИ Иегуда АЛКАЛАЙ
(1798, Сараево - 1878, Иерусалим)
Предлагаемые отрывки взяты из написанной в 1845 году на иврите статьи «Жертвоприношение Иегуды». В те времена стремящиеся к эмансипации западноевропейские евреи видели решение национальных проблем в интеграции в общество тех стран, где они жили, и совершенно не интересовались Страной Израиля; ортодоксальные евреи молились о том, чтобы Всевышний собрал народ в Стране Израиля из всех стран рассеяния, а пока этого не произошло, рассматривали ее лишь как место для молитвы.
Рабби Иегуда Алкалай выдвинул идею, опередившую время: надежда на Всевышнего должна сочетаться с собственными практическими действиями по колонизации Палестины. Среди немногочисленных учеников Иегуды Алкалая был дед Теодора Герцля - основателя политического сионизма. Внучка Иегуды Алкалая участвовала в Первом всемирном сионистском конгрессе.
В Библии сказано: «Возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израиливым». Как полагали мудрецы Талмуда, сей стих доказывает, что лишь тогда будет ощущаться Божественное присутствие, когда не менее двух тысяч человек и еще двух десятков тысяч потомков израилевых соберутся вместе. И все же каждый день мы молимся: «И да увидим мы своими глазами, как вернешься Ты, по милосердию Своему, в Сион». На ком же будет покоиться Божественное присутствие? Разве на палках да камнях? И потому в качестве первого шага к избавлению душ наших, должны мы побудить хотя бы двадцать две тысячи единоплеменников возвратиться в Святую Землю. Лишь затем явит Господь нам и всему Израилю последующие знаки Своей милости.
«Иаков... благополучно пришел в город Сихем... и купил часть поля, на котором раскинул шатер свой». Мы должны спросить: почему Иаков купил эту землю? Ведь направляясь к отцу своему Исааку, он не имел намерения жить там. Очевидно, он совершил этот поступок, чтобы преподать урок своим потомкам: земли в Стране Израиля должны быть выкуплены у нееврейских владельцев.
Мы как народ воистину можем называться Израилем лишь в Стране Израиля. Во время первого ее завоевания, при Иисусе Навине, Всемогущий привел детей Израиля в страну, уже приуготовленную: ее колодцы давали воду, а ее виноградники и оливковые рощи гнулись под тяжестью плодов. Ныне из-за грехов наших все будет, увы, – иным: страна наша в упадке и запустении, нам самим придется рыть колодцы, сажать виноградники и оливы. И потому нам велено не пытаться войти сразу и всем вместе в Святую Землю. Сперва необходимо, чтобы многие евреи остались на некоторое время в странах рассеяния с тем, чтобы помочь первым поселенцам в Стране Израиля, кои, несомненно, будут из бедных. Землю надо постепенно отстроить и подготовить.
Мы должны организоваться, объединиться, избрать вождей и покинуть страны рассеяния. Необходимо создать международный еврейский орган, что уже само по себе есть шаг к Избавлению. Я прошу наших братьев создать товарищество наподобие обществ страхования от огня или товариществ по прокладке железных дорог. Пусть это товарищество обратится к султану с просьбой вернуть нам земли наших предков в обмен на ежегодную подать. Как только имя Израилево вновь будет применено к нашей земле, все евреи загорятся желанием помогать товариществу всеми имеющимися в их распоряжении средствами. И хотя предприятие наше начнется скромно, его ждет величайшее будущее.
Ныне мы разбросаны по миру и разобщены; единый наш язык заменили семь десятков языков стран рассеяния. Если Всемогущий и впрямь проявит к нам свою милость и соберет нас в нашей стране, мы не сможем говорить друг с другом, а столь разобщенная община не может преуспеть. Поэтому мы должны удвоить свои усилия по сохранению иврита и укреплению его. Он должен стать основой нашего воспитательного труда.
Бер БОРОХОВ
(1881, Золотоноша (Украина) - 1917, Киев)
Беру Борохову удалось то, что не удавалось до него ни одному марксисту и что представлялось в принципе невозможным в силу отрицательного отношения марксизма к национализму: Борохов создал теорию сионизма, сформулированную в терминах классического марксизма. Завершающий аккорд статьи с характерным названием «Наша платформа» (1906), дает представление об этом, кажущемся сейчас диковинным, синтезе. С железной последовательностью исторического детерминиста Бер Борохов показывает, как классовая борьба с неизбежностью приведет к созданию еврейской политической автономии в Палестине.
Бер Борохов был одним из авторов программы социал-демократической партии Поалей Цион, игравшую впоследствии большую роль в политической жизни подмандатной Палестины и Израиля.
Уже с самого начала стихийной эмиграции евреев в Палестину там разгорится упорная борьба между еврейским трудом и капиталом, и она пойдет сразу по всем фронтам: и в экономике, и в культурных, и в политических требованиях. Уже теперь в Палестине организуется Еврейская социал-демократическая рабочая партия; уже еврейский пролетариат (пока крайне немногочисленный) вступил в резкий конфликт с хозяевами на религиозной почве; уже в нынешнем году еврейские рабочие в Палестине праздновали Первое мая, вступив таким образом в интернациональную семью рабочего класса; уже теперь они ведут экономическую борьбу в Палестине.
