Главная > Архив выпусков > Выпуск 5-6 (1) > Проза
Анатолий РЫБАКОВ
ТЯЖЕЛЫЙ ПЕСОК
Заключительная глава романа
Мать видела труп повешенного отца. Он висел три дня - фашистская норма, фашистский стандарт. В этом смысле отца постигла участь других публично повешенных. Но эти три дня были последними днями гетто.
Немцы были большие мастера камуфляжа. На воротах Освенцима висела надпись: "Arbeit macht frei" - «Работа делает свободным». Работа была одна - задыхаться в газовых камерах, свобода тоже одна - освободиться от этой страшной жизни. Но сентябрь сорок второго уже не сентябрь сорок первого - теперь люди знали истинную цену этим изречениям.
И потом маленький городок, все очень близко. Вот гетто, а рядом «арийская» улица; вот живут порядочные люди, а рядом полицай, и что знает полицайка, часто знает жена порядочного человека. И во многих домах офицеры из "виршафткоманды" - учреждения по эксплуатации хозяйства района - и просто солдаты, и могут случайно, а иногда и не случайно обронить слова, которые позволяют о многом догадаться. И юденрат связан с городской управой, и там, представьте, тоже попадались порядочные люди. И у работающих на предприятиях все чаще отбирают рабочие карточки, значит, завтра в лес, если ты на это годен, а если не годен, жди, когда тебя отправят на поляну, в яму. Как птицы чувствуют приближение бури, как звери ощущают первые подземные толчки, так и эти люди поняли, что наступает их час, готовится последняя, окончательная акция.
Тринадцатого сентября двадцать женщин были направлены в бывшее ФЗУ на уборку - мыли, скоблили, чистили, приводили в порядок отхожие места, перетаскивали со склада кровати, постельное белье, столы, стулья и шкафы, вешали умывальники. Готовилась казарма. Для кого? И сведущие люди подсказали: для "зондеркоманды А" из Чернигова. "Зондеркоманда" означала уничтожение гетто.
Тут же моя мать дала знать об этом дяде Грише... Но как?
После налета на станцию режим опять ужесточился немцы усилили охрану, патрули, кордоны, перекрыли дороги, хватали каждого; дядя Гриша опасался появляться в гетто, не посылал своих людей, связь на некоторое время нарушилась. Но сообщить о предстоящей акции надо во что бы то ни стало. И встал вопрос: кого послать? Не в лес даже, в лес при таких условиях добраться невозможно, а хотя бы в ближайшую деревню, там был человек Сидорова, мама, видимо, его знала. Но и до ближайшей деревни тоже невозможно добраться; все дороги, все тропинки блокированы. Единственный, кто мог добраться, только маленький Игорь. До сих пор все его рейды проходили благополучно, но, повторяю, условия изменились, хватали каждого, кто находился вне своего населенного пункта, будь это даже ребенок.
Мама понимала, какому риску она подвергает Игоря, из всех решений, которые она принимала, это было самое страшное. Но другого выхода не было. Ночью мама отправила Игоря. Он добрался до деревни и передал кому следует, что наказывала бабушка.
Но на обратном пути, уже почти в городе, патруль задержал Игоря.
- Ты знаешь дорогу к партизанам, - сказали полицаи.
- Я не знаю никаких партизан, - ответил Игорь.
- Куда ты ходил?
- В деревню.
- Зачем?
- Поесть просил.
- Тебе дали?
- Дали.
- Кто дал?
- Тетенька одна дала.
- Пойдем, покажи нам эту деревню, покажи нам эту тетеньку.
- Не пойду. Она мне хлеба дала, а вы ее за это убьете.
- Не убьем, ты только покажи ее нам, тогда мы поверим, что ты не ходил к партизанам.
- Нет, не покажу, вы убьете ее.
Его и нагайками и плетьми, а он, понимаете, уперся, ни в какую: не покажу, и все, она мне хлеба дала, а вы ее убьете.
Восемь лет мальчишке, а вот такое придумал и твердил одно: «Она мне хлеба дала, а вы ее убьете.
И опять площадь, опять изможденные существа, напоминающие людей, опять моя мать, уже только с Олей. И в середине площади Игорь на коленях, с завязанными за спиной руками. И за ним эсэсовец с секирой. Где они ее раздобыли - понятия не имею. Старинная секира, клинок в виде полумесяца. Знаю только, что она служила эсэсовцам для потехи, во дворе комендатуры они забавлялись ею следующим образом: ставили ребенка на колени с завязанными сзади руками, приказывали наклонить голову и ударяли секирой. Пари выигрывал тот, кто с одного удара разрубал ребенка точно пополам. Так они забавлялись во Дворе комендатуры, теперь устроили забаву для всех.
Штальбе сказал моей матери:
- Твой внук ходил к партизанам. Если он покажет дорогу, то будет жить, если не покажет - умрет.
- Он не знает дороги к партизанам, - ответила мать.
И тогда Игорь закричал:
- Бабушка, я боюсь!
И мама ответила:
- Не бойся, Игорек, они тебе ничего не сделают, опусти голову и закрой глаза. Игорь наклонил голову и зажмурился, палач поднял секиру и разрубил Игоря точно пополам, мастер был. Ударила кровь, но на палаче был кожаный фартук, и он не запачкался.
И Штальбе, бывший школьный учитель, объявил:
- Так будет с любым ребенком, обнаруженным вне гетто. Запомните!
Потом сказал моей матери:
- Подбери своего внука, никто за тебя этого делать не будет.
