«Диалог»  
РОССИЙСКО-ИЗРАИЛЬСКИЙ АЛЬМАНАХ ЕВРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
 

ГЛАВНАЯ > Новости > Светлана Аксенова-Штейнгруд (Израиль)

 

ЛЮБИТЬ ХОЧЕТСЯ

К юбилею Рады Полищук

 04 февраля 2020 года

Рада Полищук

    Пожалуй, наиболее точным эпиграфом к пятнадцати  книгам прозы и двум сборникам стихов,  изданным писательницей Радой Полищук, будут вот эти строки из ее стихотворения:

Перехватило дыханье,

и застит туман глаза,

и все-таки вижу и слышу,

всех узнаю безошибочно,

помню всех поименно –

от Яакова и Рахели,

до Арона и Рацы,

до Иды и Хаима,

долгий список имен.

 

   Это не просто имена, а характеры и судьбы героев, таких разных, непохожих, но объединенных незримым присутствием автора в каждом прожитом ими мгновении. Первая книга Рады Полищук «Угол для бездомной собаки»   вышла в 1991 году, в Москве, в  самом престижном и, замечу, лучшем тогда издательстве СССР  «Советский писатель». И эта, как значится в подзаголовке «Повесть о женщине в монологах»,  стала  мощным дебютом  человека, пришедшего в литературу не в юности и как бы «со стороны». Это очень личная, очень женская проза человека с мужской профессией (закончила Московский авиационный), женщины с обостренной интуицией и мужским, порой жестким взглядом на события. Уже первая книга обнажила стиль автора - искренность,  рискованная, на грани, откровенность, страстность, исповедальность, естественность интонации. Эффект присутствия такой, будто и впрямь эти восемь исповедей были  подслушаны и записаны автором. В авторском вступлении Рада  точно обозначила своеобразие своего творчества: «Я не веду, я – ведома... Но в этой внезапности и неосознанности – моя боль, мое одиночество, моя надежда и мое потрясение открытием человека, происходящим в нем самом.»

Человек прежде всего открывает самого себя. И своих самых близких – родителей... Страницы, посвященные родителям, пронизаны любовью и  пронзительной нежностью, в них столько благодарности и чувства вины, которое неизбежно возникает у детей после ухода родителей, что комок подступает к горлу.  Вот о маме: « Нам хорошо было вместе – от первого моего вздоха до последнего маминого выдоха» Да и писать прозу, как признается сама Рада, она стала после утраты: «Она пришла ко мне спасением от небытия - после смерти моей мамы. В 1983 году я написала первое слово в школьной синей тетрадке в клеточку – и начала жить заново. Вначале было Слово, за ним - возрождение».  Отец, к счастью дочери, еще долго был рядом, а после его ухода она признается: «Мужское достоинство. Я знаю, что это такое. Потому что у меня был мой папа... Мне так нужно было, чтобы он был у меня, старенький, слабый, больной, мой самый любимый мужчина – мне нужно было, чтобы он был.» У этих воспоминаний символичный заголовок: «Обнявшись над бездной где-то на свете».  Да, над бездной,  но  - обнявшись! А через родителей, их жизнь, взгляд проникает вглубь,  в еврейское местечко, и еще дальше – в глубину веков. И в этом, экзистенциональном плане, уже неважно, пишет ли Рада о своих сверстниках, своих родителях или о далеких предках, казалось бы, исчезнувших без следа. Потому что есть прапамять, которой одарена писательница. Она ведома своими героями, появляющимися как бы ниоткуда, но становящимися для нее, а значит и для нас, абсолютно реальными, живыми и достоверными.

Между автором и персонажами  нет дистанции, более того автор, как бы играет роли этих героев и вживается в них настолько, что кажется, будто уже сам не отличает правды от вымысла, ощущая себя каждым из них, таких реальных и настоящих. В достоверность всех этих потрясающих характеров и подробностей веришь безоговорочно. В этой обостренной прапамяти  есть что-то мистическое. Она с тоской и любовью возвращает нам уникальный мир наших предков,  уничтоженный войной.  Чтобы оживить их, вернуть из небытия, надо вдохнуть в них свою душу. В этом секрет Рады Полищук.

