ГЛАВНАЯ > ДИАЛОГ-ИЗБРАННОЕ > ОЧЕРКИ, ЭССЕ, ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЗАРИСОВКИ
Елена ТВЕРДИСЛОВА (Россия)
ВСТРЕЧА КАК ДИАЛОГ
ЛЕВИНАС и ТИШНЕР: что такое эпифания лица?
(Окончание)
Это, однако, не лишает Бесконечное многозначности понятия. Чтобы прояснить эту проблему, Левинас сопоставляет свою концепцию с концепцией Гегеля и Канта: «Кантовское понятие бесконечности полагается как идеал разума, как проекция его требований в потустороннее, как идеальное завершение того, что предстает в качестве незавершенном, притом, что незавершенное не вступает в противоречие с особым опытом бесконечности и не выводит из этого противоречия границы собственной конечности <...>. Кантовское конечное позитивно описывается в чувственном, как хайдеггеровское конечное - в бытии-к-смерти»(12). Кантовская бесконечность, к которой устремляется постепенно все объемлющий разум, - разум отождествляемый. Его идеал - отождествление всего со всем, в итоге - это разум тоталитаризируемый. Тогда как для Левинаса идея Бесконечного означает как раз обратное: невозможность тоталитаризма.
«Гегель, - пишет в этой связи Левинас, - обращается к Декарту, поддерживая позитивность бесконечного, однако он отвергает какую бы то ни было множественность, полагая бесконечное как исключающее любое «иное», которое могло бы поддерживать отношение с бесконечным и тем самым ограничить его. Бесконечное может только объять все отношения. Оно, как бог Аристотеля, соотносится только с самим собой, пусть даже в конце истории. Отношение особенного с бесконечным было бы равноценно проникновению этого особенного в суверенность Государства. Оно становится бесконечным, отрицая собственную конечность. Но такое завершение не способно заглушить свидетельство частного индивида, апологию отделившегося бытия, - даже если счесть ее эмпирической, животной, - индивида, воспринимающего как тиранию Государство, которого требует его разум, но в чьих безличностных судьбах он больше не узнает свой разум» (13).
В отличие от Канта и Гегеля идея Левинаса - это идея желания, а не разума. Разум (чистый разум Канта и спекулятивный Гегеля) не только может обойтись без идеи бесконечного в свете концепции Левинаса, но и в самом деле без нее обходится. У Левинаса Бесконечное задается сначала желанию, а потом - мышлению. Мыслить о Бесконечности - значит постоянно ощущать ее за собой как объект. Желать Бесконечное - вот суть проблемы.
Понимаемое так Бесконечное может быть только Бесконечным Благом. Левинас говорит: развивая метафизику блага, мы выходим за пределы сферы бытия, сущего и всех выводящихся отсюда категорий. Как следует понимать благо? «Благо, - утверждает Левинас, - не может ни давать о себе представление, ни заключать в себе представление» (14). Говоря образно, на сцене жизни Авраама возник Бог. Кем Он был? Был Тем, Кто пробудил желание. Не больше и не меньше. Непостигаемый, но уже не как пустыня, по которой движется (кантовская бесконечность?), и не как небо, которое все объемлет (Гегель и его абсолют?).
Своим появлением среди людей Бесконечное Благо устанавливает то, чего до этого не было, - новую межчеловеческую связь. Бог не берет Авраама в рабство. Но можно ли сказать, что он предоставляет ему свободу? Как можно предоставить кому-то то, чего у него никогда не было? Беспокоящийся о своих стадах Авраам не был свободным. Он получил свободу лишь в момент призыва. Что значит - получил? Разве свобода является чем-то, что можно получить? Левинас говорит: racheter - выкупить. Будто Авраам сначала продал свою свободу, а потом благодаря искуплению обрел ее. Выкупить (искупить) означает, вне всякого сомнения, признать, что нечто является ценностью. Авраам получает именно то, что у него есть, и вместе с тем то, что он неосторожно утратил. Он не раб. Но свободным сделал его Бог, Который выкупил для него свободу.
Образ Авраама знаменует собой начало религии. Сутью этой религии оказывается выбор: выбранный выбирает Того, Кто выбрал его. Отсюда проистекает верность. Она означает, что выбор был длительным. Религия Авраама не была бы ею, не установи она еще одной верности - всему народу. Ключом такой верности является опытное испытание лица. Ибо, в сущности, желание пробуждается в человеке только тогда, когда на пути ему встречается нужда. И эта нужда призывает: «Не убий!» Призыв этот не находит себе никакой поддержки в онтологической основе мира. Оно заключает в себе нечто абсолютное, что не допускает оговорок. Что такое лицо иного? Это след, оставленный нам посредством Бога, а значит, знак нашего избрания. Это след, бросить который нельзя, чтоб бежать дальше. Это след следа. Надо держаться человека, которого коснулась нужда, ибо лишь он находится на следах, какими в мире ходит Бог.