Мать сняла с себя лохмотья, завернула в них окровавленные останки Игоря, отнесла домой, и в этот же день похоронная бригада забрала его и похоронила на кладбище.
А перед Сидоровым и дядей Гришей встал вопрос: что делать?
Сказать, что это был серьезный вопрос, серьезная проблема, - значит, ничего не сказать. Это был неразрешимый вопрос, неразрешимая проблема.
Восстание? Но во всем гетто всего два-три десятка людей, умеющих кое-как владеть оружием, кучка подростков против регулярных; войск. И где они будут обороняться? На двух улицах? В деревянных домах? Достаточно поджечь один дом, чтобы сгорело гетто со всеми его обитателями.
Пробиваться в лес? Как? Трехтысячным табором, толпой беженцев, сквозь кордоны и заградительные отряды, по открытой местности? Даже если допустить фантастическую возможность того, что удастся выйти из гетто и пробиться в лес, то, что делать дальше? Как кормить людей, содержать, защищать? Надвигается осень, а за ней зима.
Остается одно: безропотно пойти навстречу своей судьбе, своей участи, лечь в яму рядом с сыном или дочерью, подставить затылок немецкой пуле, не оказав пусть безнадежного, но достойного сопротивления, не подняв руки против убийц... Из всех вариантов этот был самый неприемлемый. В тех вариантах терялась только жизнь, в этом - и жизнь и честь.
Итак, восстание и уход в лес. Цель нереальная, но без цели нет действия. Восстание завтра же утром, пока не прибыла "зондеркоманда". А в это время Сидоров нанесет отвлекающий удар по железнодорожному мосту, тому самому, с которого я когда-то прыгал в воду, рисуясь перед Соней Вишневской. Ле-Курт пошлет на мост помощь и тем ослабит охрану станции, отвлечет силы от города.
План фантастический, отчаянный, но другого быть не могло. План гибели, но гибели достойной - это будет счет, который жители гетто предъявят за свою смерть и который гитлеровцы оплатят свои ми жизнями.
Вечером Гриша со своими бойцами, шестнадцать человек, затесался в рабочие колонны, часовые их уже не проверяли, не пересчитывали, не обыскивали, готовили себя к другой, более важной акции, копили для нее злобу и беспощадность, смотрели на входящих в гетто с холодным равнодушием убийц, для которых эти люди уже мертвы.
В полночь Гриша собрал в подвале дедушкиного двора человек двадцать наиболее авторитетных людей, способных повести за собой остальных.
Но Гриша многого не рассчитал. Он мыслил как солдат, боец и не учел того, что перед ним не солдаты, не бойцы: год беспримерного рабства и унижений убил в этих людях волю к сопротивлению, внушил животный страх перед немцами... И некоторые сробели...
Да, люди еще способны на отпор, но в том случае, если их погонят на расстрел. Но пока еще не погнали, и, возможно, казарма готовится не для "зондеркоманды" и никакой акции не будет. Если они восстанут, их перебьют всех до единого. Люди могут сопротивляться, когда их убивают, но если их не убивают, зачем же им, безоружным, бросаться на вооруженную охрану, на вооруженных солдат, бежать в лес, где их все равно ждет гибель?
Так говорили некоторые, притом, заметьте, авторитетные люди, и это отражало настроение гетто, во всяком случае, значительной его части. План Гриши рушился у него на глазах.
Гриша был отважный человек, и пришли с ним тоже отважные люди. Они были готовы на отчаянный шаг; стать во главе трех тысяч безоружных людей и броситься на вооруженного до зубов противника. Каков бы ни был исход, это будет попыткой, это будет действием, это будет боем; для боя они и пришли, и если суждено погибнуть, то они погибнут в бою, - солдатская судьба, солдатская смерть. Но погибнуть без боя, пойти на смерть из солидарности они не могли, не имели права, их жизнь принадлежала не им, их жизнь принадлежала борьбе.
И Гриша поставил вопрос так: или восстание немедленно, сегодня же утром, в четыре часа утра, при построении рабочих колонн, или он и его люди уходят, уходят сейчас же, прямо отсюда, из подвалов... И вот, значит, решайте, я вас заставить не могу!
Моя мать, как бывало дедушка, молча слушала эти прения, потом сказала:
- Вы не мужчины, вы крысы! Немцы правы - вас следует истреблять. Вы хотите попрятаться по углам, но таких углов нет, они найдут вас всюду! Вы говорите: акции не будет? А где восемьсот человек с Прорезной улицы? Вы не знаете дорогу к яме? Вам ее послезавтра покажут, пройдете по ней в последний раз. Вы говорите: люди не поднимутся? В моем доме сорок шесть человек, они поднимутся, как один, слабый пойдет за сильным, невооруженный за вооруженным. Мы будем драться, нам суждено погибнуть, но мы погибнем в своем доме, а не в яме.
Это она сказала тем, кто возражал против восстания. А Грише и его людям она сказала:
- Вы хотите уйти - уходите! Вы хотите оставить здесь на смерть ваших жен и детей - оставляйте! Мы будем биться сами, нам есть чем драться: у наших детей есть оружие, у нас есть топоры, молотки, ломы, лопаты, колья, ногти, зубы, мы перегрызем им глотки!
Она повернулась к Вене Рахленко, сыну Гриши:
- Веня, ты уйдешь с отцом или останешься защищать нас?
И Веня сказал:
- Я останусь здесь и буду драться.
И Гриша и его люди поняли, что уходить нельзя: восстание все равно будет. Это поняли и те, кто колебался.
Далее >
Назад >