Главная > Архив выпусков > Выпуск 2 (1997/98-5758) > Сионизм в контексте истории
Александр ЭБАНОИДЗЕ
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ДРУГЕ
Гурам Батиашвили хорошо известен грузинским читателям и театралам, е «Радуги», предлагаемой вниманию читателей альманаха, он автор цело-я драматургических произведений, из которых наибольший успех выпал гю пьес «Лали, любовь и другие», «Заговор» и «Долге, ервая из названных пьес - о жизни и проблемах молодежи написана в ха-брной для 70-х годов молодежной стилистике, органично сочетающей иро-и своего рода комсомольский романтизм с обаятельным грузинским коло-«. «Лали» охотно переводилась и ставилась во многих городах бывшего -кого Союза, в том числе в Москве. Заговор» посвящен известному выступлению грузинского дворянства прорусского царизма за восстановление суверенитета Грузии. Пьеса, отразив-события полуторавековой давности, интересна острой постановкой про-ы национальной независимости и самостояния. Уловив витавшие в обще-настроения, Гурам Батиашвили как бы предугадал и предсказал грянув-вскоре события. Несомненно, именно этим объясняется счастливая судьба *ы в Грузии - она обошла большинство грузинских театров, в том числе енитый Театр им.Руставели. «Долг» - написанный на исходе 70-х, рассказывает о еврейское семье, ре-шей вернуться на историческую родину. В пьесе бережно, лирично, с мяг-юмором воссоздана атмосфера западногрузинского городка, отношения с -.айшими соседями - грузинской семьей, которой нелегко дается расстава-с друзьями детства. После премьеры «Долга» прошло немало лет, но по сей ь пьеса привлекает внимание.
Тематически к «Долгу» близка первая большая прозаическая вещь, написан-Гурамом Батиашвили, - роман «Если забуду тебя, Ершалаим». Тот же хо-о знакомый автору мир - городок в Западной Грузии, еврейская община, быт, уклад и отношения с соседями... Действие романа развивается в шести-ятые годы, но ретроспекции, связанные с воспоминаниями одного из дейст-"щих лиц - престарелого Иакова, уводят читателя в начало века. В этих оспекциях большое место занимает печально знаменитый еврейский по-м в Одессе, во время которого, пытаясь защитить побиваемых и гонимых, гиб грузинский дворянин Саба Клдиашвили. Перевезенный в Грузию, он *л с большими почестями похоронен в родной земле. В 1988 году, после первой поездки в Израиль в составе грузинской писательской делегации, Гурам Батиашвили публикует очерково-публицистическую книгу «Солнце в тучах», в том же году книга была удостоена Государственной премии Грузии.
Гурам Батиашвили - грузинский писатель, так сложилась его и жизнь и творческая судьба. Он по-писательски свободно н пластично владеет богатыми выразительными средствами грузинского языка, колорита ради расцвечивая его завитушками впитанного в детстве нижнеимеретинского диалекта. Но с годами его творческие замыслы все больше тяготеют к прародине, к предкам далеких предков, к дому Израилеву. Не случайно у него вырывается это эмоциональное восклицание-заклинание - «Если забуду тебя, Ершалаим». Он видный представитель еврейской общины в Грузии, к слову сказать, готовящейся отметить солидную дату - 2600-ю годовщину переселения евреев в Грузию.
Я с удовольствием представляю Гурама Батиашвили и надеюсь, что знакомство с его творчеством будет интересно читателям альманаха.
Москва. 1997 г.
Назад >