«Диалог»  
РОССИЙСКО-ИЗРАИЛЬСКИЙ АЛЬМАНАХ ЕВРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
 

ГЛАВНАЯ > ДИАЛОГ-ИЗБРАННОЕ > ТЕАТР

Марк РОЗОВСКИЙ (Россия)

ФОКУСНИК ИЗ ЛЮБЛИНА

По одноименному роману Исаака Башевиса ЗИНГЕРА (США)

(Продолжение)

 

Яша. Хочу крылья сделать большие. Шелк надо достать. Много шелка. Магда. Крылья?.. Зачем?

Яша. Хочу надеть крылья и полететь. Если это могут птицы, может и человек.

Магда. Хороший будет номер. А что я в нем буду делать?

Яша. Не знаю пока. Знаю только одно: мы станем с тобой знамени­тыми, как братья Монгольфье.

Магда. Надо натянуть шелк на спицы, чтобы крылья раскрывались и складывались как зонтик. Шелк я достану. Знаю, где достать дешевый.

Я ш а. Я думал... Чтобы взлететь, надо сделать перепонки, как у ле­тучей мыши...

Магда. И привязать между ног.

Я ш а. И привязать между ног. (Целует Магду.) Человек тяжелее птицы, однако орлы и соколы в состоянии взлететь, даже ухватив ког­тями овцу.

М а г д а. Я твоя овца. Возьми меня в полет.

Яша. Тебе даже будет легче, чем мне... Весишь не больше гуся...

Магда. Коханый мой... Единственный мой... Да, мой пан, я уже ле­чу, прямо сейчас... А это правда, что воровка Зевтель хочет за тобой в Варшаву податься?

Цоканье копыт за сценой — Яша уехал. Из темноты выступает Зевтель.

Зевтель. Так редко вижу тебя, что забываю от разу до разу.

Яша. Это потому, что ты не одна. Я вижу, вся ваша шайка в сборе.

Зевтель. Не вся. Половина за решеткой. Казна пуста, мне дают два злотых в неделю. Что я могу на них купить? Воду для каши. Надеть нечего. Всем задолжала. Здешние меня ненавидят. Связалась с ворами — зовут потаскухой.

Я ш а. А кто ты есть?

Зевтель. Я не потаскуха. У меня муж.

Яша. Где же он?

Зевтель. Как в воду канул. Может, в Америке. А может, в русских лесах скрывается.

Яша. Тебе воры платят пенсион за что?.. За то, что он в тюрьме си­дит. Иначе бы не платили.

Зевтель. Нет. Он не в тюрьме. Он честный.

Яша. Честный вор. И честно сидит в тюрьме.

Зевтель. Нет.

Я ш а. Да.

Зевтель. Ты откуда знаешь?

Я ш а. Я же тебе объясняю, дура. Тебе эта шайка платит, потому что он в беде и он им свой человек. Они тебе из уважения к нему платят.

Зевтель. Тоска... Летом тоску еще могу вынести, а как зарядят до­жди, можно с ума спятить.

Яша. Возьми! (Бросает ей нитку бус.)

Зевтель (с восхищением). Коралловые!

Я ш а. И чего я к тебе приперся?.. Безумие это все. У меня есть же­на и Магда... Чего я ищу в этой навозной куче?.. Как отец называл ме­ня?.. Прохвост. Негодяй.

3 е в т е л ь. Так или иначе, большое спасибо.

Входит Хаим-Лейб. За ним Мехл-Слепой, Йоселе Дейг-Пурим и главарь Бериш Высокер.

Хаим-Лейб. Ну, что, Яша, как там в Варшаве?

Яша. Варшава на месте, Хаим-Лейб.

Хаим-Лейб. Я спрашиваю, как там старая тюрьма — наш Павяк.

Яша. Павяк тоже на месте, Хаим-Лейб.

Хаим-Лейб. Надо же... Не угостишь ли варшавскими папиросами, Яша?

Яша. Проше. (Угощает папиросами.)

Хаим-Лейб. А ну, Мехл, дай Яше свой замочек для пробы.

Мехл достает замок.

Я ш а. Не буду.

Хаим-Лейб. Отчего?.. Слабо открыть, артист?.. Мехл открывает шпилькой за семь секунд. Мехл!

Мехл. За шесть.