«Пик позиции в отношении другого - позиция за другого, в страдании его страдания, в ослеплении (быть может, безо всякой меры, но совершенно не так, как ослепляет себя Фортуна), в том негативном ослеплении, которое закрывает глаза для того лишь, чтоб довольствоваться своим. Мы приблизимся к сути, если скажем: доброта - нечто иное, нежели бытие, она не выставляет счетов. Непохожа она и на ту негативность, которая прячет в своей истории то, что упраздняет, уничтожает, не оставив воспоминаний, не создавая в памяти постаментов для обожествления прошлого в ожидании жертвоприношений: сжигает святые рощи, где звучит эхо прошлого. Исключительный, необыкновенный, трансцендентный характер доброты непосредственно зависим от этого отрыва от бытия и его истории. Ввести доброту в бытие - в его расчеты и в его историю - уничтожить доброту. Тут возможное балансирование задержится между субъектностью и бытием, модусом которого могла бы быть субъектность; сникнет и равновеличие их языков. Эта доброта придает субъектности ее нередуцированное значение» (15), - утверждает Левинас.
Понятие нужды, уточняет Тишнер, хорошо известное в философии Платона (потом об этом запамятовали), является основополагающей драматичной категорией, определяющей ситуацию человека - и даже Бога - в драме существования. Своей интенцией оно указывает на какую-то боль или ее предвестие, на грозящую творению опасность, от которой не может быть свободен даже сам Создатель, если только Он связан с творением узами участвующей любви. Левинас замечает: «В бытии близость Другого, близость ближнего является необходимым моментом откровения, абсолютного (то есть освобожденного от любых отношений) присутствия, выражающего себя. Само его богоявление заключается в том, чтобы взывать к нам с позиций собственной обездоленности, сквозящей во взгляде чужестранца, вдовы, сироты» (16).
Речь, однако, идет не столько о близости в смысле физическом, сколько прежде всего об особом виде духовной близости, делающей возможным прикосновение к нужде - той нужде, с которой возникает просьба и вопрос. Только тогда ответ может стать даром. По мнению Левинаса, этот дар не является даром, направленным на бедняка или нищего. Отвечающий отвечает не из сострадания, как богач, который бросает подаяние, а как ученик, который обнаружил в вопросе свой шанс.
Во всех символах нужды Левинас открывает знак учителя. Чужестранец, вдова и сирота - не только проявление людской недоли, но и знаки человеческого величия. Отсюда к вопрошающему следуют истина и мудрость. Настоящим учителем является, следовательно, тот, мудрость которого своими корнями уходит в испытание нужды, в осознание трагедии. Такой учитель и вправду учит, если, ставя вопрос, ждет, пока вопрошаемый сам найдет в себе ответ на него. Такой вопрос есть подлинная наука, а быть учителем значит ставить основополагающие вопросы, ключевые.
К тем «основным вопросам», которые человек может поставить человеку, относится вопрос «Где ты?». Вот как интерпретирует сам вопрос Розенцвейг: «Здесь нет ничего, кроме вопроса о Тебе. Ни о Твоей сущности; в этот момент еще нет пространства видения, только Где. Где вообще существует какой-то Ты? Вопрос о Тебе - это все, что о нем известно. Но этого вопроса достаточно, чтобы Я открыло себя; нет необходимости видеть Ты, даже не находя его глазами, запрещаю себе и высказываюсь, только как Я. Я открывает себя в тот момент, когда подтверждается существование Ты вопросом о Где этого Ты» (17).
Современные философы, подчеркивает Тишнер, и прежде всего Левинас, точку зрения которого он полностью разделяет, убеждены, что сегодня нельзя изучать философию зла, не принимая во внимание тоталитаризма и созданных им лагерей смерти. В наше столетие они стали особым местом присутствия исторического зла и проявлением зла метафизического. В лагерях смерти, созданных народами социализма и коммунизма, зло обрело I новое качество. Речь идет не только о том, что совершаемое там убийство невиновных переросло всё, что было до этого. Но тюремная жизнь имеет ценность только тогда, когда эта тюрьма может работать, а работая, она работает на пользу своих врагов, замечает Тишнер. Лагерь смерти придает человеческой общности такую структуру, в результате которой добрые поступки человека должны обернуться против человека: тюрьма в конечном счете работает на свою погибель.
Нельзя институт концентрационных лагерей рассматривать как нечто особое и отдельное от общей жизни людей. Этот институт не был оторван от тоталитарных государств, а существовал у них внутри. И естественно, то, что творилось в лагере, происходило и за его пределами: а характерный для концлагеря тип отношения к человеку как к зэку был принят везде. В нацистcком государстве концлагерь концентрировал то презрение, которое сверхлюди демонстрировали перед не-людьми даже вне стен лагеря. В коммунистическом государстве местом подобного презрения врагов народа был ГУЛАГ. А потому искоренение всех видов насилия может осуществиться лишь в том случае, когда в умах (и сердцах!) людей произойдет радикальный поворот в сторону другого.
