«Диалог»  
РОССИЙСКО-ИЗРАИЛЬСКИЙ АЛЬМАНАХ ЕВРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
 

Главная > Архив выпусков > Выпуск 2 (1997/98-5758) > Сионизм в контексте истории

 

Гурам БАТИАШВИЛИ 

РАДУГА, или ЗЕМЛЯ И РОДИНА

Пьеса в двух действиях

(Продолжение)

Отец. Зачем?.. Обществу нравились те евреи, которые отказыва­лись от самих себя. (После паузы, с сожалением.) А мы... Мы пред­почли еврейству обычную жизнь... Мы считали наше еврейство стары­ми обносками и состязались друг с другом, кто быстрее сбросит их с себя. Частично путь ассимиляции прошел уже мой отец; я хотел, что­бы ты стал преемником двух поколений - отцовского и моего, уже полностью ассимилировавшегося. Хотел, чтобы ты стал человеком, живущим интересами не только одного народа, а всего мира...

Теодор. Почему окружающие так хотели, чтобы вы утеряли свое прошлое, перестали быть теми, кем были, и стали другими? (Снова молчание. Отец пожимает плечами.) Почему их задевало ваше ев­рейство? Оно было в их глазах достоинством или недостатком?

Отец (смеясь). Мы не лучше и не хуже других... Такие же, как и все остальные... (Пауза.) А если мы чем-то и лучше, то они сами же сделали это, причинив нам столько страданий, что... Инстинкт самосо­хранения многое дал нам.

Теодор. Почему же произошло так?

Отец (задумываясь). Видишь ли... Наверное, каждый ответил бы по-своему... Я скажу так: родину дал нам сам Господь -и избрал нас народом. И блюсти связанные с этим законы выпало нам же... - наш долг... Евреи защищали законы, данные Господом... Это - И честь и достоинство, из-за чего нас обвиняют во множестве гре-

ёодор. Нам не прощают исполнения законов, данных Богом? І) т е Ц (смеясь). Что поделаешь - ведь Бог тем не менее не собира-I менять свой выбор.

Оба от души смеются.

Теодор (внезапно). А страх? (>)тец. Какой страх? * е о д о р. Вы не боялись?

тец (испытующе смотрит на Теодора, в его вопросе сквозит іление). Теоди, а ты боишься? зТеодор. Не так давно на улице двое студентов закричали мне: ид, жид!» Тогда это вызвало у меня улыбку, но спустя какое-то вре-мне поселился страх. Я испугался: вдруг такое повторится при їй! И вот сегодня... >тец. Юлия любит тебя! ЯГе о д о р. Любовь... Ее любовь!.. Сегодня произошло то, чего я опа-_ся больше всего - и что избавило меня от страха... Юлия... Сегодня рнусь домой...

Отец. Ты же пригласил меня на банкет после премьеры? Теодор. Банкет... Ну, не смешно ли? Да на этом фоне все смеш-

4Этец. А Юлия...

Теодор. Юлия сегодня вечером узнала эту новость и ушла к сво-матери. (Уходит.)

! пораженно смотрит вслед Теодору, потом снимает фрак, цилиндр, вместе с тростью ывает их  в  углу  сцены  и превращается снова в  Маску  надежды.

Никогда еще таким тяжелым не казался ему каждый шаг... чился еще один период в жизни доктора права и драматурга Теодора Герцля. Отны-н живет уже не для себя, а ради охватившей его идеи. Но этого он еще не знает. Не он и того, что сделать ему предстоит еще очень много, а жить - совсем мало.

Маска сомнения. Юлия ушла к матери... Мать заявила, что ее *л обманули, и запретила ей встречаться с мужем. Уже четыре меся-Теодор не видит жену. Четыре месяца десять дней и шестнадцать ча-в.

Маска надежды. За первые два месяца разлуки Теодор написал ии тридцать восемь писем. Ничем больше он не занимался: лишь пи-Юлии и напряженно изучал историю и географию Иудеи и диаспо-

, современное положение евреев.

'Маска сомнения. Юлия отвечала молчанием.

Маска надежды. А десять дней назад у них родился первенец!

Маска сомнения. Что ж, наконец-то первая семейная радость

стя столько времени.

Теодор и Юлия..

Теодор.Я не видел тебя четыре месяца десять дней и шестнадцать часов. Только сегодня мне разрешили...

Юлия. Так ли уж необходимо видеть человека, которого не лю­бишь?

Теодор. Юлия!

Ю л и я. Но ведь ты обманул меня. Да, обманул!

Теодор. Это случилось не оттого, что я хотел обмануть тебя, а от­того, что был плохим евреем.

