ГЛАВНАЯ > ДИАЛОГ-ИЗБРАННОЕ > ТЕАТР
Марк РОЗОВСКИЙ (Россия)
ПАПА, МАМА, Я И СТАЛИН
Документальная драма в двух частях
(Продолжение)
С е д о в. А я и не претендую, какой я поэт? Я энергетик. Ведущий специалист по строительству электростанций в нашей стране, как ты знаешь. Я обеспеченный человек. Но я не об этом. У меня двое детей, я знаю, у тебя тоже есть ребенок. Мы знакомы давно…
М а м а. Действительно, знакомы мы были давно. Еще пять лет назад, когда я работала в промкооперации, Алексей приходил в отдел проводить у нас совещания.
С е д о в. Вы мне тогда очень понравились. Как инженер, как дама, как человек.
М а м а. Он всегда приходил в обеденный перерыв.
С е д о в. Вы же знаете, после работы не могу – надо забирать ребенка из садика.
М а м а. Чаю? Он всегда отказывался от чая. Просто сидел и смотрел на меня молча. Мы были на «вы», то в стихах он всегда говорил мне «ты».
С е д о в. Мне пора… Обеденный перерыв заканчивается.
Лида… я хочу сказать, что у нас все будет хорошо, я смогу обеспечить нашу новую семью. Я люблю вас. Выходите за меня замуж. Я все сказал в своих стихах. Вам не понравилось?
М а м а. Это дрянные стихи, Алексей.
С е д о в. Я понял. (Вырывает лист со стихотворением, кладет на стол.) Тебе. Да, вот еще. Я уезжаю на неделю в командировку, меня не будет в городе. Это вот… (Кладет деньги на стол.)
М а м а. Нет-нет-нет!
С е д о в. Это Марику! Купите все, что захотите. Лида, вы еще подумайте. Можно я приду через неделю в обеденный перерыв? (Уходит.)
М а м а Он так и не приехал никогда. Ни в один обеденный перерыв. Зато ко мне зачастил Додик Плоткин.
Я. Кинорежиссер!
М а м а. Это он себя выдавал за кинорежиссера, а на самом деле он был… был неизвестно кто. Делец, одним словом.
Входит Плоткин. С усами и в бабочке.
П л о т к и н. Вам привет от Кемперов!.. С кисточкой!
Я. Кемперы… Кто такие Кемперы?
М а м а. Кемперы – это родственники дяди Самуила, нашего соседа по коммуналке, и еще родственники Владимира Коралли, мужа самой Клавдии Шульженко.
П л о т к и н. Потанцуем? (Мама не шелохнулась.) Маркулино, а ты танцуешь? Нет? Так ты уже большой, давай я тебя научу. (Музыка). Танго! Раз, два, три… раз, два, три… Шаг вбок, потом два назад или вперед… Ну, делай, как я!.. Молодец, Маркулино! Хвалю за храбрость и чувство ритма!..
Я. Этим он мне и запомнился. Первый учитель танцев.
М а м а. Додик, кончай баловство. Говори, зачем пришел, что тебе от меня нужно?
П л о т к и н. А можно без Маркулино?
М а м а. Марик, пойди поиграй в коридоре.
П л о т к и н. Э, ладно, пусть услышит, я ведь ничего такого не предлагаю.
Я. Я выйду!
М а м а. Что ты предлагаешь?
П л о т к и н. Я не предлагаю, я прошу. Это просьба Кемперов, не только моя. И Клавдии Ивановны.
М а м а. Той самой?
П л о т к и н. Да, Шульженко. Короче… есть камешки… два мешочка… ты не могла бы их спрятать у себя годика на два-три? Четыре лучше!
М а м а. Я? Спрятать?
П л о т к и н. Ну, не спрятать, а взять на хранение, что ли… даже можешь годика два-три их и поносить. Если захочешь.
М а м а. Я? Чужое?
П л о т к и н. Годика два-три оно будет твое, а потом отдашь. Ты же честная.