Хаим-Лейб. Тем более. А ведь он слепой. Наш самый знамени­тый взломщик. Год гастролировал в Америке, там ему цены не было.

Я ш а. Я ногтем открою за пять секунд. И тоже не глядя.

Хаим-Лейб. Ты слышал, Мехл?.. Каков хвастун, а?.. Он, кажется, говорит, что в Америке стоил бы дороже, чем ты?!

Яша. Есть у вас мешок?..

Ему тотчас дают мешок. Он засовывает в него огромный замок.

Все. Раз!.. Два!.. Три!.. Четыре!.. Пять!..

Яша вытаскивает из мешка замок. Его механизм открыт. Все поражены.

Й о с е л е . А теперь в карты давай сыграем, Яша. Не буду.

Йоселе. Будешь. Я тебя попрошу. Я ш а. Не хочу.

Хаим-Лейб. Сыграй, Яша. Йоселе тебя просит. Яша. Нет, не стану с ним играть.
Хаим-Лейб. Это ошибка, Яша. Если Йоселе кого-то о чем-то просит, надо делать. Играй, Яша, не бойся.           

Я ш а. А я и не боюсь. Йоселе. Это не я прошу. Это Зевтель тебя просит сыграть со мной.

Яша. Зевтель?

Зевтель. Да, Яша. Сыграй, Яша, с Йоселе.

Яша. Ладно. Сдавай.

Играют в карты. Яша выигрывает.

Йоселе. Краплеными играешь, паскуда! (Хватает Яшу за груд­ки.)

Назревает драка. Яша с силой откидывает Йоселе к стене. Зевтель кричит.

Яша. Твоя колода, Йоселе, мы твоей колодой играли!..

Высокер. Тихо, евреи!.. Ты проиграл, Йоселе, так умей проигры­вать. А Яша выиграл твоими же картами. Когда же ты будешь наш, а, Яша?.. Присоединяйся и будешь по золоту ходить.

Яша. Неохота гнить в тюрьме.

Высокер. Почему гнить?.. Вот Хаим-Лейб успел посидеть во всех польских тюрьмах — и ничего... Хорошо пахнет!

Я ш а. Я артист, я не преступник.

Высокер. Разница небольшая. Лучше быть великим бандитом, чем средним артистом. Как артист ты уже все имеешь, все... А что даль­ше?.. Тебя удовлетворяет твоя жизнь?..

Яша. У меня черная рука, ребята.

Йоселе. Черная? (Смотрит на его руки.)

Яша. Это банда такая в Америке. Я в ней уже давно. Мы мил­лионеру присылаем записку со знаком черной руки: положите, по­жалуйста, столько-то тысяч долларов в тайник, иначе — пуля в лоб. Если не доставит выкуп, все равно убьем...

Высокер. Так и здесь можно делать.

Яша. Кому же ты пошлешь записку? Хазкеле? Водоносу?!

Все дружно расхохотались.

Хаим-Лейб. Ладно, артист, ври дальше... Как ты думаешь, когда начнется война с Турцией?..

Мехл. Чего хотят эти бунтовщики, бомбисты эти?

Йоселе. Что слышно про Палестину?

В ы с о к е р. Ты там в Варшаве, наверное, знаешь... В Англии научи­лись строить корабли, которые пересекают океан всего за десять дней. Это правда?

Мехл. Зачем убивать царя?

Й о с е л е . Я слышал, еврейским детям теперь разрешено учиться в гимназиях, уезжать за границу, да?.. Чтобы поступать в иностранные университеты?..

Хаим-Лейб. А меня вот что волнует — Франция захватила часть Африки. А там живут угнетенные черные массы... Что делать, Яша?.. Надо как-то этого не допустить...

Мехл. Нет, ты мне скажи, Яша, зачем все-таки убивать царя?... Раз­ве царь во всем этом виноват?

Зевтель (отводит Яшу в сторону). Почему ты такой рассеян­ный?.. Люди тебя спрашивают, а ты будто не слышишь.

Яша. Я слышу.

Зевтель. Что?

Яша. Все.

Зевтель. Видно, у тебя новая завелась. Женщина для тебя — что цветок для пчелы. Каждый раз нужна новая. Здесь нанюхался, там со­брал нектар и — ж-ж-ж — полетел прочь!

Яша. Да, есть и новая.

Из темноты появляется Эмилия.

