Главная > Архив выпусков > Выпуск 1 (1996/5757) > Эссе
Маркс ТАРТАКОВСКИЙ
ОТКРОВЕНИЕ ТОРЫ (Фрагменты)
* * *
В ноябре 1947 года при обсуждении в ООН вопроса о признании восстановленного еврейского государства его представителю Давиду Бен-Гуриону был задан вопрос: «Где у вас мандат на эту землю, утраченную евреями две тысячи лет назад?» «Вот мой мандат!» - отвечал Бен-Гурион, подняв над головой Библию. Он мог бы выразиться точнее, представив собравшимся в зале Генеральной Ассамблеи не всю эту книгу, наиболее читаемую в мире, но лишь часть ее - первые пять глав («книг»), Пятикнижие, священнейшую для евреев Тору. Ибо в ней гласом Превечного сынам Израилевым сказано: «Когда войдете в землю Ханаанскую, то вот земля, которая достанется вам в удел, земля Ханаанская по ее границам...» И дотошно, до деталей, расписаны эти границы - на западе и востоке, на севере и юге (Числа, 34:1-12). Ханаан же, как известно, это нынешняя Палестина (позднейшее историческое название), оспариваемая друг у друга (вернее бы: враг у врага) евреями и арабами.
Впрочем, евреи - разные, различий между ними, похоже, больше, чем у других народов, и отношение к Торе у них тоже разное. «Допускаешь ли ты, - говорят мне, - чтобы сам Господь перед великим исходом из египетского рабства посулил бы «избранному народу»: «Когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками. А выпросит каждая женщина у соседки своей и у жилицы дома ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд; и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян»?» (Исход, 3:21-22).
Но ведь что крепче свидетельствует о подлинности, облеченной мифом, чем такой вульгарный реализм?..
Томас Манн из нескольких страниц Торы, поведавших нам * историю Иосифа, извлек фундаментальнейший немецкий роман - двухтомный, переполненный реалиями. И зерно всей , этой истории увиделось в одной-единственной детали, всего более восхитившей писателя. Иосиф продан своими же братьями в Египет, Иосиф возвысился там - из раба в вельможу, как мы сказали бы теперь - в министра экономики. И пришли братья его из Ханаана, пораженного недородом, за хлебом, и не узнали Иосифа; он же, узнав их, не захотел открыться. И сетовали между собой братья, что вероломно продали когда-то младшего своего: «и вот, кровь его взыскивается» - они здесь жалкие просители. «А того не знали они, что Иосиф понимает, ибо между ними был переводчик. И отошел от них Иосиф, и заплакал» (Быт. 42:22-24).
Такое живое непосредственное движение души придает вдруг достоверность казалось бы сказочной ситуации. Можно цитировать еще и еще: достоверность так и брызжет со страниц Торы. Повествователю вроде бы невдомек, что созидается Священная книга: так до краев переполнена она подлинностью, часто неприглядной: плутовством, коварством, жестокостями, доныне, впрочем, переполняющими историю человечества.
Моралистов такая Священная книга, естественно, коробит. «Ветхий завет я не читаю, - пишет Лев Толстой в своих примечаниях к «Краткому изложению Евангелия». - Чуждая нам вера евреев занимательна для нас, как вера браминов». Известны его высказывания об этой книге как «жестокой и безнравственной», этически неприемлемой. Как это в святой книге сохранено столько уголовных улик!
Удивительно почти текстуальное совпадение слов писателя с мыслями Чарлза Дарвина в его «Воспоминаниях», написанных примерно в то же время, но акцентированных уже не на этической, а на научной стороне дела: «Ветхий завет - с его до очевидности ложной историей мира, с его Вавилонской башней, радугой в виде знамения и с его приписыванием Богу чувств мстительного тирана - заслуживает доверия не в большей мере, чем священные книги индусов или верования какого-нибудь дикаря».
Знать бы ученому, что научные реконструкции Вавилонской башни гигантского зиккурата появятся в фундаментальнейших трудах по древностям Месопотамии...
