ГЛАВНАЯ > ДИАЛОГ-ИЗБРАННОЕ > ОЧЕРКИ, ЭССЕ, ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАРИСОВКИ
Иосиф УТКИН (Россия)
О ГОРЬКОМ
(Окончание)
Примечания
Имя талантливого советского поэта Иосифа Павловича Уткина (1903-1944) было широко известно уже в середине двадцатых годов.
Он сразу же привлек к себе внимание и писателей, и критиков, и читателей поэмой «Повесть о рыжем Мотэле». В.В.Маяковский называл ее «хорошей вещью» и заявлял: «...первый человек, купивший книжку Уткина о Мотэле, - я»[1].
Еще в 1925 г. А.В.Луначарский писал: «Революцию Уткин не просто знает, не просто пережил, а она стала именно такой идейно-эмоциональной средой, в которой принимают другую форму, облагораживаются, ставятся на свое место, получают огромную дозу нового освещения любые темы, в ней нарождающиеся»[2].
Не прошел мимо поэзии Иосифа Уткина и великий собиратель талантов - Горький. 23 мая 1926 г. он писал А.Н.Фурмановой, переживавшей горе утраты мужа - замечательного советского писателя: «...мир становится лучше. Вот - в нем все больше рождается таких орлят, как Ваш муж и десятки подобных ему, как Жаров, Александровский, Уткин и другие» (29, 467). Почти к тому же времени относится письмо Алексея Максимовича к Иосифу Уткину, которое, к сожалению, не сохранилось, погибнув с частью архива поэта во время Великой Отечественной войны.
Очевидно в этом письме Алексей Максимович дружески корил Иосифа Уткина за то, что он не прислал ему, Горькому, своей первой книжки. Об этом можно судить по тому, что в своем ответе, написанном 13 августа 1926 г. на редакционном бланке «Комсомольской правды», Уткин сообщал, что давно, конечно, послал бы эту первую книжку, если бы не присущая его литературному возрасту робость и не боязнь, что Горького и так заваливают книгами. Вместе с письмом Уткин послал Горькому вышедшую отдельным изданием поэму «Повесть о рыжем Мотэле». В этом же письме он обещал прислать свой сборник «Первая книга стихов», который должен осенью выйти из печати. Свое слово поэт сдержал - в библиотеке А.М.Горького вместе с поэмой «Повесть о рыжем Мотэле» хранится и «Первая книга стихов».
В этом же письме Иосиф Уткин сообщал, что заведует литературным отделом «Комсомольской правды», и просил прислать что-нибудь для «литературной странички» газеты[3].
Так началось знакомство Уткина с Алексеем Максимовичем Горьким.
В своем первом письме к молодому поэту Горький пригласил его к себе в гости, в Сорренто. Такая возможность скоро представилась. В 1927 г. Иосиф Уткин окончил Государственный институт журналистики, где он учился, и вместе с двумя другими поэтами - Александром Жаровым и Александром Безыменским - был направлен Наркомпросом на несколько месяцев в заграничную командировку. Они побывали во многих европейских странах и в начале февраля 1928 г. оказались в Риме, в Италии. Здесь они узнали, что Алексей Максимович несколько нездоров и что с визитом лучше повременить. Но соблазн был велик: оказаться в Италии, в двух шагах от Горького, и не повидать его?! Трое молодых поэтов посылают Горькому приветственную телеграмму. На следующее утро получают ответ: «Дорогие ребятки, приезжайте ко мне без промедления. Горький»[4]. Через Неаполь они выехали в Сорренто и 4 февраля были уже на месте.
В гостях у Горького трое молодых поэтов пробыли около двух недель. Встречались почти ежедневно, гуляли по берегу Неаполитанского залива, беседовали за обедом, в кабинете Горького, в его «красном уголке» - небольшой комнатке первого этажа, в которой стоял рояль и были другие музыкальные инструменты, преимущественно струнные. Здесь пели русские песни, которые Алексей Максимович очень любил. Иосиф Уткин организовал самодеятельный оркестр, в котором Безыменский играл на гитаре, Жаров - на балалайке, а сам Уткин - на мандолине. И, конечно, - читали стихи.