М а м а. Кто тебе это сказал?
П л о т к и н. Кемперы. Они за тебя ручаются. Да и я знаю, что тебе можно любую плюху доверить. Ты ведь у нас кремень.
М а м а. Я?.. Кремень?.. С чего вы взяли?
П л о т к и н. Так… наблюдение ведем… уже несколько лет…
М а м а. Нет, Додик, я не кремень. И я не возьму камешки.
П л о т к и н. А чего так?
М а м а. Я боюсь.
П л о т к и н. Нам казалось, ты ничего не боишься.
М а м а. Вы забыли об одном: Сема сидит.
П л о т к и н. И что?
М а м а. Пока он не вышел, я не могу рисковать, даже если риска один процент.
П л о т к и н. Рисковать, рисковать. Не будешь рисковать, будешь куковать.
М а м а. Судьба такая. Если что-то может помешать его возвращению, я должна отказаться от всего. Пойми, я замерла в ожидании.
П л о т к и н. Именно замерла. А ты еще молодая, тебе надо жить. А тут? Это что, жизнь что ли? Тут крысы бегают.
М а м а. К чему ты это все?
П л о т к и н. Тебе заплатят за услугу. Хорошо заплатят.
М а м а. Нет.
П л о т к и н. Почему?
М а м а. Потому что я уже сказала «нет».
П л о т к и н. Нет – так нет. Ну, оставайся в своем этом вот подвале. Маркулино, патефончик заведи. (Музыка, танго.) Ты очень хорошая. Я тоже хороший. Почему бы двум хорошим людям…
М а м а. Я уже сказала. Потому что Сема сидит.
П л о т к и н. Он сидит, как собака на сене. Такая баба пропадает! Какая ж ты, Лидия Михайловна не женщина! (Уходит.)
Я. Разогнала!.. Папа (появляется Отец), она всех своих ухажеров разогнала. У нее в мире были только ты да я… Мы двое определяли ее жизнь поминутно. Ты должна была его понять. И простить.
М а м а. А меня кто-нибудь понимал?
Я. Друзья, бабушка… У тебя был я, наконец. Хоть и маленький, но родной.
М а м а. У твоего отца на первом месте были сестры, потом уж я… и ты!
О т е ц. На что ты так обиделась?
М а м а. На твоих сестер. Я всегда чувствовала их презрение. Постоянно чувствовала, понимаешь? (Появляется дядя Лева.) Они мне давали понять…
Д я д я Л е в а. Здравствуйте.
Я. И дядя Лева?
М а м а. Лева был замминистра. Большой человек. Он окончил Институт Красной профессуры и был прекрасным организатором здравоохранения.
Д я д я Л е в а. Прекратите.
М а м а. Его знали и уважали в Кремле.
Д я д я Л е в а. Профессор Вебер!.. Лев Григорьевич Вебер!
М а м а. В медицинском мире он был величина. И человек хороший. Добрый. Интеллигентный. Лично к нему у меня нет никаких претензий.
Я. Кто тогда был причиной ваших раздоров?
М а м а. Это все Паша. Полина.
Д я д я Л е в а. Моя жена. Тебе тетя. Семина сестра. Между прочим, прекрасный врач - терапевт.
М а м а. Распрекрасный! Она с Левы пылинки сдувала. Боялась за его карьеру. Ведь он стал замминистра здравоохранения.
Д я д я Л е в а. Какого министра? Наркома РСФСР.
М а м а. Ну, наркома.
Я. Ну а причем тут папа?!
Д я д я Л е в а. Вторая его сестра и тетя твоя – Роза – и ее муж Саша тоже были высококлассными специалистами. Всю жизнь отработали в больницах и поликлиниках. А я еще у Семашко начинал. Потом в клинике для старых большевиков… Потом меня чуть не расстреляли, я отказался бальзамировать мозг товарища Кирова, но Иосиф Виссарионович меня поддержал, и товарища Кирова сожгли.
М а м а. Они все, вся семейка, меня ненавидели.
