Главная > Архив выпусков > Выпуск 1 (1996/5757) > Кадиш по местечку
Матвей ГЕЙЗЕР
ЭЗРА МОРДУХАЕВИЧ
(ИОВ ИЗ ШПОЛЫ)
Что привело меня в этот городок на Подолье с удивительным названием Шаргород? Быть может, рассказ моего знакомого, побывавшего там однажды и полюбившего его навсегда, а может быть, ветер странствий, судьба...
В Шаргород я приехал рано утром. Выйдя из автобуса, увидел древний православный монастырь. От куполов церквей, освещенных ярким осенним солнцем, от кирпичных стен монастыря, заросших мхом, от багряных кленов исходили покой и тайное величие вечности...
Я пошел по центральной улице. Вскоре перед моими глазами возник замечательно сохранившийся католический собор. Пройдя еще немного, я свернул в переулок и увидел силуэт высокого белого здания, величественно возвышавшегося над окружившими его приземистыми домиками. Я застыл от неожиданности - на меня вдруг повеяло чем-то очень далеким и давним. Я ощутил себя в других временах, в другой стране - я как будто очутился в мавританской Испании, на берегах легендарного, воспетого столькими поэтами Гвадалквивира... Откуда возникло это видение здесь, в степях Подолья? Быть может, его принесли сюда сефарды - потомки испанских евреев, изгнанных из Андалусии в конце XV века? В память о тех временах, когда жили они в Севилье, Кордове, Гренаде и познали истинный расцвет своей культуры?.. Подошел ближе. Старинное здание было изуродовано двумя нелепыми пристройками, наверху выбита пятиконечная звезда, чуть ниже - выцветший лозунг: «Народ и партия едины!», под ним - небольшая вывеска: «Цех по выпуску винно-соковой продукции». Я присмотрелся внимательнее: под пятиконечной звездой явственно проступали контуры шестиконечного «могендовида» - звезды Давида. Совсем как в стихотворении Бориса Слуцкого, подумал я: «Пятиконечная звезда с шестиконечной поспорили на кладбище еврейском...» Как это там?
...Сначала наступала пентаграмма, А могендовид защищался вяло, И все радели в метриках Абрамы И фининспектор побивал менялу.
Но видно, что-то знает и готовит
Не менее исконный и извечный
Похожий на отмычку могендовид
Вес шесть концов звезды шестиконечной.
Свернув в сторону от бывшей синагоги, я попал в путаницу узких кривых переулков. Старые покосившиеся домики, плотно прижавшись, стояли в печальном безмолвии и как бы подпирали друг друга, чтобы не рухнуть разом на булыжные мостовые. Лабиринты переулков извилисты и бесконечны, за каждым поворотом возникает следующий. Тихо, безлюдно.
Воображение мое заработало безудержно. Передо мной воскресал мир старых еврейских местечек. В какой-то миг мне даже почудилось, что я слышу гул и оживленный гомон местечковой ярмарки, голос балагулы1, подгоняющего тощих своих лошадок под звонкий скрип несмазанных колес уставшей таратайки; казалось, что я увижу местечковых ремесленников - бондарей и кузнецов, портных и сапожников, торгующих в праздничный базарный день своими изделиями; я мысленно беседую с лавочниками, назойливо предлагающими свой товар. Впечатление настолько живо, что я останавливаюсь и ищу взглядом старушек, сидящих у порога и старательно стряпающих «из ничего» субботний ужин; стариков, стоящих у своих домов в ожидании случайного собеседника. Тщетно! Вокруг тишина, а над головой облака, медленно плывущие по бледно-голубому небу, и белые тучки, повисшие над мертвыми переулками местечка.
Погруженный в свои мысли, я не заметил, как оказался на узком деревянном мостике, зыбко перекинутом через речку, похожую на застывший ручей. Куда-то спряталось солнце, стало прохладней, я хотел уже вернуться на автобусную станцию, но вдруг вдали, на возвышенности показалось старое кладбище. Необъяснимо сильное чувство повлекло меня туда, и через несколько минут я уже стоял у древних могил. Забытые Богом
Местечковый извозчик.
и людьми повалившиеся надгробья и саркофаги, трогательные и величественные в своем молчании. Обросшие мхом, они напоминали малахитовые валуны, разбросанные на желтовато-серой траве пустынного холма. Бесконечно печальное безмолвие неба и земли не нарушает едва уловимый шелест кустарников, разросшихся между надгробиями. Квадратный шрифт почти истертых временем надписей на мертвых камнях возвращает к прошлому, дремлющему в этих древних надмогильных памятниках, и навевает мысли о вечности, о бренности бытия земного, о безграничности одиночества души человеческой...