Ю л и я. А я думала, что ты действительно любишь меня...

Т е о д о р. Ты ошибаешься, думая, что это не так, и я прошу тебя: не давай разрастаться этой ошибке!

Ю л и я. Ты хотел красивую жену, красивую, как драгоценности в ва­шем доме - признак богатства... А я вовсе не мечтала о муже-иудее!

Т е о д о р. Я думал, разговор у нас будет совсем иным... Ведь четы­ре месяца десять дней и шестнадцать часов...

Ю л и я. Уж подсчитывать-то вы всегда умели!

Теодор (удерживаясь даже от грустной улыбки, и после пау­зы). Юлия... Почему ты хочешь казаться злой?

Молчание.

Юлия. Ребенок совершенно не похож на тебя.

Теодор.И на тебя тоже. (Поворачивается к ребенку.) Ей еще ра­но быть похожей на кого-то, она же еще совсем крошка.

Юлия. Она похожа на мою мать. И очень хорошо, что на нее, а не на кого-то другого.

Теодор. Назовем ее именем моей матери - Эстер.

Ю л и я. У нее уже есть имя - Паулина. Так звали сестру моей ба­бушки.

Теодор. Эстер была героиня. Она спасла евреев от уничтожения. Ю л и я. Я не люблю историю. И вообще не хочу говорить на эту тему.

Молчание.

Теодор. Юлия, мы должны покинуть Вену. Я очень хочу уехать отсюда. (Юлия холодно смотрит на Теодора - ее абсолютно не интересуют его планы.) Мне трудно жить в городе, где тебе могут влепить затрещину только из-за того, что ты еврей. Порой кажется: вот-вот уткнусь здесь лицом в грязь так, что задохнусь! Мы должны вы­ехать все вместе, втроем.

Юлия (прерывает Теодора; ей наскучил этот разговор). Нам с Паулиной вполне хорошо живется и в Вене.

Теодор. Юлия, мы должны уехать вместе! Я не могу без тебя!

Юлия (с нескрываемым раздражением замотав головой). Бо­же, да о чем ты говоришь?!.

Теодор (настолько увлечен своими планами, что даже не за­мечает реакции Юлии). Венская «Новая свободная пресса» предло­жила мне быть ее корреспондентом в Париже!

Юлия (заинтересованно). Где?

Теодор. В Париже. Уж там-то, наверное, тебе не бросят в лицо: «Ты - еврей!»

Юлия (воодушевляясь). О, конечно же!.. Париж - это Париж!..

<„Теодор. Да, я верю в это. Хотя я верю и в Вену!.. Юлия. Ах, оставь! Вена - это провинция, здесь можно ожидать го угодно. А Париж - это... (Мечтательно.) О, Париж... ,* Теодор. Нет-нет, я верю в Вену! Несколько неприятных зодов - это еще не вся Вена! Но я хочу, чтобы какое-то время мы или в Париже.

і Юл и я. Разумеется, так будет лучше! Я сейчас вернусь! Мама! Ма-! (Юлия выходит, Теодор влюбленно смотрит ей вслед.) >Маска сомнения (многозначительно).Мама.Мамочка,маму-ка - моя единственная, любимая!.. Какие ласковые слова! И тем не нее...

;Юл и я (входит). Нет, я никуда не поеду!

 

Маска надежды. Таков был вердикт! Он с печалью в сердце -ает в Париж и окунается в бурлящую жизнь самого центра Евро-

Маска сомнения. Следующая картина развертывается в репе--чонном зале театра. Вдоль стен и на полу - эскизы декораций и "=омы персонажей спектакля «Венецианский купец». (Маска наде-собирает и складывает их.) На сцене -Теодор и режиссер акля Кристиан, попросивший Теодора присутствовать на репети-

Теодор (неспешно разглядывая эскизы). Скажи-ка, Кристиан... " олкает и пристально вглядывается в один из эскизов.) Кто я тебя прежде всего: драматург или еврей? К р и с т и а н. С чего вдруг ты спрашиваешь меня об этом? ІТео д о р. Я посмотрел репетицию - монолог Шейлока из первой ^яы третьего акта. Знаешь ли, этот Шейлок помог мне увидеть, что %ебя в человеке главное не его личность, а то, к какому вероиспове-~"С он принадлежит. В Шейлоке тебе важно то, что он иудей, - и іму он у тебя все хнычет и мелочится. Ты скарикатурил Шейлока, заешься над ним - а ведь он видит, что его обманула собственная , его обокрали. Шейлок ведь не знает, действительно полюбили его или под видом любви пытаются ограбить. Где же сочувствие к об­'єму человеку? Уж не полагаешь ли ты, что я тоже, едва мне пред-ится такая возможность, потребую вырезать из твоего тела в упла-сщга пару фунтов мяса?

