«Диалог»  
РОССИЙСКО-ИЗРАИЛЬСКИЙ АЛЬМАНАХ ЕВРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
 

Главная > Архив выпусков > Выпуск 1 (1996/5757) > Поэзия

Наум БАСОВСКИЙ

ВОТ И ВЕРИТСЯ В ЖИЗНЬ БЕЗ ГРАНИЦ

  

АНФИЛАДА

 

При обмене квартиры - хоть верь, хоть не верь - выпал мне вариант наподобие клада: в кабинет долгожданный тяжелую дверь открываю неспешно -

а там анфилада.

 

И за первой же дверью загадкой сплошной старый «Зингер» грохочет сродни автомату: мой отец, до войны знаменитый портной, сочиняет изысканный фрак дипломату.

За дверями резными из двух половин, я опять поражен, прикипаю к порогу: это ж старый мой дед, местечковый раввин, надевает свой талес, идя в синагогу.

 

Третья дверь, и за ней словно капли дождя: к чудесам я привыкнуть могу постепенно - вот уже догадался, еще не входя: это польский мой прадед играет Шопена.

Чтоб из жизни моей, непростой, непрямой, в суете не ушло ощущение лада, уходящий во тьму род неведомый мой, как в обратном кино, мне дарит анфилада.

Завертелся назад вековой календарь, затаил я дыханье, восторженный зритель: там немецкий торгаш и голландский шинкарь, брадобрей в Монпелье и в Альгамбре строитель.

Как возвышенно каждый из рода хорош и какие все тонкие, добрые лица! Но на новом пороге вдруг бьет меня дрожь, я во мглу анфилады боюсь углубиться,

ибо пращур мой стар - так немыслимо стар, что, должно быть, истоки его - до Потопа, ибо дальше - проход через Гибралтар, и в судьбе, и в крови - до свиданья, Европа!

Через жуткую толщу событий и лет разглядеть я могу продолженье любое. Нужно дальше шагнуть - а дыхания нет: африканский самум опаляет обои.

Вот обуглился край голубого листа, вот пожухли цветы золотого узора... Оглянулся назад, Анфилада пуста. Тут уйти от судьбы - не уйти от позора.

 

Трифоновский триптих

1

Поздним вечером бросишься ниш- ни умыться нет сил, ни раздеться... Сорок лет пронеслись после детства, словно сорок журнальных страниц.

Сорок лет марафонский забег, все внимание только дороге; чуть задумаешься об итоге - и останешься вовсе без вех.

А не хочется: не по себе, если нет указателя «Прямо!» Вот и сомкнуты губы упрямо - что итожить в бегущей судьбе?

Вот и верится в жизнь без границ, и опять все вниманье дороге; нет минуты подумать о Боге. Поздним вечером бросишься ниц -

и не встанешь...

  

2

Иду, и можно не сутулиться, не озираться неприкаянно. Но что мне делать с темной улицей, с недавней городской окраиной вблизи от кладбища и станции, с ночными голосами вечными и с вечными в субботу танцами, с тоской и пьяными увечьями?

Что делать с грязными столовыми, с райкомовскими коридорами,

с кипеньями бело-лиловыми в садах за дачными заборами? С тех пор лет сорок в воду кануло, давным-давно все это сгинуло, и только удивляюсь заново, как далеко меня закинуло.

Обратно календарь прочерчивать -

неблагодарное занятие.

Я вспоминаю жизнь прошедшую

без торжества и без проклятия.

В ее не верю обещания,

ее не слышу наущения.

Такое долгое прощание.

Такое долгое прощение.

 

3

Безысходность. Обыденность. Рок. Штрихпунктиром приметы былого. Недосказанность. Полунамек. Выше слов - интонация слова. Не просторы огромной страны - коммунального быта отвага. Не мелодия - отзвук струны: резонанс от тяжелого шага. Речь проста, без фигур и затей, все спрессовано, буднично, сухо. Восприятие судеб людей с полнотой абсолютного слуха. Оговорки. Обрывки реклам. Штамп лиловый от школьной цитаты. Все, чем в жизни, оставленной там, мы воистину были богаты - как в старинных подвалах вино, вкус, и запах, и хмель от подтекста - и что вновь накопить не дано: не позволят ни время, ни место.

Декабрь 1994 г.