Я задумался над судьбой еврейских кладбищ и о том, что в них таится вся горестная история диаспоры. В памяти всплыли стихи Агафия Миринейского, византийского поэта VI века, которые я когда-то читал в переводе любимого мною поэта Моисея Цетлина:
Смерти бояться зачем? Конец она бедствий и боли, Матерь покоя она, все прекращается с ней! Только единственный раз она к смертному гостьей приходит, Разве встречал кто когда дважды явленье ее?
Раздумья мои нарушили неясные звуки. Прислушавшись, я уловил мелодию и отдельные слова «Эйл Молэй рахамим» - «Поминальной молитвы». Я оглянулся и невдалеке увидел старика. Невысокого роста, худенький, сутулый, в выцветшем драповом пальто. Опираясь на палку, слегка покачиваясь, он тихим старческим голосом напевал молитву. Рядом с молящимся стояла пожилая женщина. Я незаметно подошел к ним. Серебристо-седая борода придавала особое спокойствие и благородство изборожденному морщинами лицу старика. Слова, обращенные к Всевышнему, знакомые с детства и, казалось, забытые, оживали в моей памяти и сердце: «Он выше всех благословений и песнопений, и восхвалений, и слов утешения, произносимых нами в мире...» Сам того не замечая, непроизвольно, я шепотом повторял слова молитвы, а когда она закончилась, неожиданно громко произнес: «Омейн!» Старик повернул голову в мою сторону и спросил:
- Кто рядом с нами?
- Молодой человек, не шаргородский, - ответила женщина.
- Не думал, что на таком древнем заброшенном кладбище, - сказал я,- можно еще кого-то встретить!
- Вы правы, молодой человек,- медленно произнес старик на чистом русском языке. - Кроме меня, никто сюда уже не ходит. Да и кому сейчас есть дело до жертв гайдамацких набегов или чумы, посетившей Шаргород три века назад? Или еще многих-многих ужасов, ниспосланных Всевышним на это местечко? Гибловка называлось оно когда-то. Вы, наверное, знаете, что близится Рош а-Шана - праздник Нового года. Наступили дни, когда человек должен больше всего размышлять о своих деяниях за год прошедший. Канун Рош а-Шана - время раскаяния. Как сказано в Мидраше1, «ворота мольбы открыты не всегда, ворота раскаяния же раскрыты всегда настежь». Каждый иудей знает, что покаяние - вершина мудрости. В преддверии Рош а-Шана - праздника надежд и памяти - я прихожу сюда, к этим заброшенным и забытым могилам, и напоминаю великому нашему Богу о душах людей, здесь покоящихся, ибо еще в детстве учитель мой Мотл Китайгородский внушил мне мысль, быть может, самую великую в нашем учении: «Хе-сед шел емет». Вы спросите, что это значит? Скажу вам: «Истинно добрые дела следует вершить, не думая о вознаграждении». Теперь вы поняли, почему я здесь, а- не там, внизу, на
новом кладбище?
Видимо, на старое кладбище я пришел, миновав его современный участок. На обратном пути я увидел памятники из черного, серого и розового гранита. Обнесенные могучими металлическими оградами, они витиевато возвышались над могилами. Скульптурные портреты, барельефы, цветные фотографии на фаянсе, надписи на русском языке и длинные эпитафии под ними... И только явные еврейские фамилии и изредка встречающиеся иудейские символы напоминали о том, что и это кладбище - еврейское.
Мы медленно пошли в сторону местечка и вскоре снова оказались у речки. Старик остановился и что-то сказал своей спутнице.
- Эзра Мордухаевич предлагает вам пойти с нами к могилам шаргородских цадиков2, - обратилась она ко мне.
1 Общее название сборников раввинистического толкования Библии.
2 Праведник.
|
У речки над втоптанными и вросшими в землю древними надмогильными камнями исчезнувшего кладбища возвышались два старинных приведенных в порядок надгробия. Старик пальцами прикоснулся к буквам, высеченным на камнях, и только тогда я увидел, что зрачки его мертвы. Женщина, очевидно, была его поводырем. Старик долго стоял у могил цадиков и тихо нашептывал слова молитвы: «... даруй утешение скорбящим, всели в их сердце страх перед Тобою и любовь к Тебе, чтобы служили Тебе всієм сердцем. И да будет их будущность мирной. Омейн».
Покоренный увиденным и услышанным, я попросил разрешения проводить Эзру Мордухаевича до дома.
Снова выглянуло солнце и залило мягким, неярким светом узкие переулки Шаргорода. Над нами неторопливо плыли облака, а мы медленно шли по тихим улочкам. Давно не испытанный покой вселялся в мою душу.