Подобно тому, как неизбежна классовая борьба между стихийно иммигрирующими в Палестину трудом и капиталом, так же точно неизбежно и вмешательство турецкой администрации в эту борьбу; и так же неизбежно обращение еврейского пролетариата против турецкого правительства. Хотя турецкая бюрократия станет вначале на сторону хозяев против рабочих, эта опека станет вскорости для самих хозяев невыносима и ненавистна. Еврейская буржуазия в Палестине очутится в том же двойственном и щекотливо-половинчатом положении, в каком она находится и в диаспоре. Но прямолинейная турецкая бюрократия, ополчившись против еврейского пролетариата, обратится со временем и против всего еврейского населения.
Чем шире будет становиться еврейская иммиграция и чем более обширные круги феллахского крестьянства будут входить в сферу еврейского экономического и культурного влияния, тем более важное значение будет приобретать борьба еврейского пролетариата в союзе с другими угнетенными элементами против турецкого правительства.
Классовая борьба еврейского пролетариата, первоначально направленная против еврейского капитала, затем против турецкого правительства, под конец обратится косвенно против всемирной буржуазии, и в результате эта последняя, дабы гарантировать спокойствие в Палестине, пойдет на уступки политическим и национальным требованиям еврейского пролетариата.
Во всех этих процессах еврейская буржуазия, тоже заинтересованная в конечном торжестве национальных требований еврейского пролетариата, в освобождении Палестины от турецкого ига, будет также принимать соответствующее участие, но всегда со свойственною ей нерешительностью, всегда опасаясь смелых шагов, оставляя пролетариат одиноким в критические моменты и всегда стремясь повернуть в свою пользу все плоды и жертвы рабочего класса.
В результате всего этого, благодаря классовой борьбе еврейского пролетариата и через посредство вызванного этой борьбой международного вмешательства, Палестина получит политическую автономию.
Историческая необходимость неуклонно ведет к реализации территориальной политической автономии для еврейского народа посредством классовой борьбы еврейского пролетариата.
Аарон Давид ГОРДОН
(1836, Троянов (Житомирская губ.) - 1922, Дгания Алеф, Палестина)
Принципиальный противник частной собственности, обличавший эксплуатацию человека человеком, убежденный социалист и идеолог киббуцного движения, он отвергал марксизм.
Широко образованный интеллектуал, он не только призывал к физическому труду, но и занимался им сам.
Во время арабского нападения он был ранен, но никогда не испытывал к арабам враждебных чувств и считал примирение с ними национальной задачей.
Он любил и знал Библию и Талмуд, но был внеконфессиональным мистиком.
Ненавидел политику. Не умилялся Декларацией Бальфура. Не возлагал надежд на Еврейский легион и в 1918 году выступал против создания еврейских полков. Его личность поражала современников.
Статья «Задачи, стоящие перед нами», фрагменты которой предлагаются читателям, написана в 1920 году, за два года до смерти.
Мы начали творческий акт, которому нет подобных во всей истории человечества: возрождение и исцеление народа, с корнем вырванного из почвы, долго носившегося на семи ветрах. Народ этот почти мертв, и воссоздание его требует исключительной сосредоточенности творца на своем деле. Мы, оторванные от природы, утратившие вкус к естественной жизни, вынуждены – если хотим выжить, – заново устанавливать связь с природой, открыть новый счет с нею. Мы должны создать новый народ, человечный народ, чье отношение к другим народам будет исполнено чувством человеческого братства, а отношение к природе будет вдохновляться тягой к благородному и жизнелюбивому творчеству.
Центр нашей национальной работы – здесь, в Стране Израиля, хотя нас в этой стране пока лишь крохотная горстка. Здесь зацветает что-то такое, что будет иметь гораздо большие последствия для людей – куда более широкие последствия, чем предвидят наши деятели истории. Здесь, в Стране Израиля, сила, притягивающая все разбросанные клетки нашего народа, чтобы соединить их в один живой национальный организм.
И потому наш долг – сконцентрировать всю свою энергию, все силы ума и сердца на этом центральном участке. Мы не должны ни на минуту отвлекаться от него. Мы должны избегать политической деятельности, ибо она гибельна для наших высших идеалов; иначе мы невольно предадим нашу истинную суть, а ведь мы приехали сюда, чтобы оживить ее.
Мы не должны связывать себя с мировым пролетариатом, с Интернационалом, чьи методы и задачи изначально противоположны нашим, ибо связывая себя с ним, мы лишаем нашу работу самой ее души, разрываем ее на две части. Я думаю, что нам не следует даже объединяться с еврейскими рабочими диаспоры именно как с рабочими, несмотря на все почтение, которое испытываем мы к труду; они должны быть нашими союзниками именно как евреи, точно так же, как все остальные евреи диаспоры, разделяющие наши устремления, – не больше и не меньше.