христиан. Нет, не полагаю... (Пауза.) Не полагаю... Но в то же *" не могу не считаться с тем, что сегодня Европа стремится к ре­мой однородности - и именно это считает признаком прогрес-

о д о р. Разве не многоцветье украшает радугу? ,р и с т и а н. Радуга! Во-первых, она не больше чем радуга, во-вто-и у нее есть родина, и она красива в той стране, над которой зави-

„ е о д о р. И из-за того что Шейлок не вписывается в итальянскую ^У, у тебя он уродлив - с безобразным пузом, длинным кривым короткими хилыми ножками и бегающими глазками... Антонио |*Чсок, строен, красив...

Кристиан. Теодор, Шейлок - ростовщик, а Европа не приемлет ростовщичества...

Теодор. Тогда заодно ты бы объяснил, почему он ростовщик! За­дался бы вопросом: что это, его призвание или вынужденное занятие? Европа осудила ростовщиков, но не оставила евреям никаких путей су-шествования, кроме ростовщичества и мелких ремесел. Уж не для того ли, чтобы иметь постоянную возможность выставлять евреев наруши­телями общественной гармонии?

Кристиан. Современную Европу населяют не только те, кто оп­ределяет облик нынешней эпохи. В ней осталось много темных сил из прошлых, мрачных веков.

Те од о р. И своим Шейлоком ты потрафляешь им! (Кристиан со­гласно кивает головой.) Ах, ты со мной согласен! В таком случае, возможно, согласишься с тем, что это - подло?

Кристиан. Я не имею право не считаться с большинством. Оно не всегда справедливо, но является громадной силой.

Теодор. Я не узнаю тебя... Ты стремишься услужить большинст­ву, хотя знаешь: лицо нации и эпохи создается именно меньшинством!

Кристиан. Это театр, Теодор! Если ежевечерне этот зал, огром­ный и грозный, как львиный зев, не будет наполняться, мой труд поте­ряет всякий смысл. А заполняет его большинство, а не меньшинство! И противостоит твоему народу, раздражено им тоже это большинство!

Теодор. Большинство с замутненным разумом, дошедшим из глу­бин средневековья!

Кристиан. Этой оценкой итог не изменишь. И это большинство всегда может захватить власть в свои руки.

Т е о д о р. А театр услужливо поможет ему...

Кристиан. Ты и сам служишь этим людям, Теодор...

Теодор (удивленно смеясь). Я?! Каким же образом?

Кристиан. Своей собственной идеей. Борясь с ними, ты на самом деле делаешь то, что им на руку.

Теодор. Я ничего не понял. Ты намекаешь на что-то, но не гово­ришь прямо...

Кристиан. Я имею в виду твою идею о всеобщем крещении ев­реев. Ты хочешь им внушить ее ради их спасения.

Теодор. Но я отказался от нее. И не так уж страстно дорожил ею - просто меня к ней подтолкнули действительность сегодняшней Европы, разгулявшийся антисемитизм.

Кристиан. Так или иначе, большинство со злобным воплем ухва-тилось бы за это.

Теодор. Но это же и выбило бы почву из-под ног у ИХ ЗЛООЫ'. л моему народу дало бы возможность жить свободно! Ведь и поныне то обманом, то угрозами и пинками евреев загоняют в церковь, чтобы оо-ратить их в христианство.

Кристиан. А меньшинство - «лицо нации и эпохи» - не пр" стило бы тебе этого замысла.

Теодор. Ладно! Я же тебе сказал, что отказался от него.

Кристиан. Но он был у тебя...

Теодор. Был... Я и сегодня ищу пути спасения своего народ»-Меньшинство же, которое не простило бы меня, лишь пожимает плеч ми, слыша про антисемитизм, - и ничего более. Конечно, не все та­кие... Но для тех, кто испытал погромы, кого обездолили, лишили кус­ка хлеба, у кого похитили или убили детей, это ничего не меняет. Ты учитываешь нравы большинства... Делаешь не то, чему веришь, а то, что предпочтительнее... Потому-то в твоем спектакле еврей и должен вызывать у зрителей смех... (Почувствовав сильное волнение, замол­кает.)

Молчание.