Дом Эзры Мордухаевича, старый, покосившийся, казалось, обрадовался нашему появлению. Женщина - звали ее Евфро-синья Ивановна - попрощалась с нами. Старик осторожно поднялся по деревянным ступенькам, ведущим к двери, прикоснулся пальцами к мезузе1, приложил их к губам и пригласил меня в дом.
Большая комната, скромно обставленная. На стене слева фотографии в деревянных и металлических рамках. Под ними тяжелый дубовый стол с огромным фолиантом на нем; рядом большой старинный подсвечник. На полу выцветшие шерстяные дорожки. С интересом рассматривая комнату, я не знал, с чего начать беседу. Первым заговорил Эзра Мордухаевич:
- Что привело вас в Шаргород, молодой человек?
- Ветер странствий,- смущенно улыбнулся я.
- Что поделаешь, евреи любят путешествовать. Я уже не говорю о Вамбери, но задолго до него в Индию за астрономическими сочинениями был послан Якуб ибн-Тарик, а он привез оттуда в Европу десятичную систему счисления...
Очень скоро я понял, что судьба даровала мне встречу с человеком необыкновенным. Мне не хотелось уходить, но как сказать об этом старику?
- Если вы не спешите, я могу вам о многом рассказать... Уже долгие годы я разговариваю только с Богом или сам с собой. Не подумайте, что я сошел с ума! Нет, этого не случилось, ибо есть Бог и есть Тора. Открыв в ней людям свою волю, Всевышний велит нам следовать ей, и тогда человек сам становится Торой. В древнем предании сказано: «Каждая живая душа - как буква в Торе, и все души вместе составляют Писание». Тора, дарованная нам Всевышним, возвращает силы душе, потерявшей надежду и веру.
1 Маленький свиток пергамента, содержащий два отрывка из Второзакония Моисея. Верующие евреи укрепляют мезузу на правом косяке двери.
|
Старик придвинул к себе фолиант:
- Скажите, вы читаете Тору? Я счастливый человек, ибо впервые прикоснулся к ее страницам еще в детстве. Мне было шесть лет, когда меня отвели к меламеду1 Мотлу Китайгородскому. Отец мой был уверен, что без Торы и ремесла будущего у еврея не бывает, ибо, как сказано в Талмуде, «не обучать сына какому-нибудь ремеслу - все равно, что готовить его к грабежу».
Детство мое прошло в Шполе. Скажите, «ветер странствий» не заносил вас туда? Если бы вы знали, что такое Щпола! Сколько десятилетий прошло с того дня, когда ноги мои последний раз шагали по ее немощеным улочкам и деревянным тротуарам, но и сейчас я вижу маленькие домики с открытыми настежь окнами, из которых доносятся громкие голоса хозяек, сообщающих соседкам через улицу все свои новости и меню предстоящей трапезы. Их голоса заглушали выкрики уличных стекольщиков, точильщиков; с разных сторон доносился ритмичный стук швейных машинок и свист рубанков, голоса лавочных зазывал и нежная мелодия скрипки... А на углу Сме-лянской улицы Пыня Стамбулер громко расхваливал свои кожухи - сейчас их называют дубленками. Пыня мальчиком попал в Стамбул и там научился шить модные кожухи.
О, дивная симфония местечек! Она исчезла навсегда, и в память о ней невозможно установить даже надгробие! Не так давно в Шаргород приезжали еврейские актеры из Москвы. Они думали, что показали жизнь старого местечка, но ничего похожего и даже напоминающего Шполу моего детства в их игре не было. А какой успех имели они у молодежи! Вы спросите, почему? Я вам объясню: Шаргород соскучился по еврейскому слову, даже если оно искажено. Когда я был маленький, в праздник Пурим меня водили на площадь возле базара. Там выступали комедианты. Какие это были актеры! Они не думали об аплодисментах. Комедиант, закончивший первым свое выступление, обходил с подносом публику и собирал жалкие гроши за истинно замечательную игру. А актеры, приехавшие на гастроли в Шаргород, жили в Виннице - их, видите ли, не устраивал «местечковый отель»... Но больше всего меня удивило другое. После спектакля я пошел за сцену и хотел «перекинуться» еврейским словом с актерами. Так что вы думаете? Не с кем! На сцене они говорят по-еврейски, а за сценой - по-русски. Я ничего не могу понять! Разве можно быть еврейским актером, не зная языка? Я вам уже, наверное, надоел своими разговорами. Я так много говорю, как будто забыл, что в трактате «Авот» сказано: «При многословии не миновать греха». Но что поделаешь: «А швер арц рет асах» («Тяжелое сердце много говорит»). А я так соскучился по собеседнику...