Лишь величайшим книгам человечества суждено такое пренебрежительное развенчание перед очередным переворотом в их бессмертной судьбе... «Обращаюсь к вашей литературе, которая учит вас разуму и благородству. Какое издевательство! Боги сражаются между собой, как гладиаторские пары, за тро-ян и ахейцев: Венера ранена человеком, когда хотела вынести своего Энея, чуть не убитого тем же Диомедом... Какой поэт после этого не позорил богов, следуя своему наставнику (Гомеру)?» Так писал в своей «Апологии» Квинт Септимий Тертул-лиан, христианский теолог, впрочем, лишь на склоне лет «открестившийся» от язычества, и заодно от Гомера, «клеветавшего на богов». Христианину Тертуллиану ближе иное понимание истины: «Сын Божий распят; мы не стыдимся, хотя это постыдно. И умер Сын Божий; это вполне достоверно, ибо ни с чем не целесообразно. И после погребения воскрес; это несомненно, ибо невозможно».
Век за веком гомеровы «россказни» выглядели все более неправдоподобно. Творцы итальянского Возрождения упивались благозвучностью классических гекзаметров, не доверяя вместе с тем ни единому их слову. Отныне эстетические восторги росли век от века, величайшие европейцы восхищались фантазией и образной изобретательностью Гомера. Но можно ли было поверить в реальность Троянской войны, начавшейся, по свидетельству поэта, любовными шашнями и ссорой богов?..
Но вот Генрих Шлиман доверился Гомеру, его «Илиаде», - и открыл, раскопал в безвестном дотоле холме Гиссарлык при выходе Дарданелл в Эгейское море крепкостенную Трою.
Так не довериться ли и нам другой книге книг - Торе?..
* * *
Впрочем, у Шлимана, надо думать, больше было оснований доверять легенде, чем у нас - мифу. Так ли уж все же неправдоподобно, что поводом войны ахейцев с троянцами была женщина? Что из-за другой женщины, пленницы Бриссеиды, заартачился Ахилл и вследствие его бездействия ахейцы терпели военные неудачи? Что, наконец, не вынесла душа героя - и он вступает в смертельный поединок с Гектором?.. Даже история с пресловутым троянским конем повествует (вероятно, в сказочной форме) лишь об ахейских лазутчиках либо изменниках-троянцах, изнутри отворивших ворота крепости... Ну а небожители, то и дело вторгающиеся в события, лишь санкционируют их реальное развитие.
Тогда как божественное Творение мира и человека - очевидный миф для любого современного здравомыслящего атеиста; ему и в голову не придет искать каких-то реальных соответствий, «в начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста («пуста и хаотична» в иерусалимском переводе. - М.Т.), и тьма над бездною» (Быт. 1:1-2).
Когда же это было? В противовес другим религиозным космогониям, относящим такие события в неопределенное прошлое, еврейский календарь, начинающийся, собственно, с Дня Творения, дает неожиданно прочную дату: 5756 лет назад (3760 г. до н. э.). На шестой день Творения были созданы люди - и, значит, все бытие рода человеческого тоже в пределах этого срока: чуть более 57 с половиной веков.
Разумеется, элементарный здравый смысл отметает это с порога.
Элементарному здравому смыслу предстоят и другие испытания. Открывается История, согласно Торе, эпохой праот-цев, каждый из которых прожил едва не тысячу лет, кроме разве менее удачливого Еноха (Ханоха), которому отпущено было лет «всего-то» по числу дней в году - 365. Зато уж сын его поистине прославился своим долголетием: это Мафусал (Метушелах, Мыхияэйл - в разных переводах Торы), проживший на свете 969 лет. Не только сам он, но и сын его Ламех (Лэмэх), внук Еноха, могли еще встретиться с Адамом, сотворенным непосредственно Всевышним и тоже прожившим немало - 930 лет.
Обильно потомство Адама; нам известны, прежде всего сыновья его Каин и Авель (Эвель), ужасное убийство первым второго; известны и имена потомков Каина, среди которых был и Тувалкаин - «кователь всех орудий из меди и железа», фигура, надо думать, немаловажная в истории материальной культуры, в которую хотелось бы поверить, если б не эти невероятные сроки жизни праотцев, противные элементарному здравому смыслу.
Но не станем спешить с выводами. Отвлечемся от потомков Каина, как это делает и сама Тора, потому что на 130-м году жизни Адама (который проживет еще 800 лет) «родил он сына по подобию своему и нарек ему имя Сиф (Шэйт); последний же «по рождении» им сына Еноса (Эноша) тоже прожил немало, но для нас здесь существеннее то, что Енос родился, когда отцу его было 105 лет, когда же самому Еносу «стукнуло» 90 лет, у него родился Каинан (Кэйнан), очередное звено в генеалогической цепи...