*  *  *

 

Черная лодка уходит от острова,

в утреннем свете вода, словно льдистая,

лед подрезается веслами острыми,

друг уезжает - прощай, мой единственный.

Небо всполошено белыми чайками, в елях запутались крики унылые, черная лодка от камня отчалила - это любимая остров покинула.

 

Снова по озеру рябь осторожную небо закатное золотом выткало. Черная лодка вернулась порожняя - снова кому-то прощание выпало.

 

В дальнем углу у церковного остова бабка соседская молится истово... Скоро один я останусь на острове с воплями чаек и с темными избами.

 

Крышу худую не буду высмаливать или ограду достраивать в панике - черную лодку я стану высматривать, дату за датой теряя из памяти...

 

* * *

 

Напишу наобум две протяжных строки, две протяжных строки, как теченье реки, как теченье реки, где вода широка и куда ни гляди - все река и река.

А потом напишу две печальных строки, две печальных строки, как движенье руки, как движенье руки по любимой щеке у ресниц, где слезинка дрожит в уголке.

И возникнут в тиши две тревожных строки, две тревожных строки, как на рельсах гудки, и огни, и бессонная ночь у окна, а дорога темна, а дорога длинна.

И тогда напишу я две тихих строки, чтоб молчали они, как молчат старики, а в молчании том все года и года, и слеза, и гудок, и речная вода...

 

ВИЗИТ

Как велит мне московская запись, я ищу переулок и дом, и сюжета неясного завязь представляется зрелым плодом: мимо рынка и мимо собора, где в тиши разместился музей, прохожу, удивленный собою - не собой, а догадкой своей.

Как назвать это странное что-то, говорящее мне изнутри, что сейчас, вот за тем поворотом, будет кромка вечерней зари и что мною искомое место - вот оно, и сегодня, как встарь, в полдесятого возле подъезда загорится разбитый фонарь?

Поражен совпаденьем до точки, подымаюсь на пятый этаж, и знакомая дверь на цепочке дарит мне коммунальный пейзаж: половинка буфета резная, сундуки, запыленный диван... Отчего же я все это знаю, если здесь никогда не бывал?

Я б, наверное, понял не скоро,

как ответить на все «отчего»,

но внезапно в конце коридора

я увидел себя самого!

Лишь костюм был не нынешней моды -

прошлым веком проникнут насквозь,

да в движениях больше свободы:

так идет обитатель - не гость.

Он прошел сквозь меня, не заметив, он исчез, показалось, в стене, лишь вдогонку поднявшийся ветер холодком пробежал по спине. Коридор, как тропинка лесная, - в чащу, в чащу, а там наугад, - и вошел я в квартиру, не зная, обнаружу ль дорогу назад.

Не случится ли так, что на годы или вовсе до смертного дня несимметрия нашей природы в прошлом веке оставит меня? Или здесь закруглилась дорога, что наивно казалась прямой, и по воле природы и Бога я к себе возвратился домой?

  

ЕВГЕНИЙ ЛЬВОВИЧ ШВАРЦ

 

Евгений Львович Шварц, застенчивый и грустный человек, рассказчик был такой, что люди подымали кверху палец. Он тихо говорил, почти не подымал отечных век, печален был сюжет, печален был герой - а все смеялись. Потом он открывал еврейские печальные глаза и взглядом обводил собравшихся за дружеским застольем. - Ну, ладно, - говорил, - прошибла и меня уже слеза; ах, милые мои, умеющий смеяться - не застонет.

Евгений Львович Шварц, медлительный, спокойный человек,

был сказочник такой, что люди, от восторга холодея,

в театрах и в кино стремительно осознавали век,

в котором жить пришлось, по участям героя и злодея.

А он в своем дому, в сообществе бумаги и чернил,

за письменным столом из кирпичей для тюрем строя терем,

- Посмейтесь, - говорил, - посмейтесь и поплачьте, - говорил,

ах, милые мои, тот, кто способен плакать - не потерян.

Евгений Львович Шварц, создатель уникального письма, в котором смыслы слов дробились, умножаясь постепенно, герой слегка смешон, злодей ужасен и смешон весьма, и все в руках любви - как это и бывает повседневно...

Февраль 1996 г.

 

ТРИПТИХ БЕЗ НАЗВАНИЯ 1

Лежу на помосте ринга. От яркого света тяжко. Судья, склонясь над площадкой, отсчитывает слова:

-    Заигранная пластинка!