Я сказал Эзре Мордухаевичу, что благодарен судьбе за встречу с ним, рассказал о своем давнем увлечении историей евреев на Украине, о своих поисках...
Тихий предсубботний вечер распростерся за окном.
- Уже темнеет,- проговорил старик. - Скоро зайдет солнце, и вы зажжете свечи в моем доме. Мы будем праздновать Субботу с думой о Боге, чтобы, как сказано в Талмуде, «слиться с Его высшим светом». Давно уже я ослеп, но свет, исходящий от Создателя, озаряет мой разум и путь.
Я зажег свечи, и тепло их огня и света заполнило комнату. Эзра Мордухаевич попросил меня найти в старом серванте бутылку с наливкой. Сложив ладони, повернувшись лицом на восток и наклонив голову, покрытую ермолкой, он произнес над вином благословение Субботе, и за скромной трапезой мы продолжили нашу беседу.
Я не мог понять, как в этом человеке - слепом, одиноком и, наверное, познавшем немало горя, сохранилось так много доброжелательности и душевного покоя. «Может быть, единственный путь к святости и к Богу - одиночество»,- подумал я. Оказалось, что старик обладает еще одним свойством - читать мысли собеседника.
- О ваших раздумьях в Талмуде сказано: «Кто от наказания небесного становится лучшим в своем поведении, тот должен радоваться постигшим его страданиям, потому что они принесли ему великую пользу. Следует возносить за них благодарение Богу, как за всякое другое счастье».
Старик задумался, а потом сказал:
- Поднимем рюмки в честь Субботы. Она помогает нам избавиться от суетных мыслей.
Я выпил и похвалил настойку.
- Настойка у меня такая же, как в старые времена, а закуска скромнее, чем бывала по субботам у самого бедного бедняка в Шполе.
Хотите, я расскажу вам о Субботе в доме меламеда Китайгородского? Какие это были благословенные вечера! Дочери меламеда - Лейка, Бетя и Доня - надевали белые платьица и торжественно садились к субботнему столу. На белоснежной скатерти появлялись одна за другой тарелки с вкусными яствами: в маленькой тарелке - салат из бобов и гороха, рядом - длинная тарелка с селедкой, обложенной луком; в глубокой тарелке - очищенные от кожуры огурцы, залитые простоквашей; в центре возвышался цыпленок, начиненный фруктами. А к приходу из синагоги хозяина на стол подавалась фаршированная рыба.
Во главе стола восседал хозяин, а рядом с ним - его сын Иосиф. После молитвы, произнесенной хозяином, дочери зажигали субботние свечи. Но самое замечательное наступало позже - после субботней трапезы все распевали еврейские гимны и песни.
Еврейские песни... Вы, наверное, думаете, что они только о бедном местечковом портном и обездоленной девушке. Не так, нет, не так! Знаете ли вы, что такое музыка для еврея? Каждый еврей есть певец перед Богом, каждая буква в Торе - музыкальная нота; в еврейских мелодиях так много сердца... А еврейские песни, возникшие в диаспоре,- это скорбная симфония о горькой судьбе народа-изгнанника, тоскующего по своей древней родине...
Старик попросил меня завести патефон, стоявший тут же на тумбочке, а сам подошел к аккуратно сложенной кипе пластинок:
- Вот эту.
Он подал мне старую, непривычно тяжелую пластинку. Чудесный глубокий голос кантора1 заполнил комнату. Эзра Мордухаевич наклонил голову к патефону и, слушая мелодию, тихонечко подпевал... Он долго выбирал следующую пластинку. Зазвучал «Лебедь» Сен-Санса. Скрипка...
- Вы знаете, о чем я сейчас думаю? Яша Хейфец, Иегуди Менухин, Исаак Стерн, Борис Гольдштейн могли родиться только в нашем племени. Дал бы Бог, еще немного прожил Иосиф, сын меламеда Китайгородского, он стал бы вторым Яшей Хейфецом. Бели бы вы слышали, как он божественно играл на скрипке!
Иосиф был гордостью и надеждой доброго меламеда Мот-ла, гордостью всей Шполы... Когда в местечко вошли красноармейцы, Иосиф ушел вместе с ними по Смелянскому шляху - «за советскую власть воевать»... Больше его в Шполе никогда не видели. Кто-то рассказал Мотлу Китайгородскому, что отряд красноармейцев, а с ними Иосиф, попал в плен.
Учитель в хедере
Ведущий певец в синагоге
Далее >
Назад >