О т е ц. Неправда!
М а м а. Правда. Я зря никогда ни на кого… У меня этого нету. А вот они Сему клевали…
Я. За что?
М а м а. За то, что он в меня влюбился. Они считали, что мы не пара. Я Семе не подхожу.
Я. Папа, было такое?
О т е ц. Ну, было. Когда мы еще только поженились. Но потом…
М а м а. Потом мне всегда демонстрировали, что Сема совершил ошибку жизни.
О т е ц. Да не демонстрировали! Обычная ревность сестер. Любимый братик теперь не с ними. Ерунда, в общем.
М а м а. А для меня это была не ерунда!
Я. Нет, мама, будем честны: причиной ваших раздоров все-таки была ты. Твоя болезненная ранимость. Ты во всем видела подвох. Это твоя черта.
М а м а. Когда Сему посадили, Паша сделала все, чтобы об этом никто не узнал. Лева делает карьеру, Лева, видите ли, должен быть чистым. А Сема – это грязь, которая к нему не должна прилипнуть. Мне прямо намекнули, что я не должна ходить в их дом.
О т е ц. Чушь!.. Бред какой-то! Бред!
Д я д я Л е в а. Прекратите.
М а м а. Вот и я так считала! Бред!
Я. Мама!
М а м а. Но я смолчала, спросила только: «А как же Марик?», они ответили… (Дяде Леве) Что?
Д я д я Л е в а. Мы будем к вам ходить. А вы к нам лучше...
М а м а. Вот так!
Я. Хорошенький намек!..
О т е ц. Я в это не верю. Но даже если Паша тебе так сказала – что такого?.. Она же правильно делала – берегла Леву. А что, он должен был из-за меня погореть?
Д я д я Л е в а. Прекратите. Прекратите. Прекратите.
М а м а. Сема еврей, я гречанка – мы не пара!
Я. Мама!
Д я д я Л е в а. Я вас прошу, не поднимайте эту тему! Мы коммунисты-интернационалисты.
М а м а. Но я сказала: «Ноги моей у вас больше не будет». Они закричали: «А Марик? Марик? Ты не имеешь права!.. Сема – наш брат, а Марик – его сын»…
Д я д я Л е в а. Разве не так?
М а м а. Мы жили в коммуналке, голодали, нищенствовали, а у вас была своя отдельная квартира! Вы получали паек. Вы получали паек? Буржуи!
О т е ц. Боже мой!
М а м а. Я на все имею право, потому что я – мать.
О т е ц. Лида, я тебя прошу, ради нашего Марика! (Все кричат.)
М а м а. Хорошо. Марика я вам разрешаю забирать – раз в месяц!.. если вы такие родственники!..
Д я д я Л е в а. Мы очень переживали. Марик, детка, твоя тетя Паша тебе тортик передала. (Дает тортик Марику.)
О т е ц. Лика, я в письмах категорически просил установить с тобой нормальные родственные отношения! (Мама демонстративно выбрасывает тортик в мусорное ведро.)
Я. Правильно Чехов сказал, что мир гибнет не от разбойников, не от пожаров, а от ненависти, вражды, от всех этих мелких дрязг!
Д я д я Л е в а. Чехов… да. А Ильич любил Горького. (Уходит.)
Я. Мама, ты сделала то, что папа просил?
Молчание.
Я. Ты поехала к ним?.. Нет, ты не вняла его просьбе, не поехала. Почему?.. Объясни, наконец, почему, мама? Не понимаю. Твой муж отматывает срок в зоне, а ты…
Ты тоже ревнуешь… но – зря!.. Зря!
М а м а. Ничего не зря. Я сходила с ума от разрыва с ним, а он мне не верил, и это меня обижало, даже оскорбляло.
Я. Он имел право ревновать.
М а м а. Ему ревновать было не к кому.
Я. Мама, он мог к столбу ревновать… Вы были в неравном положении, ты могла попытаться его понять, как ему там одиноко…
М а м а. А мне здесь было как?.. Не одиноко?