Мы будем черпать силы только из своей почвы, из жизни на собственной земле, из труда, которым мы заняты, мы будем на страже, чтобы не подпустить к себе слишком много посторонних влияний. Мы стремимся создать в Стране Израиля новый, заново сотворенный еврейский народ, а отнюдь не колонию евреев диаспоры, не продолжение еврейской жизни диаспоры в новой форме.
Наша цель – сделать еврейскую Палестину отечеством мирового еврейства, чтобы еврейские общины диаспоры были ее колониями, а не наоборот. Мы стремимся к возрождению нашей народной сути, к проявлению высочайшего в нашем духе и ради этого должны пожертвовать всем.
Будущее покажет, есть ли основание для наших мечтаний в той форме, в которой я их выразил. Проверка практикой покажет, есть ли будущее за надеждой сотворить новую связь с жизнью и сформировать действительно человечный народ, покажет, есть ли у нас силы превратить такую мечту в реальность.
Но, по-моему, наш долг – сделать все, что мы можем.
Йосеф Хаим БРЕННЕР
(1881, Новые Млины (Украина) - 1921, Яффа)
Йосеф Хаим Бреннер получил традиционное еврейское образование, но порвал с еврейской традицией. Был членом Бунда, но порвал с еврейской социал-демократией на русской почве. Был в эмиграции (жил в Лондоне), но осознал бесплодность эмиграции как личного и национального пути. Символом его веры можно было бы назвать пролетарский сионизм.
Статья «Самокритика», фрагменты которой предлагаются читателям, написана Бреннером в 1914 году в связи с выходом в свет собрания сочинений Менделе Мойхе-Сфорима. Хотя статья написана в Палестине, но, как это было принято в России, автор использовал поле литературной критики для острых и горьких общественных обличений. Отряхнуть прах позорного прошлого и настоящего, стать новым народом – одежды литературной критики определенно тесны для пафоса этого в высшей степени радикального и саркастического текста.
Йосеф Хаим Бреннер родился в год, когда по Украине прокатилась волна кровавых еврейских погромов, – он погиб во время кровавых арабских выступлений в Палестине.
Евреи – один из народов древности, выживший и сохранившийся, но, друзья мои, выживание само по себе еще не добродетель. Конечно, для всякого человека, народа, организма лучше быть, нежели не быть. Лучше жизнь, чем смерть, но существование как таковое все-таки не есть еще свидетельство достойного характера. Такой-то человек, скажем, достиг «почтенной» старости – превосходно, но мы ведь не станем уважать один лишь возраст, если он не несет отпечатка физической мощи и возвышенности духа.
Да, действительно мы выжили, мы живем. Все это верно, но чего стоит наша жизнь? Существуют массы евреев, живущих биологической жизнью, точно муравьи, но живой еврейский народ, живой в каком-либо общественном смысле – такой народ навряд ли еще существует.
У нас говорят со знанием дела о трудностях, проверенных и одобренных методах облегчения колонизации, в то время как нам не хватает самой основы: у нас нет колонистов, нет рабочих, нет работников; у нас есть лишь мечты да умствования.
К чему все эти разговоры? Если сегодня среди нас не родилось великое движение за колонизацию территорий, если среди двенадцати миллионов евреев можно отыскать лишь горстку молодежи, готовой потом смыть с нас гадкое пятно торгашества, своими мозолистыми руками снять с наших согнутых спин ярмо исторического позора – стало быть, эта печать, каинова печать свидетельствующая, что торгаши держатся за свое торгашество, ибо им не хватает силы на что-нибудь лучшее.
Тогда на сцену выступают наши национальные апологеты и принимаются разглагольствовать об упорстве евреев в религиозных верованиях. Но какую ценность может иметь для нас то обстоятельство, что наши предки соблюдали те или иные религиозные обычаи в надежде на вознаграждение в будущем мире, особенно, если денег им это не стоило?
У нас никогда не было рабочих, настоящего пролетариата. То, что у нас было, то, что у нас есть, – это праздные бедняки. Нам надо начать сызнова, заложить новый краеугольный камень в основание. Кто сделает это? Сможем ли мы с нашим слабым характером это сделать?
Вот в чем вопрос: чтобы изменить свой характер как можно сильнее, нам нужна собственная среда; для того же, чтобы создать такую среду, необходимо изменить наш характер.
Наша задача теперь – понять и признать всю нашу низость, с начала истории и до нынешнего дня, все пороки нашего характера, а потом подняться и начать все с начала. Ведь мы не аристократы! Но есть еще возможность перемен и «покаявшийся будет судим со снисхождением». Однако же это противоречит всякой логике, – ибо как же мы можем стать тем, чем не являемся?
Но пусть себе логика противоречит, как может. Наше стремление к жизни, стоящее выше логики, твердит иное. Оно твердит: все это возможно. Наше стремление к жизни нашептывает нам на ухо: рабочие поселения. Рабочие поселения – это наша революция. Единственно возможная.
< Вернуться - Далее >
Назад к содержанию >