Главная > Архив выпусков > Выпуск 1 (1996/5757) > Поэзия
Лев ОЗЕРОВ
ПОРТРЕТЫ БЕЗ РАМ
(Окончание)
Тишайший из всех, кого я знал,
Не из трусости тишайший -
Из бесстрашия тишайший.
Я встретил его пожилым.
Не старость - усталость.
Мне захотелось увидеть его начало,
И я поехал в его Коростышев.
Плыл по Тетереву, окруженный
Соснами и камнями,
Небом над головой
И небом в реке.
Он прав, сказав:
«Как сладостнотпечально
Человеком быть!»
Сказал, не уточняя
Степень сладости и степень печали.
Трудно порадовать сердце свое,
Тем более сердце другого.
Он - порадовал,
Землю назвав круглым домом.
Но дом разрушен - с фисгармонией, С часами, с томами Гете, Со старинным Пятикнижием. О время! О пространство! О число! Сказал он с горсткой пепла на ладони, И сам стал горсткой пепла на ладони века. Прах его смешан с прахом других, Погибших в августе пятьдесят второго. Могила его неизвестна.
Когда называют погибших, Называют имя поэта Гофштейна, Давида Наумовича, И слушатели, читающие на идиш, Встают, опустив голову.
КВИТКО
Он понимал язык детей, Листвы и птиц, воды и ветра, Став мудрецом, ребенком оставался. Но в годы тирании Мудрость не спасает мудреца, А ребенка - детство. Приходят, как всегда, с опозданием, Другие годы,
И мудрость возвращают мудрецу, И становится нынешним То, что было давно.
Малярное дело - чудесное дело,
Земное дело, небесное дело.
Между землей и небом
В люльке виси голубой.
Кистью умело тряси
И песню пой
Без конца и начала.
Лишь бы душа не молчала.
Он полюбил свое ремесло -
Воздух, свобода, светло.
Песенки начал складывать и сказывать
Много раньше,
Чем научился читать и писать. «Лиделах»1 - книга его начала. Она ручьем журчала, Птицею пела, Под облаками витала, Выше облаков летела.
Он разговаривал с возницей, И его лошадью,
И сеном, которое лошадь жевала.
С кузнецом беседовал он,
И его молотом, и его поковкой,
Пылающей между молотом и наковальней.
Он беседовал о селами Бембой и Дрембой,
И дорогой, ведущей к селу от села,
И с детьми этих сел,
С их отцами и дедами,
Матерями и бабушками.
Он их понимал, они его понимали.
Это было в начале.
А потом...
Он слушал сердце - свое и чужое, И чужое не было вовсе чужим. Он не прислушивался к шагам, Жестким шагам по каменной лестнице, Когда «черный ворон» стоял у ворот. Идут. Неужели?.. Это ошибка.
Но от ареста, увы, не спасает Уверенность в невиновности. И чистота помыслов и поступков Не аргумент в эпоху бесправья. Простодушие заодно с мудростью Неубедительны ни для следователя, Ни для палача.
«Песенки» - первый сборник Льва Квитко, издание 1917 г.
Мы сидели на юбилее -
В Дубовом зале.
Люстры сияли,
Ораторы сулили нам чудеса.
Были слова, были и словеса,
Над которыми невидимые птицы смерти,
Птицы смерти витали.
Банальный образ, но иначе не скажешь.
Говорят, однотомник уже задержан,
По-газетному - конфискован.
Коллеги, пишущие на идиш,
Уже в тюрьме.
Может быть, перед самой смертью, В которую сам человек не верит, Не верит в силу того, что живет, Даже если он знает наверняка, Что смерть близка. Может быть, перед самой смертью Он себя почувствовал снова Юношей, висящим в люльке Между землей и небом? Расчудесное ремесло - Воздух, свобода, светло...
Берта Самойловна! Я молчу. Сколько мы с вами о нем говорили, О Льве Моисеевиче, и все же Наговориться никак не могли. Потому что человек неисчерпаем, Особенно тот, чью жизнь оборвали. Вот и вас уже нет, Гневной вдовы,
Никому никогда не прощавшей Гибели чистого человека, Человека, сумевшего, став мудрецом, Ребенком остаться.
В одиночестве думаю я о Квитко. И пишу о нем,
Чтобы тот, кто не знает, - знал.
ГАЛКИН
За ним пришли в Малеевку. Больного повели к машине. Успел он палку передать Стоявшему в снегу с собакой Опешившему Пришвину:
- Самуил Залманович, куда вы?
- Прощайте! - промолвил Галкин, Он думал - погибает.
Не погиб.
Просил Сергея Спасского в шахте:
- Хотите, чтобы я не умер, - Читайте каждый день
Хотя бы по строфе, Хотя бы по строке, Которой я не знаю. Не обязательно свое - Читайте мне чужое. Бумаги не было, Но Галкин сочинял, Стихи накапливались, Это страшный груз. Опасней пороха, пожалуй, Он на бумаге памяти Писал их, И память тяжелела День за днем. Стихи выталкивали Острыми локтями друг друга. И когда
Он память исписал донельзя,
Нашелся заключенный,
Знавший идиш.
Большая редкость.
Сущая находка.
Да, находка -
Был этот заключенный
Пачкою бумаги
Для новых строк.
Когда, измученный тюрьмою, Домой вернулся Галкин, Он записал стихи И память опустела, И хлынули в нее
Стихотворенья, как воспоминанья О будущем.
Вернулся он - тяжелый и красивый,
С глазами полными печали,
Перешедшей границу безумия,
Но помнящей юность
И жажду жизни.
Читал он так:
Сердцу в такт
Начинал тихо,
Распалялся быстро,
Раскручивался лихо,
Приподымался на носки, -
И вот вползал
На стул, на подоконник.
Изнемогая, он кричал:
- Мария! Ма! Прибегала жена, С нею вместе Сын и дочь,
Снимали его с подоконника
И бездыханного
Укладывали в постель,
Еще он жил,
Еще писал.
И - умер.
В день похорон
На кладбище
Ко мне подошел
Бородач в ватнике
И опросил:
- Вы не родственник?
А если нет, то не знаете ли вы
Родственников покойного,
И, может быть, близких друзей?
- Я не родственник.
Друг. Переводчик. Чем могу вам помочь? - Я привез с собой Много стихов,
Продиктованных Галкиным^мне.
Я запомнил их наизусть.
Я - его рукопись.
Человек в одежде зека.
Познакомил я этого человека
С женой и детьми,
Мы долго сидели за столом
И говорили о Галкине.
И он продиктовал
Много строк,
Что составили цикл
«Майн эйцер» -
«Мое наследие» -
Посмертная книга стихов.
Нам зек читал неписанную книгу,
И Галкин оживал в своих стихах
Построчно и построфно,
В стихах, отточенных горем
До алмазного блеска
И остроты.
Назад >