Кристиан. Может, ты и прав... Да, я работаю на потребу дня... Но ты-то, ты? То, что ты замышлял, вело к спасению отдельных людей, но не всего народа. А народ ваш... Десятки его поколений бережно сохра­няли свою веру, оставались преданными божественным заветам, - а чты попытался разорвать их вечную связь со своим Богом. Кто же ты то-ііда, Теодор? Мы все - простые смертные и никогда не сможем про-)никнуть в происходящее на этой земле таинство, которое предопреде­лено свыше. (Короткая пауза.) Ведь судьба еврейства осложнилась не «ейчас. Христианство вышло из его лона, и с первого же дня... (За­трудняется закончить фразу; вновь короткая пауза.) Понимаю, «коль тяжко переносить ненависть, преследования и погромы, но что *ш можем сделать?.. Может быть, это испытания, посылаемые евреям самим Господом? Может быть, эти муки еще более укрепляют их веру |Я жизнестойкость, придают им новые силы? И, коль скоро существует •*уть к избавлению, эта ненависть сама укажет его. Теодор. Когда же он наконец станет виден?! До каких пор дни жизни моего народа должны быть черны, как ночь?!

Кристиан. Они перестанут быть ночами, когда... Когда в лучах цивилизации окажутся все, а не только меньшинство. Теодор. Это не наступит никогда!

Кристиан. Меньшинство и большинство не должны быть так да-5ки друг от друга. Рано или поздно в мире должны одержать верх ра-и любовь, а не психология полунищих, озлобленных людей. Тогда-десять заповедей и достигнут души каждого. Это - единственный і к спасению. А если все-таки существует и какой-либо другой, ев-[ сами найдут его.

Гаснет свет.

Теодор (в свете прожектора идет к авансцене). Каждаяраду-красива над своей страной... Для другой - она может быть лишь пе-ым, раздражающим зрение цветовым пятном. Мой народ - радуга, кинувшаяся над всем миром, излучая свет над каждым его угол-' - и над каждым остается просто набором цветных полос, от кото-рябит в глазах... Эта радуга станет желанной и ярко засияет только .своей земле - на той земле, что дана ей самим Богом. (Уходит.)

Вбегают Маска надежды и Маска сомнения.

^'Маска сомнения (развернув газету, читает ее). «Всем, "М, всем! Наша газета оповещает всех парижан, что раскрыт ашный заговор против Французской Республики и французского ;ода!»

Маска надежды (также развернула газету и читает ее). «Парижане! Будьте бдительны! Враг хочет поработить нашу страну, с помощью измены покорить ее мужественных сынов, растоптать честь наших сестер и матерей! Среди нас оказались пособники врага, его агенты!»

Далее >

Назад >

БЛАГОДАРИМ ЗА НЕОЦЕНИМУЮ ПОМОЩЬ В СОЗДАНИИ САЙТА ЕЛЕНУ БОРИСОВНУ ГУРВИЧ И ЕЛЕНУ АЛЕКСЕЕВНУ СОКОЛОВУ (ПОПОВУ)


НОВОСТИ

4 февраля главный редактор Альманаха Рада Полищук отметила свой ЮБИЛЕЙ! От всей души поздравляем!


Приглашаем на новую встречу МКСР. У нас в гостях писатели Николай ПРОПИРНЫЙ, Михаил ЯХИЛЕВИЧ, Галина ВОЛКОВА, Анна ВНУКОВА. Приятного чтения!


Новая Десятая встреча в Международном Клубе Современного Рассказа (МКСР). У нас в гостях писатели Елена МАКАРОВА (Израиль) и Александр КИРНОС (Россия).


Редакция альманаха "ДИАЛОГ" поздравляет всех с осенними праздниками! Желаем всем здоровья, успехов и достатка в наступившем 5779 году.


Новая встреча в Международном Клубе Современного Рассказа (МКСР). У нас в гостях писатели Алекс РАПОПОРТ (Россия), Борис УШЕРЕНКО (Германия), Александр КИРНОС (Россия), Борис СУСЛОВИЧ (Израиль).


Дорогие читатели и авторы! Спешим поделиться прекрасной новостью к новому году - новый выпуск альманаха "ДИАЛОГ-ИЗБРАННОЕ" уже на сайте!! Большая работа сделана командой ДИАЛОГА. Всем огромное спасибо за Ваш труд!


ИЗ НАШЕЙ ГАЛЕРЕИ

Джек ЛЕВИН

© Рада ПОЛИЩУК, литературный альманах "ДИАЛОГ": название, идея, подбор материалов, композиция, тексты, 1996-2024.
© Авторы, переводчики, художники альманаха, 1996-2024.
Использование всех материалов сайта в любой форме недопустимо без письменного разрешения владельцев авторских прав. При цитировании обязательна ссылка на соответствующий выпуск альманаха. По желанию автора его материал может быть снят с сайта.