Так полагает Иосиф Тишнер, подчинивший свои исследовательские интересы распространению и утверждению идей Левинаса в христианской среде не потому только, что они заслуживают внимания с философской точки зрения, что бесспорно, более того, сам Тишнер рассматривает себя последователем Левинаса в формировании современной иудео-христианской мысли. Дело еще и в другом: польский ученый видит в левинасовской науке конкретное практическое руководство по выработке и проведению в жизнь истинно добрых взаимоотношений людей, которые способствовали бы всякому искоренению расизма и сохранению изначально данного человеку чувства ответственности за другого.
В этом плане показательна недавняя реакция Польши на события, открывшиеся в этом году в местечках Едвабне, Радзивилов, Вонсоша и Визна, где в 1941 году происходили массовые убийства евреев, в которых принимало участие местное население. Нет нужды говорить, как потрясла страну, да и весь мир, эта чудовищная акция. Президент Квасневский, говоря (на страницах газеты «Тыгодник Повшехны») о злодеяниях в Едвабне, подчеркнул: «Среди поляков были такие, кто помогал евреям и спасал им жизнь. Были и такие, кто выдавал и, увы, убивал евреев. Было и то и другое. И все же вывод из истории в Едвабне может быть следующим: невозможно, да и не стоит подводить итоги под героизмом или подлостью: они, к сожалению, не исключают друг друга. Польша знает и великое благородство, и великий позор. Это надо признать и об этом вести речь... Поляки, наши соотечественники, совершили жестокое убийство <...> Как много бы я дал, чтобы это убийство в Едвабне оказалось кошмарным сном, неправдой. Увы, Едвабне - реальный факт... И он требует рассчитаться с трагическим XX веком, с войной, ксенофобией, антисемитизмом. Сегодня это проблема большинства цивилизованных стран».
Это не порожние слова: под влиянием случившегося несколько десятков лет назад, но узнанного ныне, Министерство просвещения Польши ставит вопрос о пересмотре всей школьной программы, подразумевающем знание и этого позорного факта: будут заново писаться учебники истории, более того, учителя из этих местечек уже прошли переподготовку на курсах повышения квалификации, посвященных еврейской истории и культуре (их организовал Институт национальной памяти).
Напомним, что 19 апреля 2001 года в день памяти Катастрофы европейского еврейства, который отмечается в Польше в годовщину восстания Варшавского гетто, прошел десятый «марш живых» от ворот бывшего лагеря в Освенциме до крематориев в Бжезинке. В марше приняли участие свыше двух тысяч человек: среди них были еврейская и польская молодежь, польские парламентарии, ветераны и представители местных властей. Главная церемония, посвященная этой дате, прошла в Варшаве перед памятником героям гетто.
Последний из оставшихся в живых участников восстания Варшавского гетто Марек Эдельман получил в этом году звание почетного гражданина Варшавы.
П Р И М Е Ч А Н И Я
1. Речь, в частности, идет о работах «Философия драмы» (Filozofia dramatu,. 1996) и «Спор о существовании человека» (Spor o istienie czlowieka, 1998), которые в настоящее время готовятся к изданию на русском языке.
2. Emmanuel Levinas. Ethique et Infini. Dialogues aves Philippe Nemo. Paris, 1983. S. 89 nn. (Etyka i Nieskocnzony. Rosmowy z Philippeem Nemo. Krakow, 1991).
3. Там же. С. 91- 92.
4. Идея идеи (лат.) (словообразование автора).
5. Levinas E. Ethique et Infini... S. 96-97.
6. Левинас Э. Избранное: Тотальность и Бесконечное. М., СПб., 2000. С. 74.
7. Там же. С. 130-131.
8. Эта ставшая ныне знаменитой триада - сирота, вдова, чужестранец - восходит к Иеремии. Ср: «Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если верно будете производить суд между человеком и соперником его; не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы...» (Иер., 7:5 - 6). И в другом месте: «Не обижайте и не тесните пришельца, сироты и вдовы» (Иер., 22:3). - Примеч. автора.
9. Там же. С. 97.
10.Левинас Э. Избранное: Тотальность и Бесконечное... С. 88.
11.Мыслить, думать (лат.)
12.Там же. С. 201.
13.Там же. С. 201 - 202.
14. Levinas E. Autrement qu'etre ou au-dela de l'essence, La Науе, 1974. S. 13
15. Там же. С. 22.
16. Левинас Э. Избранное: Тотальность и Бесконечное... С. 110.
17. Rosenzweig F. Der Stern der Erlosung. Haag, 1976. S. 195.
<< Назад - Далее >>
Вернуться к Выпуску "ДИАЛОГ-ИЗБРАННОЕ" >>