Я. Но тебя не стригли наголо, чтобы не завелись вши!.. тебя не охраняли с вышки, ты не жрала баланду, и тебя не гнали этапом по Сибири!
М а м а. Мне было гораздо хуже. Потому что я женщина, я вынуждена была содержать троих: тебя, твою бабушку и себя.
Я. Ты всегда чувствуешь свою правоту?
М а м а. Абсолютно.
Перемена света. Три следователя и отец.
Д у б о л а з о в. Изобличается… по статьям 58-7 и 58-11…
В т о р о й с л е д о в а т е л ь. Не признал.
Т р е т и й с л е д о в а т е л ь. С высылкой на поселение – город Абан Красноярский край. Распишись.
Д у б о л а з о в. Распишись!
В т о р о й с л е д о в а т е л ь. Распишись!
О т е ц. Расписался! Не будет мне уже другой жизни. Все! Век свободы не видать… История загребла меня своим паршивым веником и кинула на помойку. Какая же ты падла, история! И какой же я дурак, что тебе верил.
М а м а. Марик большой. Мы бросили Гнесинку.
Я (напевает).
Артиллеристы, Сталин дал приказ:
Поймать училку, выбить левый глаз…
М а м а. Замолчи. Что ты поешь?
Я. У нас весь класс поет. Школьный фольклор. И еще:
Американцы, Сталин дал приказ,
Чтоб всю тушенку вы везли для нас,
Чтоб сотни тысяч матерей
Стояли в очередь за ней.
Чтоб колбасы у нас – вагон! Вагон!
М а м а. Это кто сочинил?
Я. Это я. Добавка к фольклору.
М а м а. Тебя исключат. Перестань петь.
Я. Все поют, и я пою.
М а м а. Всех исключат! И тебя в первую очередь!
Я. Всех не могут исключить!
М а м а. Могут! Я лучше знаю!
Я. Все равно… Буду петь! Буду петь!
М а м а. Пой! Но хотя бы не сочиняй, умоляю тебя! Чай будешь пить, хулиган?
Я. С чем? С сахаром?
М а м а. Сахара нет. Будем пить чай… со страхом! Марик любит читать газеты.
О т е ц. Лучше бы книги читал.
Я. Я и книги читаю.
О т е ц. Что там в ваших газетах пишут?
Я. Черчилль и Трумэн развязали холодную войну.
О т е ц. А у меня своя холодная война. В Управление МВД по Красноярскому краю. Прошу вернуть мне незаконно изъятые при обыске и аресте в Туле вещи: скатерть настольная…
Д у б о л а з о в. 1 шт. старая.
О т е ц. Подушка.
В т о р о й с л е д о в а т е л ь. Пуховая.
О т е ц. Одеяло шерстяное.
Т р е т и й с л е д о в а т е л ь. Новое.
О т е ц. Гимнастерка.
Д у б о л а з о в. Поношенная.
О т е ц. Сапоги резиновые.
В т о р о й с л е д о в а т е л ь. Дырявые.
О т е ц. Сахар.
Д у б о л а з о в. 2 кг.
О т е ц. Крупа манная.
В т о р о й с л е д о в а т е л ь. 2 кг.
О т е ц. Носки, подворотнички, платки носовые.
Д у б о л а з о в. 6 шт.
О т е ц . Полотенца.
Т р е т и й с л е д о в а т е л ь. 2 шт.
О т е ц. Галстук.
В т о р о й с л е д о в а т е л ь. Синий, 1 шт.
Я. Папа, зачем ты затеял эту переписку?
О т е ц. Ничего не хотел им дарить. Ссыльному полагалось по закону, слышите, по закону вернуть все изъятые при аресте вещи!
Я. Вернули?
О т е ц. Конечно, нет. Но нервы я им попортил.
С л е д о в а т е л и. Никогда, сука, ты не выйдешь на свободу!
Я. Удовлетворен?
