Главная > Архив выпусков > Выпуск 1 (1996/5757) > Эссе
Маркс ТАРТАКОВСКИЙ
ОТКРОВЕНИЕ ТОРЫ (Фрагменты)
(Окончание)
* * *
Теперь, когда мы начинаем понимать глубинную внеми-фичность Торы, с особой остротой встает вопрос: что же случилось тогда, в момент, объявленный Творением мира, более 57 столетий назад? От чего, собственно, начинается отсчет времени в Еврейском календаре?
На шестой день Творения «сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Страница Торы, повествующая о первых на земле людях, кажется наиболее загадочной и вместе с тем почти сверхъестественно проницательной. Всякий, желающий осмыслить историю человечества, понять ее сокровенные механизмы, должен обратиться к ней. Для меня самого размышления, оформившиеся спустя много лет в книгу «Историософия. Мировая история как эксперимент и загадка» (1993), начались вот с этой страницы Книги Книг.
К только что созданному человеку, существу, обладающему еще не мышлением, но - сознанием, Всевышний приводит «всех животных полевых и всех птиц небесных, чтобы видеть, как он наречет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Быт. 2:19). Язык, речь выделена, таким образом, как первое (и важнейшее) проявление сознания. Мир для Первочеловека (у него еще нет имени) предельно прост, весь вовне, так что на сущность, на глубину постижения нет и намека. Но ведь и ребенок, осваиваясь в мире, в котором вдруг очутился, прежде всего присваивает имена вещам и явлениям, руководясь простейшими (чаще - звуковыми) ассоциациями: ням-ням - еда, бибика - машина...
В иерусалимском издании Торы есть удивительная фраза, сглаженная в Синодальном переводе: «И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным, и всем зверям полевым; а для человека не нашел Он (Господь) подмоги соответственной» (Бырейшит, 2:20). То есть необходим еще кто-то, другой человек, чтобы оба, как в зеркале, смогли увидеть друг в друге самих себя. И была создана женщина; и только после этого впервые названо имя - Адам. Он же «нарек имя жене своей: Ева (Хавва)» (Быт. 3:20).
Многозначительны эти имена: Адам - земля, поскольку создан был «из праха земного» (Быт. 2:7), Хавва (Ева) - жизнь, «ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3:20). Человек отождествляется с его именем. Он и сам отождествляет себя с ним; он еще не открыл для себя личное местоимение «Я», которое станет затем важнейшим в его речи, - и этим опять же напоминает ребенка, который поначалу тоже называет себя только по имени. Этот этап сознания многократно отмечен в этнографической литературе: «Хитрая Лисица - великий вождь - говорит о себе туземец. - Он пойдет и приведет воинов...» (вместо: «Я пойду и приведу»).
Вот оно, едва пробудившееся сознание первобытного человека, которому Всевышний только что «вдунул дыхание жизни» - да так, что стал он «душою живою» (Быт. 2:7).
. «И насадил Господь Бог рай в Эдеме (Эйдэне) на востоке» ^(Быт. 2:8); там, в райском саду, где сам Господь любит прогуливаться «во время прохлады дня» (Быт. 3:8), обитают Адам и їЕва. Не это ли «золотой век», смутным воспоминанием простужающий в эпосах многих народов? Было же позади нечто та-: кое, что человеку, уже удрученному своим несовершенством, 'представлялосьутраченным раем?..
«Золотой век», всегда отождествляемый с детством челове-: чества, как бы выведен из-за пределов исторической памяти. Вот и ребенок начинает помнить себя лишь с того времени, когда впервые скажет о себе: «Я», осознает автономное личное ї бытие. Осознание это связано не только с огромным, не срав-I нимым ни с чем приобретением, но и с величайшей потерей - незнания (!), неведения, органической слиянности с миром - ' осйовы душевного комфорта. Отныне индивид уже не наивное «дитя природы», он как бы съеживается в собственную бренную оболочку, вне которой весь мир, противостоящий ему, - огромный, пугающий, опасный.
Повествователь Торы отделен от первобытности в этом регионе земли, от полной безличности индивида примерно тем же промежутком времени, что и сама Тора от нас: 29-30 столетий по Еврейскому календарю (VIII-IX вв. до н. э.), когда, по утверждению современной науки, был записан основной корпус священной книги, точно так же отстоят от наших дней, как и от Дня Творения. Тогда как (это мы вскоре увидим) сам Адам уже в начале своего жизненного пути делает этот решающий шаг - от безличности к осознанию себя. Мы понимаем, что это передано метафорически, но, как условились, принимаем сроки, предлагаемые Торой: глаза человека как бы открылись впервые именно 57 веков назад...
Пока что можно лишь поражаться тому, что Повествователь не только вспомнил отдаленнейшую от него эпоху (первобытное детство человечества), но и находит ей абсолютные метафорические соответствия. Насколько же проще было его современнику Гомеру, опиравшемуся на предания о конкретных, сравнительно недавних («всего-то» около полутысячелетия) событиях...
Отражение событий и осмысление их - жанры, принципиально разные. «Илиада» многословна, объемна, хотя содержит изложение лишь нескольких дней многолетней осады Трои. Эпизоды отобраны художником прежде всего по сюжетным соображениям и развернуты в эпические картины. Многословен и Ветхий завет за пределами Торы - с Шестой книги и далее до Иова и других пророков, - но по иной причине: это летописания, где для летописцев равно значимо все произошедшее, сохранившееся в народной памяти; они предпочитают повторяться, лишь бы не упустить что-либо. Здесь добросовестность состоит как раз в следовании малейшей букве предания, тем более документальных свидетельств.