- Застиранная рубашка!

- Заезженная лошадка!

- Загубленная судьба!

Все так - по правилам ринга судьба моя в Лету канет. Все так - и все-таки снова пытаюсь подняться я, пока, поправляя

от крика сбившееся дыханье, два самых последних слова не отсчитал судья.

Я встал. Безнадежный случай. Как жутковато тихо! Стою на дрожащих, шатких - почти неподъемна кладь... Но кто же захочет слушать заигранную пластинку? Заезженную лошадку кто станет снова седлать?

 

2

Что за малость - щелчки и шипенье,

если голос - один на земле!

Это старогрузинское пенье

в древнем храме, что выбит в скале.

Он творился моими руками пять веков, пролетевших, как сон, и теперь резонирует камень сочетанью мужских голосов.

Сквозь затертости, хрипы и трески чистый голос взлетел и затих. Как на полуразрушенной фреске, проявляются лики святых -

армянина, грузина, еврея, - и не стыдно заплаканных глаз: это тает застывшее время, так давно тяготившее нас.

 

3

Старинный патефон, старинная пластинка, заточенная вновь старинная игла... И звук, что столько лет напуганно и тихо лежал в углу души, выходит из угла.

Качнутся, как во сне, высокие качели: полжизни сверху вниз - полжизни снизу вверх под старый патефон...

И сразу облегченье,

что горе - лишь на жизнь, а музыка - навек.

  • *\

Апрель 1992 г

*   *   *

 

В. Д. Карпинскому

О судьбах Рима и другого мира, о людях, не сносивших головы, поскольку не могли признать кумира, - и снова: нет, богатыри - не вы! А кто же мы? Я вглядываюсь в лица: богатырями нас назвать нельзя. Скорей всего, мы просто терпеливцы, но ведь и то - не худшая стезя: отдаться смыслу, складу или ладу, как будто впрямь заботы ближе нет, и тосковать, и жечь свою лампаду всю ночь,

не зная, будет ли рассвет...

Январь 1992 г.

Назад >

БЛАГОДАРИМ ЗА НЕОЦЕНИМУЮ ПОМОЩЬ В СОЗДАНИИ САЙТА ЕЛЕНУ БОРИСОВНУ ГУРВИЧ И ЕЛЕНУ АЛЕКСЕЕВНУ СОКОЛОВУ (ПОПОВУ)


НОВОСТИ

4 февраля главный редактор Альманаха Рада Полищук отметила свой ЮБИЛЕЙ! От всей души поздравляем!


Приглашаем на новую встречу МКСР. У нас в гостях писатели Николай ПРОПИРНЫЙ, Михаил ЯХИЛЕВИЧ, Галина ВОЛКОВА, Анна ВНУКОВА. Приятного чтения!


Новая Десятая встреча в Международном Клубе Современного Рассказа (МКСР). У нас в гостях писатели Елена МАКАРОВА (Израиль) и Александр КИРНОС (Россия).


Редакция альманаха "ДИАЛОГ" поздравляет всех с осенними праздниками! Желаем всем здоровья, успехов и достатка в наступившем 5779 году.


Новая встреча в Международном Клубе Современного Рассказа (МКСР). У нас в гостях писатели Алекс РАПОПОРТ (Россия), Борис УШЕРЕНКО (Германия), Александр КИРНОС (Россия), Борис СУСЛОВИЧ (Израиль).


Дорогие читатели и авторы! Спешим поделиться прекрасной новостью к новому году - новый выпуск альманаха "ДИАЛОГ-ИЗБРАННОЕ" уже на сайте!! Большая работа сделана командой ДИАЛОГА. Всем огромное спасибо за Ваш труд!


ИЗ НАШЕЙ ГАЛЕРЕИ

Джек ЛЕВИН

© Рада ПОЛИЩУК, литературный альманах "ДИАЛОГ": название, идея, подбор материалов, композиция, тексты, 1996-2024.
© Авторы, переводчики, художники альманаха, 1996-2024.
Использование всех материалов сайта в любой форме недопустимо без письменного разрешения владельцев авторских прав. При цитировании обязательна ссылка на соответствующий выпуск альманаха. По желанию автора его материал может быть снят с сайта.