ГЛАВНАЯ > ДИАЛОГ-ИЗБРАННОЕ > ОЧЕРКИ, ЭССЕ, ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАРИСОВКИ
Александр ВОРОНЕЛЬ (Израиль)
НОВЫЙ ДУАЛИЗМ КАК АЛЬТЕРНАТИВА БИБЛЕЙСКОЙ ИДЕЕ
(Окончание)
«ЛЮБОВЬ МОЖЕТ И НЕ ВЗЯТЬ ВЕРХ»
Хотя вопрос о добре и зле ненов и обсуждается столько лет, сколько существует человечество, в периоды кризисов и катастроф зло слишком зримо обнаруживает признаки реального существования. В такие периоды монистическое добротолюбие стоит перед опасностью обратиться в либеральную слепоту.
В годы массового террора многие люди в СССР, не говоря уж о западных гуманистах, выражая свое естественное неверие в организованное зло, ссылались на судебные ошибки и недоразумения: лес рубят - щепки летят. Именно этого проницательные советские власти от них и добивались - непризнания их систематического, массового, безразборного террора сознательным политическим преступлением. Это естественно парализовало саму мысль о возможности явления.
Процветание и либерализм западных стран также накапливают солидный потенциал зла (в частности, в виде зависти), как внутри, так и вне их самих, и не могут служить реальным свидетельством «правильности» пророческих откровений и надежности следования по этому пути. Риск для нашей жизни и благополучия на свободе возрастает, «любовь может и не взять верха». Змея может и укусить, - возможно, по ее темноте, мы недостаточно праведны.
Зато отпадает риск идеологический, что наша праведность есть лишь иллюзия, а наше добро невзначай обратится во зло. Таков наш выбор. Либо стремиться к высшему, рискуя всем. Как поступил праведник со змеей. Либо не рисковать ничем и ни к чему не стремиться.
Выбор в этом вопросе не связан с опытным знанием, а определяется «общественным ветром» и индивидуальной волей. Общественная доминанта в России в начале века была скорее в пользу Толстого. А сейчас?
Писатель лишь в небольшой степени способен направлять внимание и понимание своего читателя. Там, где Солженицын прямо формулирует свои христианские убеждения, он остается вполне ортодоксален. Однако в атмосфере реформации, в неразберихе ересей нюансы взглядов влияют на людей сильнее сбалансированных формул. Гностический акцент Солженицына, отличающий его от Л. Толстого и приближающий к народной массе, отталкивает его в сторону дуализма гораздо дальше от середины, чем классическая русская литература могла бы себе позволить.
Философский монизм ничуть не более оправдан нашей жизненной практикой, чем обоснованное сомнение. Однако, в отличие от сомнения, он конструктивен. Вера в добро толкает людей на риск и склоняет к совместным действиям. Либерализм позволяет дискуссию, благодаря которой при нем не исключена и противоположная точка зрения.
Доверие к природе и людям порождает развитие науки и техники, отказ от засекречивания знаний, распространение образования, склонность к путешествиям, культурный обмен.
Сомнение ведет только к ограничениям этих тенденций. Полностью дуалистический взгляд просто полностью бы их уничтожил.
В «Архипелаге ГУЛАГ» есть эпизод, связанный с исповедью и последующим ночным убийством молодого врача, охваченного безысходным отчаянием по поводу своей вины за неизвестное автору страшное преступление. Описывая это таинственное убийство, Солженицын делает поразительнее предположение, что Бог в этом мире наказывает только тех, кто способен и расположен это понять. Тех, кто еще небезнадежен, кому еще внятно различие добра и зла, то есть возлюбленных своих.
Значит, утверждение Библии, что «убьет грешника зло», может быть, относится только к совестливому грешнику? Лишь хорошему человеку открыта возможность совершенствования, предполагающая применимость наказаний. Сочувственно-требовательное внимание свыше.
Грешник, перешедший черту, поступает в ведение Дьявола, становится сыном Тьмы и, возможно, в этой жизни уже ненаказуем.
Или, вступая в подданство Тьмы, он отныне будет защищен уже и до самого Страшного суда?
Поражает симметрический антипараллелизм этого эпизода талмудической притчи о ядовитой змее, пересказанной в начале этой статьи.
Праведник неуязвим для поползновений зла вследствие своей цельно-добротной природы, не оставляющей злу никакой лазейки для проникновения. Закоренелый грешник, покрытый коростой своих грехов, очевидно, напротив, оказывается в конце концов совершенно недоступен для доброго побуждения, через которое Бог, хотя бы и с помощью страшного наказания, быть может, еще мог протянуть ему паутинку спасения: «До скончания веков уделом лживых будет наихудшее. А правых - наилучшее».
Толстой, конечно, ересиарх, вульгаризатор христианства, пытавшийся преодолеть его парадоксальность, разрушая выработанные веками культуры защитные механизмы и институции, основанные на представлении о грешной, злой природе человека. Его цельное монистическое мировоззрение, не признающее реального существования зла (он искренне верит, что змея не укусит праведного), возвращает сознание его последователей к первым векам новой эры, хотя уже и без тогдашних чудес. Он закономерно рассматривается как один из идеологов, вдохновлявших пионеров светского сионизма в период зарождения Израиля.