Стихи молодых комсомольских поэтов очень понравились Горькому, Уже на следующий день, 5 февраля, он писал М.М.Пришвину: «Живут здесь - вчера приехали - три поэта: Уткин, Безыменский, Жаров - интересные! Чудесно играют на банджо и гитаре... Как хорошо талантлив наш народ, М.М. ...»[5]. С.Н.Сергееву-Ценскому он сообщал: «Сейчас у меня живут три поэта: Уткин, Жаров, Безыменскнй. Талантливы. Особенно - первый. Этот - далеко пойдет. Жаров - тоже. Интересно с ними» (30, 72). А О.Д.Форш, уже после отъезда поэтов, писал шутливо: «А вот у меня в гостях были три поэта, и я Вам о них ничего не скажу, даже имен не назову...»[6].
О том, какой глубокий след в душе Иосифа Уткина оставило пребывание в Сорренто - свидетельствуют слова из его письма, посланного 19 февраля Горькому из Милана: «лучшие дни моего европейского бытия - десять дней в Сорренто». Письмо это имело окончание, которое требует особого пояснения: «С мелкобуржуазным при[ветом] Иосиф Уткин»[7].
Дело в том, что в журнале «На литературном посту» (1928, № 1) появилась статья Д.Ханина «Творчество Иосифа Уткина». В этой статье, оценивавшей, со свойственным рапповской критике вульгарно-социологическим подходом, поэзию Иосифа Уткина, концовка поэмы «Повесть о рыжем Мотэле», а также стихотворения «Сергею Есенину» и «Песнь о матери» назывались «упадочническими», а поэт обвинялся в «сползании с классовых позиций на общечеловеческие». В итоге делался вывод о мелкобуржуазности творчества Иосифа Уткина[8].
Статья Д.Ханина вызвала протест со стороны Горького. 15 февраля 1928 г. он писал 3.П.Полонскому: «В последнем номере «На литературном посту» прочитал удивительно детскую статейку о стихах Уткина, талантливейшего поэта, к которому следовало бы относиться очень бережно и заботливо»[9]. В письме я другому адресату, возражая на данную им оценку Уткина, Горький писал «Уткин не самоуверен, а задорен, это у него от «самозащиты»... и подчеркивал еще раз: «Он очень талантлив»[10].
Свое несогласие со статьей рапповского критика Горький выразил и в печати. В своей статье «О пользе грамотности» Горький писал о Д.Ханине: «Обвиняя Уткина в «мелкобуржуазном уклоне», он говорит: «Нет человека вообще, а есть человек, принадлежащий к тому или иному классу». Открытие не очень новое. Но я разрешу себе сделать к нему некоторую еретическую «поправку». В коммунистической партии есть немало пришельцев из других классов, это Ханину, наверное, известно. Основоположник и гений партии - не рабочий. Кроме «классового сознания» есть еще сознание истинности и творческой силы классового сознания, сознания его исторической необходимости быть творцом нового государства, новой культуры. Именно это сознание вовлекло в жизнь рабочих - людей иных классов и дало им силы организовать партию. Коммунизм именно поэтому действительно, единственно и насквозь революционен, что ставит целью своей уничтожение классового общества, классового человека» (24, 324).
Алексея Максимовича Горького можно считать «крестным отцом» поэмы Иосифа Уткина «Милое детство».
Мы часто говорим, что книги, как люди, имеют свою судьбу. Тяжело сложилась судьба поэмы Уткина «Милое детство», ставшей известной широкому читателю впервые только по сборнику стихов и поэм Иосифа Уткина изданному в 1961 г.
В 1926 г., в интервью журналу «На литературном посту», Иосиф Уткин сообщал, что им «задумана лирико-философская поэма. Основная тема ее - маленькие люди в революции. Хочу показать людей, которые часто не могли подойти к революции просто физически: таков, например, слепой певец. Он поет с восторгом о революции, но ведь самой революции не видит»[11].
«Милое детство» и явилось первой частью широко задуманной поэтической трилогии. Героем поэмы Иосиф Уткин взял бродягу, который, преодолевая встающие на его пути препятствия, приходит в революцию. Вторая часть поэмы должна была рассказать об участии героя в гражданской войне. третья - об участии героя в восстановлении народного хозяйства.