Зевтель. Кто она? Яша. Вдова одного профессора. Эмилия. Меня зовут Эмилия Храбоцкая.

Магда прыскает на Яшу одеколоном из груши.

Магда. Когда идешь к благородной госпоже, надо, чтобы от тебя хорошо пахло.

Яша (Магде). Да нет у меня никакой госпожи, Магда.

Магда. Магда твоя — дура, конечно, но пока еще не совсем, Монгольфье ты мой ненаглядный.

3 е в т е л ь. Ты влюбился в нее?

Яша. Да, немножко.

Зевтель. Когда мужчина говорит «немножко», значит, здорово влюбился. Что она такое? Молодая? Хорошенькая?

Я ш а. У нее дочка четырнадцати лет.

К Эмилии подходит Халинка.

X а л и н к а. Все попрекают меня моим ростом. Дылда!.. А разве я ви­новата... Лежу в постели и чувствую, как расту. Как быть, дядя Яша?.. Нет ли каких упражнений, чтобы статься маленькой?.. Подскажи, дядя Яша.

Зевтель. Так в кого же ты влюбился? В мать или в дочку?

Я ша. В обеих. (Вручает Эмилии цветы.)

Эмилия. Когда же вы приехали?.. Я ждала вас вчера.

Яша. Очень устал.

М а г д а. Он устал. По бабам ходить.

Яша. Какая же ты грубая, право.

Магда. Какая есть.

Яша. Прямо ясновидящая какая-то.

Магда. Да, вижу ясно, не хуже тебя. Ясно тебя представляю с этой благородной.

Эмилия. Халинка спрашивает и спрашивает про вас... Что это там про вас напечатал «Курьер варшавский»?

Яша. Мой импрессарио Вольский мне уже показывал.

Эмилия. Сальто на проволоке? Господи Боже, и чем только люди не занимаются!..

Яша. Вы читаете Шопенгауэра, увлекаетесь Байроном, Словацким и Леопарди, боготворите Норвида, а кто-то в это время делает сальто на проволоке в вашу честь.


<< Назад - Далее >>

Вернуться к Выпуску "ДИАЛОГ-ИЗБРАННОЕ" >>

БЛАГОДАРИМ ЗА НЕОЦЕНИМУЮ ПОМОЩЬ В СОЗДАНИИ САЙТА ЕЛЕНУ БОРИСОВНУ ГУРВИЧ И ЕЛЕНУ АЛЕКСЕЕВНУ СОКОЛОВУ (ПОПОВУ)


НОВОСТИ

4 февраля главный редактор Альманаха Рада Полищук отметила свой ЮБИЛЕЙ! От всей души поздравляем!


Приглашаем на новую встречу МКСР. У нас в гостях писатели Николай ПРОПИРНЫЙ, Михаил ЯХИЛЕВИЧ, Галина ВОЛКОВА, Анна ВНУКОВА. Приятного чтения!


Новая Десятая встреча в Международном Клубе Современного Рассказа (МКСР). У нас в гостях писатели Елена МАКАРОВА (Израиль) и Александр КИРНОС (Россия).


Редакция альманаха "ДИАЛОГ" поздравляет всех с осенними праздниками! Желаем всем здоровья, успехов и достатка в наступившем 5779 году.


Новая встреча в Международном Клубе Современного Рассказа (МКСР). У нас в гостях писатели Алекс РАПОПОРТ (Россия), Борис УШЕРЕНКО (Германия), Александр КИРНОС (Россия), Борис СУСЛОВИЧ (Израиль).


Дорогие читатели и авторы! Спешим поделиться прекрасной новостью к новому году - новый выпуск альманаха "ДИАЛОГ-ИЗБРАННОЕ" уже на сайте!! Большая работа сделана командой ДИАЛОГА. Всем огромное спасибо за Ваш труд!


ИЗ НАШЕЙ ГАЛЕРЕИ

Джек ЛЕВИН

© Рада ПОЛИЩУК, литературный альманах "ДИАЛОГ": название, идея, подбор материалов, композиция, тексты, 1996-2024.
© Авторы, переводчики, художники альманаха, 1996-2024.
Использование всех материалов сайта в любой форме недопустимо без письменного разрешения владельцев авторских прав. При цитировании обязательна ссылка на соответствующий выпуск альманаха. По желанию автора его материал может быть снят с сайта.