Что еще привлекает в этой прозе: при всех подробностях бытописания, приземленного, обыденного, узнаваемого, предметы кажутся живыми и тоже являются персонажами повествования: зонт, макинтош, шляпка и, конечно виолончель, такая зримая и настоящая, что мы слышим, как она стонет и поет от легкого прикосновения пальцев. В иудаизме люди, животные, растения и даже предметы – единое целое. И у Рады они неразделимы, вместе переживают и проживают ниспосланные им обстоятельства. Проза Рады Полищук, при всем ее бытописании – проза притчевая, поэтичная. Притчевость сегодня в моде, но в прозе Рады  это не дань моде, а органичные традиции хасидской  притчевости,  которая, в свою очередь, уходит в глубину еврейской религии и философии. Причем, речь идет и о  произведениях писательницы, прямо не связанных с еврейской тематикой.

В историях, рассказанных Радой Полищук, много печали, боли, страданий, но, тем не менее, в них  всегда – утешение. Потому что (это я перечисляю названия книг) – «Жизнь без конца и начала», потому что можно, по следам молитв деда, вспомнить, какой была «Семья, семейка, мишпуха», и посвятить ей  не только эту книгу, но «Одесские рассказы» и «Лапсердак из лоскутов», потому что жизнь – не только «Роман-мираж», но в ней, вопреки даже самым грустным событиям, миражи иногда становятся реальностью, потому что «За одним столом сидели», и не только в Переделкине, выдающиеся наши современники,  уникальные люди, с которыми было так интересно и так тепло общаться. А главное – потому что «Любить хочется». Это ключевое для Рады Полищук  слово – Любовь. Любовь, жажда любви, тоска по любви, любовь – как мечта, сон. И любовь реальная, земная, любовь неистовая, испепеляющая, и любовь милосердная, жалеющая, любовь физическая, плотская, любовь-страсть, и любовь одухотворенная – все оттенки и свойства любви ярко заявляют о себе в творчестве Рады Полищук. И писательство Рада ощущает как миссию. Миссию любви.

 

 Светлана Аксенова-Штейнгруд (Израиль),

поэт, журналист, литературный критик

 

Назад к Новостям >                                                                                                                        

БЛАГОДАРИМ ЗА НЕОЦЕНИМУЮ ПОМОЩЬ В СОЗДАНИИ САЙТА ЕЛЕНУ БОРИСОВНУ ГУРВИЧ И ЕЛЕНУ АЛЕКСЕЕВНУ СОКОЛОВУ (ПОПОВУ)


НОВОСТИ

4 февраля главный редактор Альманаха Рада Полищук отметила свой ЮБИЛЕЙ! От всей души поздравляем!


Приглашаем на новую встречу МКСР. У нас в гостях писатели Николай ПРОПИРНЫЙ, Михаил ЯХИЛЕВИЧ, Галина ВОЛКОВА, Анна ВНУКОВА. Приятного чтения!


Новая Десятая встреча в Международном Клубе Современного Рассказа (МКСР). У нас в гостях писатели Елена МАКАРОВА (Израиль) и Александр КИРНОС (Россия).


Редакция альманаха "ДИАЛОГ" поздравляет всех с осенними праздниками! Желаем всем здоровья, успехов и достатка в наступившем 5779 году.


Новая встреча в Международном Клубе Современного Рассказа (МКСР). У нас в гостях писатели Алекс РАПОПОРТ (Россия), Борис УШЕРЕНКО (Германия), Александр КИРНОС (Россия), Борис СУСЛОВИЧ (Израиль).


Дорогие читатели и авторы! Спешим поделиться прекрасной новостью к новому году - новый выпуск альманаха "ДИАЛОГ-ИЗБРАННОЕ" уже на сайте!! Большая работа сделана командой ДИАЛОГА. Всем огромное спасибо за Ваш труд!


ИЗ НАШЕЙ ГАЛЕРЕИ

Джек ЛЕВИН

© Рада ПОЛИЩУК, литературный альманах "ДИАЛОГ": название, идея, подбор материалов, композиция, тексты, 1996-2020.
© Авторы, переводчики, художники альманаха, 1996-2020.
Использование всех материалов сайта в любой форме недопустимо без письменного разрешения владельцев авторских прав. При цитировании обязательна ссылка на соответствующий выпуск альманаха. По желанию автора его материал может быть снят с сайта.