Автор предполагал закончить всю трилогию к 1930 г. Но его планам не суждено было осуществиться.
Поэма «Милое детство» была закончена к началу 1928 г.: в Сорренто Иосиф Уткин дал Горькому свой блокнот с начисто переписанной поэмой. Алексей Максимович прочел поэму и сделал критические замечания, учтенные поэтом. В газете «Бакинский рабочий» 7 июня 1928 г. (Иосиф Уткин приехал в Баку вместе с поэтом Александром Жаровым почти сразу же после возвращения из заграничной командировки) поэма была напечатана с исправлениями, сделанными по советам Горького, В частности, он снял маленькое, в две строфы, вступление к поэме:
Стоит лирически -
Только вздохнуть,
Стоит в раздумье оглядеться -
Дверь -
на распашку
И кошкой -
На грудь
Это вот самое:
Милое детство.
Критик - с подходом
Скажет опять - «И-де-о-ло-ги-я,
жили получше...»
Ой, не хотел бы я
Вам пожелать
Такое благополучье!..
В блокноте Иосифа Уткина рядом с этими строфами Горький написал красным карандашом: «Очень Маяковским пахнет»[12].
«Милое детство», должно быть, очень понравилось Горькому. В письме К нему 3 октября 1928 г. Иосиф Уткин писал: «В Сорренто, по совести говоря, Вы меня очень подогрели на продолжение этой работы. Подогрели Вашим одобрением...»[13].
Рапповская критика встретила «Милое детство» в штыки, увидев в поэме лишнее доказательство «мелкобуржуазности» поэта. Уже отпечатанная в издательстве «Молодая гвардия» тиражом в 15000 экземпляров, поэма была задержана на складе и не выпускалась в продажу. Прошло немало лет, прежде чем она увидела свет в отдельном издании.
Но, так или иначе, а у «колыбели» поэмы «Милое детство» стоял Горький, и Уткин никогда не забывал об этом.
Обычно литературные вечера поэта складывались из двух отделений: в первом Иосиф Уткин делился своими воспоминаниями о Горьком, Маяковском, Есенине и читал стихи, связанные с ними, а во втором - читал остальные стихи, В его архиве сохранился набросок одной афиши (сами афиши тоже сохранились). Первое отделение называлось - «Живые встречи»:
1. Максим Горький -
«Милое детство»
2. Сергей Есенин -
«Слово Есенину»
3. Владимир Маяковский -
глава из «Мотэле»[14].
Максим Горький вызывал восхищение Иосифа Уткина не только как писатель, но и как человек. Именно это чувство продиктовало поэту замысел написать воспоминания о Горьком[15], впервые публикуемые в настоящем томе «Горьковских чтений».
Сам Уткин так объяснил в одной из своих записей желание написать о Горьком: «Почему решил говорить о великих? Спрашивают. Пишут о произведениях, не о людях. Тираж устной книги велик. Чувство признательности к людям, учившим нас, поэтов»[16].
Воспоминания «О Горьком» были написаны в 1940 г. Это устанавливается по упоминанию о «покойном Щукине», народном артисте СССР, умершем в 1939 г., и по черновым наброскам воспоминаний, вернее - по их планам, записанным в блокноте среди стихотворений, относящихся к 1940 г. Эта дата объясняет, почему Иосиф Уткин не успел сам опубликовать свои воспоминания: вскоре началась Великая Отечественная война и поэт ушел на фронт, где и оборвалась его жизнь.
Первоначальные планы воспоминаний «О Горьком» представляют сами по себе большой интерес. Вот первый план-набросок:
«Внешность Горького. Горький - собиратель и демонстратор чудаков. Чудаки - потому, что легче заинтересовать. Чудаки - замечательные люди. Горький коллекционирует и нас. История с нижегородским священником. В Сорренто Горький живет Россией. Прогулки в саду - апельсины (лимоны). Макc. - Машина. - Крымские татары. Неаполь - музей рыб». На том же листке, но несколько ниже: «Горький любит стихи. Горький просит спеть русские песни. Плачет... Рассказ о Ленине и итальянском вине»[17].