О т е ц. Глупости все!.. Просто я понял, что жизнь потеряна и уже НИКОГДА, понимаешь ли ты это слово – никогда! – не буду на свободе. Никогда не увижу жену любимую, тебя не увижу. Никогда вот тебя… понимаешь?.. не увижу тебя никогда! Ты должен знать, там, в ссылке, я сошелся, да нет, женился… Чудесная женщина, тоже ссыльная. Между прочим, полька. Ее интернировали в конце войны за сотрудничество с немцами. А какое сотрудничество? Просто в ее доме под Варшавой немцы устроили штаб. Наши пришли… и ее сразу в Сибирь.
Я. Ты маму предал!
О т е ц. Я женился на корове.
Я. На ком?
О т е ц. На корове. У польки были дом и корова. Полька была прекрасной швеей, обшивала начальников и их жен, ей платили, в ссылке она жила хорошо. Дом, корова.
Я. И что?
О т е ц. Дурак. Корова – это масло, это жиры! А полька приютила меня, спасла… (Опыт.) А-аа-ааа!
Я. Ужасно. Такое впечатление, что отец уже не боец. Надлом личности очевиден. Это уже совсем другой человек – по-другому живущий, по-другому, я бы сказал, поющий песенку своей жизни. Нет, он не развалился до конца, но как-то, видимо, сузился, скукожился, заперся в своих проявлениях.
О т е ц. Как сказал твой любимый Достоевский?…
Я. «Ко всему-то человек привыкает!».
О т е ц. Вот.
Я. И к застенку?
О т е ц. И к застенку. (В музыке – «Я кукарача! Я куккараччча!»)
Я. Выходит, ты привык к своей несвободе и приспособился к ней?.. И это ты, который выдержал все допросы и пытки, все этапы и унижения?.. Ты, герой!.. Какой же ты герой?!. Я о тебе лучше думал. Думал, ты боец.
О т е ц. Чтоб выжить, надо было перестать быть бойцом, надо было заховаться в берлогу, исчезнуть с вида, зарыться. В микроба надо было превратиться. В последнюю вошь… И прогнать от себя подальше и разум, и чувства… главное, разум!.. Потому что он мешает, он спрашивает: «Почему, почему, за что?» А уже спрашивать не надо, ты насекомое, не человек, а насекомое ни о чем не спрашивает… Ты уже не человек. И правда, в зеркале на тебя смотрит какой-то чужой. Обросший, окаянный… (Закрывает лицо руками.) И если б я не стал насекомым, мы бы сейчас с тобой не разговаривали. Вот ты читаешь газеты. Что там пишут в ваших газетах?
Я. Пишут про дядю Леву.
Появляется дядя Лева.
Д я д я Л е в а. Меня сняли с работы. Жду ареста. Пашу, Розу и Сашу уволили. Я агент «Джойнта». С минуты на минуту ко мне постучат.
Я. Дело врачей. Заголовок: «Убийцы в белых халатах».
Д я д я Л е в а. Прекратите. Прекратите! Прекратите! (Уходит.)
М а м а (входит). Сдох!
Музыка.
Я.
Раз на остановке
Трамвай я поджидал,
Трамвай казался раем,
Но в рай я не попал.
И лишь кусок подножки
Я взял на абордаж.
На чьей-то дамской ножке
Я поместил багаж.
О т е ц. Дорогой Марик!..
Я. Мы летим, ковыляя во мгле.
О т е ц. Сообщаю тебе радостную весть.
Я. Две старушки повисли на мне.
О т е ц. Определением Военной Коллегии Верхсуда СССР…
Я.
А пока я летел,
Мой карман опустел.
О т е ц. От 26 мая 1954 года…
Я. Очищен чьей-то заботливой рукой.
О т е ц. Я полностью реабилитирован во всех предъявленных мне обвинениях.
Я.
Слышно «ай!», слышно «ой!»,
Кто-то носом тормозит по мостовой…
<< Назад - Далее >>
Вернуться к Выпуску "ДИАЛОГ-ИЗБРАННОЕ" >>