Так вот, складывая последовательно эти сроки появления потомков у праотцев, находим, что Ной (Hoax), десятый в этом ряду, появился на свет в 1056 году от Дня Творения. «Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю» (Быт. 7:6). Строительство Ковчега, чудесное спасение Ноя с семейством и взятыми им на борт животинами «чистыми и нечистыми», положившее начало новой жизни на земле, более справедливой и добродетельной (во всяком случае, по замыслу Всевышнего), - все это опустим мы в наших рассуждениях...
...В начале уже нашего века при раскопках в южной Месопотамии, в библейском Сеннааре (Шинаре), культурных пластов с уймой древностей британский археолог Леонард Вулли наткнулся, как и многие до него, на наносный пласт речного песка и ила. Вулли первым догадался прокопать этот нанос - и вдруг обнаружил на глубине кремневые осколки и черепки росписной посуды. То были свидетельства гораздо более древней цивилизации - поистине ДОпотопной. «Разумеется, это был не всемирный потоп, а всего лишь наводнение в долине Тигра и Евфрата, затопившее населенные районы между горами и пустыней. Но для тех, кто жил здесь, долина была целым миром». Так пишет археолог в своей книге «Ур халдеев». Позднейшие исследования датируют чрезвычайное происшествие: порог XXI-XXII веков до н. э. Но ведь и Тора ссылкой на шестисотлетие Ноя предлагает нам ту же привязку во времени, только куда более конкретную: 1656 год от Дня Творения (2104 г. до н. э. ).
Не правда ли, наше доверие к Торе уже существенно возрастает? Уже хочется думать, что и решающая дата - сам День Творения - тоже, наверное, взята не с потолка...
И сверхъестественному долгожительству праотцев тоже напрашивается объяснение. Родовые именования сохранялись в народной памяти как имена личные: как бы фамилии (которых тогда не было) вместо цепи, от поколения к поколению, имен. Из рода, патриархальной семьи, выделяется носитель (чем-то славный, запомнившийся) очередного родового имени, тогда как прежнее продолжает жить в памяти как веха в истории. Не Мафусал, но - род Мафусалов, от которого отпочковался род Ламеха; при том, что отцовский род мог быть прослежен еще на протяжении многих лет...
Повествователю, жившему спустя тысячелетия (!), последовательная смена исторических вех, череда событий не в пример важнее конкретного индивида, давно сгинувшего с лица земли. И бесчисленные поколения, дробящие эту величественную последовательность, эти грандиозные шаги истории, порой попросту опускались. Повествователя занимало главное...
* * *
Уйма народов уже упомянута в Торе, но о евреях все еще ни слова. Хетты, амалекитяне, филистимляне, да мало ли, кто еше, уже полноправно существуют в истории - и Тора, священнейшая книга евреев, беспристрастно фиксирует их бесспорный приоритет. Это согласуется с исторической правдой и все более не похоже на традиционный миф, на эпосы других народов.
Миф есть литературный жанр; у жанра свои законы, коренящиеся в самом способе мышления. Законы эти почти столь же непреложны, как математические. Герой мифа неизбежно прямолинеен; народ - если не создатель, то, во всяком случае, суровый редактор мифа, шлифующий его из поколения в поколение, - не допускает, чтобы праотцы серьезно запятнали бы себя. Герои саг, былин, сказаний тому примером. Кристальная ясность героев Гомера, способных на жестокость, но не на бесчестье и трусость, служила образцом для подражания; «Илиада» была в буквальном смысле учебником доблести...
і Кого из персонажей Торы представим в этом качестве? Авраама ли, ставшего сводником собственной жены? Дважды, в Египте и в Гераре на севере Ханаана, он, опасаясь за себя, выдает Сарру за сестру, уступает ее во владетельные дома и даже пользуется встречными щедротами этих домов... И сын его Исаак со своей женой поступает так же... Что же это, похотливая фантазия Повествователя? Вернее бы предположить, что он-то как раз предельно смягчал «непотребные места», где так и брызжет грубая достоверность жизни...
Иаков (Яаков), сын Исаака, в свою очередь «подставляет» брата, простодушного трудягу Исава (Эйсава), который, возвра^ тясь усталый с поля, не раздумывая пренебрег первородством ради чечевичной похлебки. Вслед за почти случайно оброненным им словом разворачивается мудреная интрига хитреца Иакова, обманом обретающего благословение отца, уже подслеповатого старца Исаака, - проще говоря, наследство. Всю жизнь отныне он опасается мести брата, бежит за тридевять земель в Харран, женится там; при этом сам он уже обманут своим тестем Лаваном: Иакову на супружеское ложе «подкладыва-ют» не любимую им Рахиль (Рахэйль), за которую он семь лет батрачил у Лавана, но сестру ее, некрасивую Лию (Лэю). Иакову же батрачить еше семь лет все за ту же Рахиль...