Солженицын (знающий змеиный нрав не понаслышке) верит только в добролюбивый кулак, облаченный в бронированную перчатку, который схватит и задушит змею. Такая более реалистическая точка зрения укоренена скорее в европейском Средневековье, предшествовавшем Реформации. Под знаменем защиты добра крестоносные рыцари могучим кулаком действительно распространили католичество на Испанию, Южную Францию и Восточную Европу. Было ли это победой добра - остается и сейчас сомнительным для историков, но несомненно, что судьбы этих стран в результате оказались навеки связаны с Европой. У нас в Израиле тоже есть место для такой идеологии. Вряд ли многие у нас читали Солженицына, но его чересчур трезвый силовой подход имеет теперь больше шансов собрать сторонников, чем все оттенки толстовства.
Я хочу сказать, что добро не нуждается в нашей защите. В защите нуждаемся мы сами и то, что мы любим. Иногда этого вполне достаточно для» действия кулаком. Но совершенно недостаточно, чтобы считать себя праведниками, сынами Света. В нас есть и добро, и зло. И потому такая защита часто бывает успешна. Навряд ли это бывает благодаря нашему добру. Скорее благодаря тому, что в нас достаточно зла. Такова полнота жизни.
Совершенно незачем приписывать себе исключительные добродетели, чтобы оправдать свое существование. Право на жизнь предшествует всем остальным правам в этом мире. И право вступить в борьбу за свою жизнь 1 также непреложно.
Но, вступая в борьбу, мы по собственной воле выбираем стратегию и способ этой борьбы. Чем меньше мы отклоняемся при этом от пути чистой I добродетели, тем больше риска мы навлекаем на себя и своих близких.
Мы не обязаны подвергать себя риску. И тогда мы пропорционально теряем в доброте. Если мы хотим оставаться целиком в пределах чистого добра, мы должны полностью вручить себя Божьей воле и милосердию противника. Для этого мы недостаточно религиозны. Если бы праведник, увидев змею, надел защитную перчатку, он не был бы праведником, а только ловцом змей. Но если ловец змей снимет перчатку, он увеличит свой (и наш) риск, нисколько не продвинувшись в праведности.
Господствующий с XIX века в России фундаментальный разброд в мыслях (постоянно провоцирующий интеллигента «поговорить о Боге») означает религиозную, идеологическую революцию, Реформацию, которую переживает и сейчас русский народ и результаты которой остаются непредсказуемы. Одно из практических последствий этой революции свелось к заселению Израиля: и в XIX, и в нашем веке. Строго монистическое мировоззрение (в христианском, еврейском или атеистическом варианте) благодаря демократизации мысли размывается повсюду, и опыт русских ересей многозначителен для всего мира. Наблюдая новые вариации постановки вечных вопросов, старые народы, уже пережившие свои смутные времена и взрывы идеологической одержимости, могут найти для себя новые пути социальных компромиссов. Собственное падение тиранической власти в России уже выпустило воздух из мыльных пузырей «коммунистических» движений, но «борьба за мир» и «против неоколониализма» еще процветает повсюду.
Опыт новых творческих сочетаний особенно актуален для новых государственных образований, у которых еще есть шанс сложиться нетривиальным образом. Мы живем в стране, где еще нет установившегося отношения к свободе, религии, соотношению между централизованной властью и местной инициативой. Наше настоящее определяется тем отрадным фактом, что у нас все еще нет конституции. При такой народной анархии все наше будущее также определится народным настроением. Дуализм имеет богатую почву в Израиле, даже если забыть, что значительная доля израильтян - выходцы из России.
Несерьезно, однако, примешивать к этой конфронтации вопрос об истине: кто из них прав, в самом деле? Действительно ли добро побеждает со временем с неизбежностью Божественного закона или победа добра лишь открывает для зла новые возможности, неведомые прежде?
Духовный облик, психология народа, конечно, зависят от того, кто побеждает в этой борьбе. Будущее страны зависит от того, какая ориентация торжествует. Благополучие или трагедия людей будут поставлены на карту. Нескончаемая серия социальных и военных конфликтов еще предстоит, «если любовь не возьмет верха».
Но истина по-прежнему останется в стороне, как и в других человеческих спорах, ибо фундаментальные, религиозные вопросы не решаются экспериментом и земная победа не всегда дается правому. Еще надолго сохранится у «русских мальчиков» в России и в Израиле возможность и вкус спорить об истине, так как не скоро еще они научатся ценить жизнь как таковую, со всей несправедливостью, которая неизбежно ей присуща, и грязью, которая, в сущности, является ее проявлением.
Семидесятилетнее безумие советской власти - только начальный эпизод этой длинной, протянутой в будущее истории.
<< Назад - Далее >>
Вернуться к Выпуску "ДИАЛОГ-ИЗБРАННОЕ" >>