Не все пункты этого плана были реализованы в тексте воспоминаний. Зато возникли новые, намеченные в другом плане-наброске: «Слава Горького народно-героична. В судьбе Горького надежда обездоленных. Торжество униженных и дружба с писателями-символистами. Письмо Горького, Горький демократ»[18].
В конце концов поэт выработал следующий план воспоминаний о Горьком.
«1. Имя Горького пришло не через школу, а через народную молву.
2. Для того чтобы стать народной легендой, надо быть не только талантом, но и народным героем. Сама судьба Горького - есть надежда трудового народа.
3. Горький уверовал в себя - уверовал в народ. Свою веру он иллюстрировал литературными персонажами. Даже в устных рассказах Горького создана галерея обаятельных чудаков.
4. Собирателем был Горький и в искусстве. Он верил, что с новым человеком придут новые художники, и Горький их караулил.
5. В жизни и творчестве Горький требует честности, серьезности интереса к народной жизни и знание ее.
6. Но Горький не был схематик. Он смел и честен, не делит мир только на классы, на черное и белое - хорошее он не боится найти в среде купеческой и духовной. Рассказ Щукина».
Этот план в автографах Иосифа Уткина и предваряет текст воспоминаний поэта «О Горьком».
В заключение стоит отметить, что Иосиф Уткин в своих воспоминаниях «О Горьком» из скромности ни словом не обмолвился о той оценке, которую дал его поэзии Горький в Сорренто. В письме к своему другу поэту Джеку Алтаузену Уткин вскоре после отъезда из Сорренто писал: «Могу коротенько рассказать об одном замечательном вечере, проведенном с ним один на один... Я говорю Алексею Максимовичу, что написал новый кусок «Детства». «Сейчас же читайте». Стихи он слушает так, как может только слушать влюбленная женщина. Прочел... «Читайте снова». Прочел. Тогда принесли мою книгу, и я читал часа два...» В тот вечер Горький сказал Иосифу Уткину: «Когда я прочел «Мотэле», я подумал:-ну, человек так начавший или сделает очень много или ничего. Теперь я вижу, что это настоящее и надолго...»[19].
__________________________________
[1] Владимир Маяковский. Выступление на диспуте «ЛЕФ или блеф?». Полное собр. соч., т.12. М., 1959, с.338.
[2] «Прожектор», 1925, № 22, с.14.
[3] Архив А.М.Горького.
[4] А.Жаров. Горький. - «Полярная правда» (Мурманск), 19 июля 1946.
[5] Архив А.М.Горького.
[6] Там же.
[7] Там же.
[8] Заданный рапповской критикой тон был поддержан в журнале «Молодая гвардия», поместившем статью «Иосиф Уткин - поэт мелкой буржуазии». Затем был проведен диспут: «Мелкобуржуазно ли творчество Иосифа Уткина?» Хотя большинство высказало мнение, что поэзия Иосифа Уткина далеко не мелкобуржуазна, несмотря на отдельные неудачи и срывы, и что нельзя хоронить молодого поэта, - вульгарно-социологические ярлыки еще долгие годы навешивались на И.Уткина.
[9] «Летопись жизни и творчества А.М.Горького», т.3, с.576.
[10] Там же, с.581.
[11] «На литературном посту», 1926, № 4.
[12] ЦГАЛИ, ф.1717, оп.1, ед. хр.28/
[13] Архив А.М.Горького.
[14] ЦГАЛИ, ф.1717, оп.1, ед. хр.43, л.42.
[15] Там же, ед. хр.66.
[16] Там же, ед. хр.43, л.43 об.
[17] Там же, ед. хр.43, л.25 об.
[18] ЦГАЛИ, ф.1717, оп.1, ед. хр.43, л.34 об.
[19] ЦГАЛИ, ф.1203, оп.1, ед. хр.52, л.9-10.
Давид ФИКС (Россия)
<< Назад - Далее >>
Вернуться к Выпуску "ДИАЛОГ-ИЗБРАННОЕ" >>