Тогда как возникновение самого сознания, осознание нашим далеким пращуром своего бытия,-как уже говорилось, за пределами исторической памяти. Но Повествователь не ограничивается легендой о «золотом веке», когда (как это кажется с расстояния) люди, жившие единой общиной, были безмятежно счастливы в своем неведении добра и зла, без какой-либо нужды в выборе между этими понятиями. Повествователь знает уже, что «век» этот в принципе не может быть вечен, что первое, еще сумеречное осознание Адамом себя - величайший рубеж, за которым нет возврата.
Гениальная метафора Торы: «древо познания добра и зла». Плоды этого древа запретны для первых людей. Почему? Они ведь ничуть не ядовиты... Но Всевышний предупреждает, что съевший плоды умрет, - и угроза его, как увидим далее, более чем основательна. Человеческому сознанию еще предстоит подняться на тот уровень, когда без опаски можно будет покуситься на эти загадочные плоды...
Из многих совпадающих этнографических свидетельств упомянем одно: папуас из дебрей Новой Гвинеи наткнулся на остатки чьей-то пищи и доел их. Но поняв, что преступил табу (то была недоеденная вождем трапеза; табу, впрочем, могло быть и иным), настолько уверился в неизбежности своей кончины, что действительно на следующий день умер. В этнографической литературе феномен этот назван «вуду-смертью». Первобытный общинник не осознает себя как автономную единицу, «Я»; власть племенных традиций над его психикой абсолютна, запреты непререкаемы - и могут привести, как мы видели, даже к роковым физиологическим последствиям. Тогда как колдовские исцеления - оборотная сторона все того же: абсолютное доверие сообщает мистическим действиям целебный характер. Первобытными реликтами в нашем сознании пользуются современные экстрасенсы, «босоногие целители», как говорят в Китае.
Итак, «заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого древа в саду ты будешь есть; а от древа познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него,
смертию умрешь» (Быт. 2: 16-17). Конечно же, это табу, нарушение которого влечет вуду-смерть. Но историческое время в Торе предельно уплотнено, фабула повествования стремительна... И вот мудрый змий уже нашептывает Еве: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их (плоды познания), откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5).
Здесь много удивительного. И «боги» во множественном числе (в иерусалимском переводе: «великие») - как отголосок язычества, и «соблазнение» прежде Евы, лишь через нее - Адама - вероятно, отзвук матриархата, и змий, из множества тварей почему-то избранный на роль соблазнителя... «И увидела жена (!), что древо хорошо для пищи, что оно услада для глаз и вожделенно, ибо дает знание» (Быт. 3:6). Ева рискнула вкусить запретный плод, подала пример Адаму. «И открылись глаза их обоих, и узнали, что наги, они, и сшили листья смоковницы, и сделали себе опоясанья» (Быт. 3:7).
Человек преодолел мистический страх, и табу не властно над ним. Вся суть этого преодоления в словах, которые они произносят. Адам, оправдываясь, кивает на жену, та - на коварного змия. Адам: «Жена, которую Ты МНЕ дал, она дала МНЕ от древа, и Я ел». Ева: «Змий обольстил МЕНЯ, и Я ела» (Быт. 3:12, 13). Впервые люди говорят о себе: Я, МЕНЯ, МНЕ - то есть осознают свое индивидуальное бытие и, значит, индивидуальную же ответственность. Фантом общности не довлеет над ними. Отныне каждый из них - ЧЕЛОВЕК. Пущены часы мировой истории!
* * *
Ничто не дается даром. Осознание бытия трагично. Люди изгнаны из метафорически безмятежного Эдема. Господь провидит, что отныне откроются человеку все тайны и сущностью своей он приблизится к богам: «Вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло (иерусалимский перевод: «в познании добра и зла»); и теперь как бы не простер он руки своей и не взял также от древа жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Эдемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят» (Быт. 3:22-23).
И назад уже нет пути: херувим «с мечом пламенным обращающимся» поставлен у врат рая, «чтобы охранять путь к древу жизни» (Быт. 3:24) - последней тайне, тайне тайн.
Бессмертие везде и всегда прерогатива богов.
Такой вот грандиозной метафорой отмечен в Торе выход человека из первобытности, из «золотого века», каким он предстает не только в эпосе разных народов, но и в сочинениях позднейших и даже современных авторов. Вспомнить хотя бы романтическую «индианистику», начиная с классика американской литературы Фенимора Купера, бесчисленные опрощен-ческие философемы от Жан-Жака Руссо до нашего современника Клода Леви-Сгросса... В отличие от Повествователя Торы для них не была очевидной необратимость времени. Они были воспитаны в христианской традиции с ее тягой к опрощению вплоть до аскетизма и верой в предстоящее за фобом райское блаженство. Христианская Библия, открываясь Эдемом Торы, завершается другим раем - Иоаннова Откровения. Здесь тоже о «древе жизни»; Господь сулит праведнику: ему «дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откр. 2:7). Цикл завершен, время как бы повернуто вспять.
Назад >