Но и он улучает момент надуть тестя: можно сказать, смылся с женами и стадами. Рахиль же во время бегства из-под отчего крова даже похищает домашних божков-идолов. Лаван нагоняет беглецов, обыскивает шатер в поисках идолов. Рахиль, подложив их под верблюжье седло, уселась на него и объявила отцу, что у нее «обычное женское» и встать она не может. И остался Лаван ни с чем. Поцеловал дочерей и внуков и удалился восвояси. Иакову же предстоит еще возвращение на родину, встреча с Исавом, которого предал, и теперь отчаянно трусит. Посылает подарки, чтобы задобрить брата, унизительно заискивает перед ним... Но простодушный Исав не помнит зла. «И побежал Исав навстречу брату, и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и плакали» (Быт. 33:4).
Слишком живые люди со своими характерами, непредсказуемыми поступками, чтобы быть однолинейными мифическими персонажами.
Безгрешному в глазах читателя Исаву быть бы героем последующего повествования... Но нет, он фигура эпизодическая. Судьба Иакова несравненно больше занимает Тору. Это его Всевышний удостаивает неведомым до того именем, которому суждено прогреметь в веках, - Израиль. И 12 сыновей Иакова (впрочем, от четырех женщин - жен и рабынь) - вот родоначальники двенадцати колен Израилевых. Евреи вступают на стезю мировой истории.
И первый же шаг на этой стезе - уже упоминавшаяся нами история Иосифа, сына Иакова и Рахили, его сногсшибательная карьера при дворе египетского фараона...
Еще Авраам задолго до эпохи, отмеченной именем Иосифа, «сошел в Египет пожить там, потому что усилился голод» в Ханаане (Быт. 12:10), - думается, не однажды, и не только он. Египет с его древней мелиорацией и двадцатью веками позже все еще считался житницей Восточного Средиземноморья. Вернемся к упомянутому выше эпизоду. Братья, некогда продавшие Иосифа в рабство, являются к нему, вельможе, - однажды, и во второй раз тоже - за хлебом, с мешками за спиной, «мешочниками». Иосиф, и во второй раз не узнанный братьями, испытывает их на честность, расспрашивает об оставшемся дома престарелом отце. И радость, и страдание разом переполняют его, на глазах накипают слезы, горло распирает ком... Уже он не может вынести этого колоссального душевного напряжения... И вот «Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него и закричал: удалите от меня всех. И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим. И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов. И сказал Иосиф братьям своим: я Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что смутились перед ним...» (Быт. 45:1-3).
Такая сцена - первая в мировой литературе - одна перевешивает оба толстенных тома добросовестного немецкого романиста. И что-то подсказывает нам, что здесь нечто большее, чем художественная интуиция Повествователя...
И переселяется на старости лет Израиль (Иаков) всем семейством в Египет, к младшему своему, Иосифу, и умирает здесь, благословив детей и внуков. Умирает и Иосиф, сменяются фараоны - и вот потомки Израиля уже не доброчтимые гости в этой земле, но жалкие подданные новых владык, рабы на строительных, земляных и полевых работах. Но уже родился тот, кто выведет их из Египта, из рабства, главный герой еврейского народа - Моисей (Моше)...
По всем сюжетным канонам (ничуть не надуманным, но продиктованным сутью нашей психики) Моисей должен бы быть потомком Иосифа, тем паче что последний не обделен сыновьями. Но, видимо, сама истина не дает Повествователю идти по проторенному литературному пути: и отец и мать Моисея «из рода Левииного» («из дома Лейви»); то есть он потомок Иакова от не любимой им некрасивой и подслеповатой Лии. Причем Левий (в еврейской генеалогии - прадед Моисея) даже не канонический первый или последний сын Лии, а как бы случайный - третий, да еще и запятнавший себя впоследствии бесчестным жестоким убийством (Быт. 24). Так что и у скептика родится подозрение, что не просто литературный дар Повествователя ведет нас по таким сюжетным ухабам, но нечто более важное, следование действительным событиям и обстоятельствам.
Далее >